Журнал «Международные коммуникации»

Издание Факультета международной журналистики МГИМО МИД России

Журнал «Международные коммуникации»

Цифровые вызовы журналистскому образованию

Булгарова Белла Ахмедовна
доцент кафедры массовых коммуникаций РУДН, к.филол.н.
e-mail: bulgarova-ba@rudn.ru

Водопетов Сергей Вячеславович,
доцент кафедры массовых коммуникаций РУДН, к.полит.н.
e-mail: vodopetov-sv@rudn.ru

Барабаш Виктор Владимирович
декан филологического факультета, заведующий кафедрой массовых коммуникаций РУДН, д.филол.н. профессор
e-mail: barabash-vv@rudn.ru

Бурдовская Елена Юрьевна
доцент кафедры массовых коммуникаций РУДН, кандидат культурологии
e-mail: burdovskaya-eyu@rudn.ru

Российский университет дружбы народов
117198 г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Аннотация. Цифровизация журналистики детерминировала необходимость осваивать новые интерактивные технологии и компьютерные программы, без которых коммуникация журналиста и читателя стала нерелевантной. Современная аудитория избалована гаджетами и техническим прогрессом: на всём старается экономить время и материальные затраты, поэтому склонна получать информацию из мобильного телефона или других компьютерных устройств, всё меньше и меньше отдавая предпочтение печатным средствам массовой информации.

В ответ на информационный прогресс медиатрендовая журналистика обязана быть компетентной в программировании и в такой отрасли знаний, как статистика. Таким образом, журналистское образование приобретает междисциплинарный контекст: прежде всего, гуманитарные науки тесно переплетаются с техническими дисциплинами, основанными на использовании компьютера. Соответственно, в свете информационно-коммуникационных тенденций журналистское профессиональное образование должно претерпеть значительные изменения и модификации, преимущественно, в спектре дисциплин, которые предстоит освоить будущему специалисту; а также интегрировать в учебный процесс инструментарий, способствующий овладению навыками работы в сфере IT-технологий (программирования и статистики). По этой причине инструменты потокового сбора должны стать основным драйвером в журналистике и журналистской образовательной системе XXI века.

Ключевые слова: цифровизация, журналистское образование, интернет-журналистика, дата-журналистика, средства массовой информации, СМИ, сторителлинг.

Введение

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) трансформировали профессию журналиста «путём оцифровки рабочего процесса, что привело к появлению таких новых жанров журналистики, как мультимедийная и мобильная журналистика, журналистика данных и компьютерная журналистика» [3, р. 28]. «Трансформация каналов передачи информации и повсеместная цифровизация контента предопределила развитие конвергентной журналистики как важного элемента современного общества» [7, с. 28] и, соответственно, новой ветви в журналистском образовании.

Методы исследования: в данной статье использовались поисковый, исследовательский, системно-структурный и логический методы.

Фундаметнообразующим компонентом дата-журналистики является такая отрасль знаний, как статистика. Однако, согласно исследованиям Sh.Dunwoody и R.Griffin (2013), освоение данной дисциплины затруднено вследствие отсутствия мотивации студентов уделять должное внимание её пониманию и функционалу в профессиональной детальности современного корреспондента, в то время как большая часть существенной информации, лежащей в основе сегодняшних новостей, отражает принятие решений в неопределенных условиях. Например, экономика, энергетика, окружающая среда, выборы, риски для здоровья и здравоохранение – все это требует от журналистов умелого обращения со статистикой [8, р.530].

А именно, не вдаваясь в подробности метаданных и не используя кибер-математические инструменты, журналисты умаляют достоверность полученных данных и излагают их исходя из субъективного мнения, в то время как статистика опирается на объективность и не носит персоналистический характер.

Тем не менее сегодня «Интернет и новые медиа революционализировали учебно-образовательный процесс подготовки будущих журналистов» [2, c. 13]. Новаторство конвергентной журналистики заключается в ее интерактивности и импрессивности [6, с. 251].

Базовыми языками программирования дата-журналиста являются «Python» и «[1, с.322]. В том числе, в компетенцию данного специалиста должно входить умение работать с системой интерактивной аналитикой Tableau, с таким инструментом, как Data Storytelling (дата-сторителлинг), а также ему рекомендовано овладеть навыками создания веб-приложений и программ, позволяющих визуализировать контент [5, с. 53] и придавать ему определенный дизайн.

Сторителлинг – это методология передачи информации, адаптированная к конкретной аудитории, с убедительным повествованием. Data Storytelling базируется на «трёх китах»: научные данные (Data science), визуализация контента (Visualisations) и нарратив (Narrative) [10]. Фундаментом сторителлинга является пласт статистических данных, который «цепляет» читательскую аудиторию в корреляции с увлекательным описанием ситуации [4, с. 9–10].

Согласно статистическим показателям, полученным в процессе опроса студентов 5 курса «Журналистики», следующие данные характеризуют отношение выпускников к выбранной профессии преимущественно как положительное:

Рисунок 1 – Перспективы журналистики

В процессе опроса выпускники факультета «Журналистика» имели неоднозначное мнение в отношении выбранной специальности. Полагаем, это детерминировано резкими скачками технологического прогресса, который ежегодно меняет требования к кандидатам в те или иные профессии, либо исключает какие-либо специальности из актуальных (упраздняя их). Состояние нестабильности порождают в некоторых студентах мнение, что их профессия в ближайшем будущем может оказаться невостребованной.

Результаты: мультитрендовая журналистика, базирующаяся на использовании Интернета и технических устройств, характерна визуализацией контента, что включает в себя применение различных графических инструментов с целью представления информации наглядно: от видео и фотографий высокого качества, до объемных графиков, интерактивных гистограмм, меняющихся в зависимости от онлайн-восполнения данных, или карт. Данные требования обусловливают систему образования адаптироваться под стремительно меняющиеся инновационные внедрения, а, главное, успевать за техническим прогрессом.

Согласно статистическим показателям, полученным в процессе опроса студентов 5 курса «Журналистики», среди выпускников разнится мнение относительно выбранной специальности: одни обучающиеся воодушевлены позитивными тенденциями в выбранной специальности, другие высказывают негативное отношение, обусловленное, полагаем, резкими скачками и преобразованиями в науках – данные модернизации способны упразднять многие специальности.

Благодарность:

This paper has been supported by the RUDN University Strategic Academic Leadership Program.

Литература:

  1. Баранова, Е.А. Медиаконвергенция как системообразующий фактор трансформации института СМИ: дис. ... доктора филологических наук: 10.010 / Баранова Екатерина Андреевна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. – М., 2018. - 382 с.
  2. Барлыбаева, С.Х. Модернизация журналистского образования в цифровую эпоху. Электронные средства массовой информации: вчера, сегодня, завтра: XIV Всероссийская научно-практическая конференция, 3 апреля 2020 года / Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов; ред. К. И. Шарафадина. – Санкт-Петербург: СПбГУП, 2020. – 90 с.
  3. Вопросы журналистики. 2020. 2020, №8. – 2020. – 137 с.
  4. Исследовательские традиции технологи визуального сторителлинга / Медиасреда: научный журнал Факультета журналистики ЧелГУ / учредитель: Факультет журналистики ЧелГУ; главный редактор: М.В.Загидуллина. – Челябинск: [б. и.]. 2020. – №2. – 201 с.
  5. Лисицин, М.Е. Понятие журналистика данных в освещении российских и зарубежных СМИ: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Лисицин Макар Евгеньевич; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)]. – М., 2018. – 202 с.
  6. Олешко, В.Ф. СМИ как медиатор коммуникативно-культурной памяти: [монография] / В. Ф.Олешко, Е. В.Олешко; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2020. – 468 с.
  7. Олешко, Е.В. Конвергентная журналистика: профессиональная культура как фактор оптимизации информационно-коммуникативных процессов: дис. ... доктора филологических наук: 10.01.10 / Олешко Евгений Владимирович; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]. - Екатеринбург, 2018. – 461 с.
  8. Dunwoody Sh., Griffin R. (2013) Statistical Reasoning in Journalism Education. Science Communication 35(4):528-53
  9. Watson, А. Journalism – Statistics & Facts. Statista. Jan 11, 201 URL: https://www.statista.com/topics/2096/journalism/. Date: 20.04.2021.
  10. What is Data Storytelling? The most effective way to share business information and drive outcomes. URL: https://www.nugit.co/what-is-data-storytelling/. Date: 22.04.2021.

DIGITAL CHALLENGES TO JOURNALISTIC EDUCATION

About the authors:

Bella A. Bulgarova, Associate Professor of the Department of Mass Communications, Peoples’ Friendship University of Russia
E-mail: bulgarova-ba@rudn.ru

Sergey V. Vodopetov, Associate Professor of the Department of Mass Communications, Peoples’ Friendship University of Russia
E-mail: vodopetov-sv@rudn.ru

Victor V. Barabash, Dean of Philological Faculty, Head of the Department of Mass Communications, Peoples’ Friendship University of Russia
e-mail: barabash-vv@rudn.ru

Burdovskaya E. Associate Professor of the Department of Mass Communications, Peoples’ Friendship University of Russia
E-mail: burdovskaya-eyu@rudn.ru

Peoples Friendship University of Russia (RUDN University)
6 Miklukho-Maklaya Street, Moscow, 117198, Russian Federation

Abstract. The digitalization of journalism determined the need to master new interactive technologies and computer programs, without which the communication of the journalist and the reader became irrelevant. The modern audience is spoiled by gadgets and technical progress: she tries to save time and material costs on everything, so she tends to get information from a mobile phone or other computer devices, giving less and less preference to print media.

In response to information progress, media journalism must be competent in programming and in such a branch of knowledge as statistics. Thus, journalism education takes on an interdisciplinary context: first, the humanities are closely intertwined with technical disciplines based on the use of a computer. Accordingly, in the light of information and communication trends, journalistic professional education should undergo significant changes and modifications, mainly in the range of disciplines that the future specialist will have to master, as well as integrate into the educational process tools that contribute to mastering the skills of working in the field of IT technologies (primarily programming and statistics). For this reason, streaming collection tools should become a major driver in journalism and the journalistic educational system of the 21th century.

Keywords: digitalization, journalistic education, Internet journalism, data journalism, mass media, mass media, storytelling.