Журнал «Международные коммуникации»

Издание Факультета международной журналистики МГИМО МИД России

Журнал «Международные коммуникации»

Причины появления социальных конструктов и их влияние на степень эффективности межнациональной коммуникации (на примере социального конструкта красоты по материалам произведения «Миф о красоте» Наоми Вульф)

Кошурникова Анна Андреевна
Студентка 2 курса факультета МЖ-МИЭП
119454 Москва, пр-т Вернадского, 76, МГИМО МИД России
E-mail: koshurnikova00@gmail.com

Аннотация: проблема эффективности межнациональной коммуникации была и остается широко обсуждаемой сегодня. В данной статье рассмотрены причины появления своеобразных посредников взаимодействия – социальных конструктов, а также их влияние на степень эффективности межнациональной коммуникации.

Ключевые слова: социальный конструкт, межнациональная коммуникация, международное взаимодействие, стандартизация, глобализация, миф о красоте, пандемия COVID-19.

Сегодня существует множество способов оценки эффективности того или иного рода взаимодействий, а также условий, благодаря или вопреки которым стала возможна определенная коммуникация. В век информатизации процесс взаимодействия, безусловно, становится проще – не встает вопрос о способах связи, скорости передачи информации, качестве трансляции, однако, бесспорно, интересным для изучения остается аспект эффективности донесения месседжа, смыслов в целом.

Из-за глобализации процесса коммуникации[1] все большую значимость приобретает проблема формализации (формального отношения к информации), что позволяет говорить о всё меньшем уровне внимания, уделяемого качеству смыслов, транслируемых коммуникаторами. Данный тезис в самом крайнем своем проявлении находит подтверждение в теории симулякров Ж.Бодрияра, который утверждал, что симулякры (то есть копии, изображающие что-то, либо вовсе не имевшее оригинала в реальности, либо со временем его утратившее) возникают из-за возрастающего количества информации и одновременного уменьшения передаваемого смысла. Очевидно, из-за недостатка уделяемого внимания именно вопросу качественного транслирования информации и возникают различные затруднения в процессе межнациональной коммуникации.

Еще сильнее данную ситуацию усугубляет факт существования социальных конструктов. Уточним, что здесь и далее «конструкт» будет рассматриваться как своеобразное воспроизведение человеком идеального объекта (мысли, идеи), который позволяет интерпретировать и воспринимать реальность. Изначально данный механизм существовал для упрощения коммуникации: стандартизация смыслов, разумеется, упрощает коммуникацию из-за снижения количества прилагаемых усилий как для передачи, так и для восприятия смысла. Однако, как оказалось, впоследствии то, что было создано для упрощения коммуникации стало серьезной помехой для нее же. Еще более ситуация усложняется в контексте межнациональной коммуникации, потому как помимо наслоения различных социальных конструктов, присутствует различие в менталитете, что еще сильнее затрудняет восприятие смыслов, транслируемых собеседником. Таким образом, думается, что нельзя однозначно оценить влияние социальных конструктов – как положительно, так и отрицательно.

Рассмотрим конкретный пример социального конструкта – конструкта красоты, описанного Наоми Вульф в произведении «Миф о Красоте». Автор поднимает проблему социальной обусловленности понятия «красота», где определяющую роль играет патриархальный компонент. Вульф говорит о неизбежности создания рамок посредством мифов самим обществом[2]. При этом делается акцент на то, что не существует какого-либо исторического или биологического обоснования мифа о красоте. Он (миф о красоте) основывается на потребности начать контрнаступление на женщин со стороны структур власти, экономики и культуры. Утверждается, что миф связан с эмоциональной отчужденностью и сексуальным подавлением, что определяет господство мужчин.

Также важно отметить, что на самом деле миф о красоте предписывает поведенческие стандарты, а не идеал внешности. В конкретную историческую эпоху именно наиболее желательное поведение определяет женские качества, считающиеся красивыми. Как только общество чувствует чрезмерно важную роль, оказываемую женщинами, оно для маскировки вселяет в массы теорию о том, что домашнее рабство женщин абсолютно нормально, регулируя тем самым нормы поведения. Причем поведение регулируется не одним лишь мифом о красоте. Также, к примеру, получил распространение миф о постоянной нужде ребенка в заботе матери и так далее[3].

Более того, красота, как утверждается, выступает в роли валютной системы, которая определяется политическими интересами и сохраняет неизменность мужского господства. При этом женщины разных возрастов конкурируют на предмет красоты, борясь за ресурсы, которые уже присвоили себе мужчины.

Проясним также, что миф о красоте начинает оказывать значительное влияние, когда снимаются проблемы материального характера, становится возможным массовое распространение образа физического идеала, а также после промышленной революции. С появлением даггеротипов, фотографий и иных технологий массового производства женщина начала сравнивать себя с «идеалом» красоты. А в результате промышленной революции женщина в семье приобрела жизненное предназначение – поддерживать труженика[4]. Именно тогда и появились критерии «красоты», которые стали важны для образованных неработающих женщин.

Итак, мы видим яркий пример социального конструкта как чего-то навязанного извне. Очевидно, что красота – понятие кросс-культурное, хотя и дифференцируется в зависимости от менталитета. Однако Вульф описывает ситуацию, когда становится возможно говорить о поведенческих стандартах, считающимися «красивыми». Это предполагает возможность своеобразного манипулирования женщинами, ведь навязыванием стандарта поведения можно как упростить коммуникацию (если, к примеру, в понятие красоты входит навык общаться на английском), так и затруднить ее (к примеру, если внедрить идею о неидеальности женского тела и навязать излишнюю скромность, что бесспорно станет помехой для общения женщин друг с другом и тем более с противоположным полом).

Возникает вопрос, зачем общество искусственно усложняет коммуникацию, создавая по сути то, чего нет на самом деле? Иными словами – зачем создавать рамки, которые не позволяют говорить о максимизации эффективности коммуникации, потому как порождают борьбу? И что еще интереснее – зачем производить подмену понятия красоты внешнего мира женщины поведенческими стандартами?

Один из ответов на первый вопрос сформулировал Дж. Лакан, который полагал, что человеческий мир формируется в соперничестве с другими (людьми)[5]. Интересно отметить, что само соперничество начинается в детстве, когда человек видит себя в зеркале («Теория зеркал»), а далее, взрослея, он начинает узнавать свои черты в окружающих, как бы «отзеркаливая» себя. Итак, становится ясно, что цель внедрения социальных конструктов – реализация человеческой сущности самой по себе (если рассматривать ее как нечто, жаждущее борьбы).

Другой теоретик – Э.Гоффман в своем труде «Презентация себя в повседневной жизни» описывает высшую форму социальной жизни как театр. Представитель символического интеракционизма показал, что индивиды даже в самых обычных случаях целенаправленно добиваются желательной интерпретации путем выстраивания серии действий – «пьесы». Также они выбирают и подготавливают ситуацию взаимодействия – «сцену», используют особенности места – «декорации», вещи – «реквизит». При этом цель презентации – создание устойчивого впечатления, определяющего в сознании людей, кем является, какое социальное положение занимает индивид.

Очевидным дополнением к теории Э. Гоффмана может быть тезис П. Блау о том, что, прекращая исполнять роли, человек начинает страдать. Итак, в соответствии с данными направлениями мысли, можно предположить, что соперничество людей (к примеру, «выстраивание женщин в вертикальную иерархию» по Вульф) помогает им самореализоваться через исполнение социальных ролей (ролей в театре по Гоффману).

Говоря же о самом концепте конструкта, также имеется ряд теорий, объясняющих необходимость его существования. К примеру, Дж.Хоманс представил «теорию обмена», где он постулирует, что люди постоянно стремятся к получению наград и выгод. В данном контексте, можно рассмотреть социальный конструкт как объективацию образа, за который и предполагается награда. Таким образом, факт существования социальных конструктов объясняется необходимостью обобщения в каких-либо формах всего накопленного человечеством опыта для понимания идеала, следуя которому становится возможно получить награду.

Отвечая на второй вопрос, а именно на вопрос о причинах подмены понятия внешней красоты поведенческими стандартами, можно предположить, что целью такой подмены является появляющаяся возможность манипуляции. Так, закладывая в сознание женщин понимание о «правильных» и «неправильных» формах участия в общественной жизни, мужчины получают возможность изменять, подстраивать эти формы под свои цели. Очевидно, модель «мужчина-манипулятор, женщина-жертва» не является исчерпывающей и рассматривается нами лишь в контексте труда Н.Вульф.

Все эти взгляды теоретиков дают основание говорить, что феномен социального конструкта плотно вошел в нашу жизнь и оказывает существенное влияние на нее. С одной стороны, он позволяет создать идеал, стремиться к нему, с другой стороны, что отчетливо видно у Вульф, навязанные ожидания являются помехой на пути к максимизации эффективности взаимодействия.

Отметим, однако, что в трудах различных отечественных и иностранных исследователей в последнее время замечена общая тенденция: речь идет об акцентировании внимания на ослаблении влияния социального конструкта красоты вследствие пандемии COVID-19. Существует мнение, что массовый перевод работы в онлайн-формат позволил размыть критерии привлекательности. Иными словами, это позволило уйти от идеально выверенного образа, к примеру, ведущего новостей, после того как зритель увидел последнего без предварительной многочасовой подготовки визажистами, стилистами и иными мастерами. Интересно заметить, что по завершении первой волны, люди не спешили вернуться к тому, как казалось ранее, единственно возможному, идеальному образу медийной личности. Пандемия лишь усилила тренд на натуральную красоту, что предполагает отсутствие видимого вмешательства мастеров, таких желаемых, но недоступных во время локдауна.

Возвращаясь к теме исследования, отметим: социальные конструкты стали в каком-то смысле призмой, через которую мы воспринимаем реальность, а возможно и ее частью в целом, однако новые переменные, зачастую появляющиеся крайне неожиданно, предопределяют необходимость все более гибкого взгляда на мир.

Подводя итог, отметим, что основной причиной появления социальных конструктов можно считать возможность с их помощью объективизировать реальность для упрощенного восприятия, сведения многообразного мира, который нас окружает, к очень конкретным, четко определенным образам. Цель этого процесса, к примеру, может сводиться к упрощению таким образом следования к идеалу, на что есть запрос у общества. Влияние социальных конструктов неоднозначно – они могут как упрощать коммуникацию вследствие приведения определенного количества ситуаций к образцу, так и усложнять ее из-за неспособности передать все смыслы, вкладываемые изначально (опять же из-за стремления свести все к образцу) или из-за навязывания определенных форм поведения в обществе.

Список использованных источников:

  1. Миф о красоте: Стереотипы против женщин / Н.Вульф: Альпина нон-фикшн, Москва, 2013.
  2. Ключевые понятия концепта желания Жака Лакана / Кухарец, Т.И. [электронный доступ]: URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwiSlNWjx8vzAhVwhosKHXW4DkoQFnoECBIQAQ&url=https%3A%2F%2Fperiodicals.karazin.ua%2Fthcphs%2Farticle%2Fdownload%2F2185%2F1929%2F&usg=AOvVaw1ZHKwGIZDD-_8WqbEEmeb2 (Дата обращения: 10.10.2021)
  3. What Is Beauty Now?/ Mara Altman: The New York Times, 2020 [электронный доступ]: URL: https://www.nytimes.com/2020/05/15/us/beauty-coronavirus-body-looks.html (Дата обращения: 28.10.2021)
  4. Why do we all have to be beautiful?/ Megan Nolan: The New York Times, 2019 [электронный доступ]: URL: https://www.nytimes.com/2019/04/06/opinion/sunday/women-beauty.html (Дата обращения: 28.10.2021)
  5. Beauty standards have fallen under lockdown. That’s a good thing. / Helaine Olen: The Washington Post, 2020 [электронный доступ]: URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/2020/05/02/beauty-standards-have-fallen-under-lockdown-thats-good-thing/ (Дата обращения: 29.10.2021)
  6. Why Natural Beauty Is A Social Construct / Andrea Alvarado: The Daily Utah Chronicle, 2018 [электронный доступ]: URL: https://dailyutahchronicle.com/2018/09/10/for-print-alvarado-why-natural-beauty-is-a-social-construct/ (Дата обращения: 30.10.2021)
  7. The Social Construction of Reality as a paradigm / Hubert Knoblauch: ResearchGate, 2020 [электронный доступ]: URL: https://www.researchgate.net/publication/343099017_The_Social_Construction_of_Reality_as_a_paradigm (Дата обращения: 31.10.2021)


Some reasons for the occurrence of social constructs and the impact of such constructs on the effectiveness of interethnic communication (according to the example of the social construct of beauty based on "The Beauty Myth: How Images of Beauty Are Used Against Women" by Naomi Wolf)

Anna Koshurnikova
2th year student of the Faculty of International Journalism and International Institute of Energy Policy and Diplomacy of MGIMO MFA Russia.
MGIMO 119454, Moscow Vernadsky Prospekt, 76.
e-mail: koshurnikova00@gmail.com

Abstract: the problem of the effectiveness of interethnic communication remains one of the most widely discussed today. This article touches some reasons for the occurrence of peculiar intermediaries of interaction – social constructs, as well as topic of its impact on the effectiveness of interethnic communication.

Keywords: social construct, interethnic communication, international interaction, standardization, globalization, beauty myth, COVID-19.

 

[1] Информационно-коммуникационные технологии третьего тысячелетия: учебное пособие / П.В.Меньшиков, Е.Е.Юсупова, В.Н.Филиппов [и др.]; под редакцией П.В.Меньшикова. — Москва: МГИМО-Университет, 2020; Меньшиков П.В., Бизнес-PR 4.0. Актуальные аспекты медийной политики в международном бизнесе. МГИМО-Университет, 2018; Меньшиков П.В. Бизнес-PR инновационного уклада экономики. Международные коммуникации. 2017. № 2. С. 5.

[2] Миф о красоте: Стереотипы против женщин / Н.Вульф: Альпина нон-фикшн, Москва, 2013. – 114 с — URL: https://www.wmmsk.com/media/Library/Феминистская%20теория/Наоми%20Вульф%20Миф%20о%20красоте.pdf

[3] Миф о красоте: Стереотипы против женщин / Н.Вульф: Альпина нон-фикшн, Москва, 2013. – 16 с. — URL: https://www.wmmsk.com/media/Library/Феминистская%20теория/Наоми%20Вульф%20Миф%20о%20красоте.pdf

[5] Ключевые понятия концепта желания Жака Лакана / Кухарец, Т.И. URL: ttps://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwiSlNWjx8vzAhVwhosKHXW4DkoQFnoECBIQAQ&url=https%3A%2F%2Fperiodicals.karazin.ua%2Fthcphs%2Farticle%2Fdownload%2F2185%2F1929%2F&usg=AOvVaw1ZHKwGIZDD-_8WqbEEmeb2