Журнал «Международные коммуникации»

Издание Факультета международной журналистики МГИМО МИД России

Журнал «Международные коммуникации»

PR как ключевой фактор развития атомной энергетической отрасли и борьбы с радиофобией

Яковлева Дарья Андреевна
Студентка 1 курса магистратуры Факультета международной журналистики
119454 Москва, пр-т Вернадского, 76, МГИМО МИД России
E-mail: daria.ya99@mail.ru

Аннотация: Атомная промышленность в 2021 году – это активно развивающаяся отрасль, необходимость которой возрастает с каждым годом. 2021 год ознаменован годом технологий и науки, что задает стремительный темп развитию отечественным атомным разработкам и расширению распространения атомных продуктов, производимых Российской Федерацией по всему миру. С каждым годом мировые гиганты атомной промышленности все больше развиваются и укрепляют свои позиции, в связи с чем возрастает необходимость в подготовке кадров PR-департамента, способных улучшать образ компании и самой отрасли среди общественности, а также повышать уровень осведомленности граждан в целях борьбы с радиофобией на национальной и международной аренах. В данной научной статье мы рассмотрим методы продвижения атомных технологий посредством PR и выявим ключевые пути укрепления положительного образа атомной промышленности, несмотря на негативные исторические прецеденты и общественную радиофобию.

Ключевые слова: радиофобия, атомная промышленность, мирный атом, общественная приемлемость, атомная энергетика.

Атомная энергетика в наши дни – одна из составляющих экономического и политического первенства государства на мировой арене, поскольку именно она позволяет добиться потрясающих результатов в новом витке технологического прогресса. Сейчас она сосредотачивает в себе национальный интеллектуальный потенциал. Достижения отечественных ученых-атомщиков – многочисленны, начиная от создания и усовершенствования АЭС и небольших блоков и заканчивая атомной медициной, аддитивными технологиями, цифровыми продуктами, электротехникой и тд.

Ядерные технологии сейчас решают проблемы устойчивого энергообеспечения в странах, где особо чувствуется нужда в альтернативной энергетике. PR в атомной энергетике решает серьезный вопрос, знакомит общество с пользой мирного атома и необходимостью его развития в наши дни.

На территории Российской Федерации проводником политики в области атомной энергетики является государственная корпорация «Росатом». «Важно отметить, что ядерные технологии имеют огромную перспективу, учитывая тот факт, что Россия занимает ведущую роль в данной сфере: коммерческое использование радиоактивных изотопов, реакторов на быстрых нейронах и термоядерных реакторах».[1]

Именно деятельность государственной корпорации по работе с общественностью способствует уменьшению радиофобии среди населения как России, так и многих друг стран партнеров, развитию международного бизнеса, внешнеэкономической деятельности страны, внешнеполитической деятельности по вопросу сотрудничества в обеспечении ядерной безопасности и мирового ядерного порядка.

PR-деятельность реализуемая компанией делает основной упор на борьбу с радиофобией среди российского населения, формирование положительного образа атомной энергетики среди молодежи (будущего нашей страны), различных возрастных и социальных групп населения, а также на улучшение восприятия стратегических проектов по развитию ядерного комплекса (аддитивные технологии, цифровизация и искусственный интеллект, экологические проекты, ядерная медицина, возобновляемая энергетика). Под радиофобией принято понимать страх, связанный с распространением радиации и опасностью заражения, исходящей от различных источников облучения. «Построение стратегии предприятия с учетом маркетинговых факторов и с их приоритетом развития выводит компанию в сферу принятия стратегических решений».[2] Всей коммуникационной работой на территории РФ занимается основное подразделение «Департамент коммуникаций», в который входит PR-департамент. Именно он отправляет основные задачи на предприятия, в другие департаменты коммуникационных центров и филиалов.

PR-специалисты занимаются информационной работой, ориентированной на целевые группы общественности различных уровней. Работа осуществляется посредством реализации маркетинговых коммуникаций, различных средств по улучшению имиджа и понижению уровня информационного негатива. Особый упор делается также на работу со СМИ. «Связи с общественностью, в свою очередь, являются процессом управления оборота информации об организации среди общественности для поддержания ее благоприятной репутации».[3]

Любые реализуемые компанией проекты требует широкой известности, которой можно добиться исключительно с помощью грамотно выстроенной коммуникации с массмедиа. Для информирования сотрудников и заинтересованных сторон о новостях и главных событиях в деятельности Государственной Корпорации «Росатом» и ее организаций в отрасли функционирует пул корпоративных СМИ под общим брендом «Страна Росатом»: газета (выходит еженедельно на всех предприятиях российской атомной отрасли, общая аудитория — более 250 000 человек); радиопередача (выходит в 30 организациях Корпорации, аудитория — 50 000 человек); телепередача (выходит еженедельно в 20 городах присутствия организаций атомной отрасли, общая аудитория каналов, транслирующих программу— 7,3 млн человек).

Поскольку мы рассматриваем PR в атомной энергетике на территории Российской Федерации, мы вынуждены обратится к рекламным технологиям используемым монополистом в области атомной энергетики в России – Государственной Корпорацией «Росатом». В 2020 году компания перешла на единый бренд с новой серией логотипов. Переход к единому стилю организации необходим для сформирования у общественности единого образа компании. В 2020 году Государственная корпорация произвела ребрендинг и объединила все свои предприятия под единым брендом. PR-специалисты выделили 5 основополагающих элементов бренда, над которыми произвели тщательную работу. Все они представляют собой основными аспектами корпоративной визуальной идентичности:

  • Логотип
  • Единая цветовая гамма
  • Единый шрифт
  • Дополнительные элементы примерного стиля (паттерн-волна)
  • Единое композиционное решение

В течение последних лет PR-департамент также активно реализовал совместные мультимедийные проекты с информационным агентством ТАСС для увеличения уровня осведомленности людей о мирном атоме. Они были отмечены премиями в области журналистики и дизайна, что позволило повысить уровень вовлеченности общественности в мир атомных технологий. Диплом лауреата международной премии для журналистов, пишущих об энергетике, «Энергия пера» был вручен руководителю научной редакции ТАСС Андрею Резниченко за спецпроект «Тайны радиационных технологий», реализованный совместно с Департаментом коммуникаций Корпорации. Награду престижной премии в области дизайна Digital Communication Awards в номинации «Лонгрид» получил проект «Севморпуть 2.0», который в интерактивном формате рассказал об истории Северного морского пути, модернизации атомного ледокольного флота и перспективах его развития.

Рейтинг энергетической компании и повышение уровня положительного восприятия продвигаемых ею продуктов зависит от имиджа и качества произведенных ею товаров или услуг. Изменения в имидже могут оказать значительное влияние на работу компании и функционирование всего сектора в целом. В 2020 году PR-департамент работал над масштабным ребрендингом корпорации, для улучшения восприятия образа. Единый бренд открывает новые возможности перед компанией с большим количеством производимых продуктов, поскольку вызывает определенный ассоциативный ряд и повышает уровень доверия.

Единый визуальный код – это то, что, по мнению специалистов по коммуникации, составляет основу положительного восприятия продукта и имиджа в целом. Также важно отметить, что работа PR-специалистов сосредотачивается на едином бренд-буке компании. Она объясняет ее визуальное позиционирование, объясняет принадлежность различных элементов.

При анализе работы PR-департамента атомной в атомной промышленности, необходимо отметить, что его деятельность направлена на формирование общественной приемлемости атомной энергетики. С помощью популяризаторских программ, общественных мероприятий и проектов необходимо показать стратегические цели компании направленные на улучшение жизни общества, в основе которых лежит миссия обеспечить мир чистой, доступной, а также безопасной энергией и инновациями в области атомной промышленности на основе атомных технологий. Миссия компании звучит как - «Достижения ядерной науки и высокие современные технологии на службу людям».[4] Учитывая данную задачу PR-специалисты посредством PR-проектов, доносят в правильной манере информацию до общественности о развитии приемлемости атомной энергетики и комплекса мер, проводимых компанией:

  • Повышение доли производства и распространения продукции атомной энергетики на международном рынке с целью улучшения качества жизни населения страны
  • Снижение себестоимости продукции и сроков протекания процессов производства атомной энергии
  • Разработка новых продуктов, приносящих пользу людям

«Эффективность диалога определяется степенью информированности общественности в области экологии и радиационной безопасности».[5] PR-департамент выстраивает особый уровень коммуникации с Лидерами общественного мнения, представителями искусства: актерами, режиссерами и музыкантами для расширения влияния среди широких слоев населения. Как пример, ведет совместную работу с режиссерами над реконструкцией художественных фильмов об аварии на атомной станции Чернобыль (х/ф «Чернобыль» Даниила Козловского 2021 г) в целях борьбы с радиофобией. Для того, чтобы выстроить имидж своего единого бренда PR-специалисты компании используют интегрированное предложение, включающее в себя:

  • Качественную подготовку кадров компании
  • Информируют общественность об инновационных промышленных и энергетических решениях
  • Занимаются топливным, сервисным решениями
  • Развивают ядерную инфраструктуру
  • Работают с общественным мнением по всему миру
  • Формируют общественную приемлемость

PR-департамент осуществляет реализацию презентаций, конференций, образовательных курсов и школ для формирования положительного восприятия АЭС.

Заключение

Грамотная PR-стратегия и деятельность PR-специалистов в области атомной промышленности позволит преодолеть укоренившиеся страхи, навязанные отсутствием должных знаний и выработать грамотное понимание по отношению к атомной промышленности и ее продуктам. Донесение информации PR-департаментом об устройстве атомных реакторов, об уровнях их безопасности, о том какой вклад вносит развитие атомной энергетики в улучшение уже нестабильный экологической обстановки по всему миру является залогом успешного развития уровня человеческой жизни и развития общественного самосознания в области науки и техники.

Список литературы:

  1. Горин Н.В., Екидин А.А., Нечаева С.В., Головихина О.С Информационные интересы общества и объектов атомной отрасли: уроки конфликтов // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. №83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-interesy-obschestva-i-obektov-atomnoy-otrasli-uroki-konfliktov (дата обращения: 12.11.2021).
  2. Жизнин С.З. Основы энергетической дипломатии : учебное пособие / С.З.Жизнин ; Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Международный институт энергетической политики и дипломатии, Кафедра международных проблем ТЭК. – 2-е изд., доп. – Москва : МГИМО-Университет, 2017. – 160 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486934 (дата обращения: 12.11.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9228-1771-4. – Текст : электронный.
  3. Катровский Ю.А., Купчинская М.А. Роль связей с общественностью в формировании положительного имиджа проектов и организации // Бизнес-образование в экономике знаний. 2020. №3 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-svyazey-s-obschestvennostyu-v-formirovanii-polozhitelnogo-imidzha-proektov-i-organizatsii (дата обращения: 12.11.2021).
  4. Шарков, Ф.И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы : учебное пособие / Ф.И.Шарков. – 4-е изд., стер. – Москва : Дашков и К°, 2019. – 272 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573436 (дата обращения: 12.11.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-03152-6. – Текст : электронный.
  5. Миссия компании «Росатом» https://www.rosatom.ru/about/mission/.


PR as a key factor in the development of the nuclear energy industry and the fight against radiophobia

Daria A. Yakovleva, 1st year master student of the Faculty of International Journalism MGIMO MFA Russia.

MGIMO 119454, Moscow, Vernadsky Prospekt, 76

E-mail: daria.ya99@mail.ru

Abstract: The nuclear industry is an actively developing area in 2021, the need for which is growing every year. 2021 is marked as the year of technology and science, which sets a rapid pace for the development of domestic atomic elaborations and the expansion of the distribution of nuclear products around the world produced by the Russian Federation. Every year, the global giants of the nuclear industry are increasingly developing and strengthening their position, and therefore the need for training PR-specialists. They are capable of improving the image of the company and the industry itself among the public is growing, as well as raising awareness among citizens in order to combat radiophobia in the national and international areas. In this scientific article, we will consider methods of promoting nuclear technologies through PR and identify key ways to strengthen the positive image of the nuclear industry despite negative historical precedents and public radiophobia.

Key words: radiophobia, nuclear industry, peaceful atom, public acceptability, nuclear energy.

 

[1] Жизнин, С.З. Основы энергетической дипломатии : учебное пособие / С.З.Жизнин ; Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Международный институт энергетической политики и дипломатии, Кафедра международных проблем ТЭК. – 2-е изд., доп. – Москва : МГИМО-Университет, 2017. – 160 с.: стр.76

[2] Шарков, Ф.И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы : учебное пособие / Ф.И.Шарков. – 4-е изд., стер. – Москва : Дашков и К°, 2019. – 272 с.: стр.30

[3] Катровский Юрий Андреевич, Купчинская Мария Александровна. РОЛЬ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ПРОЕКТОВ И ОРГАНИЗАЦИИ // Бизнес-образование в экономике знаний. 2020. №3(17). Стр3.

[4] https://www.rosatom.ru/about/mission/ Миссия компании «Росатом»

[5] Горин Николай Владимирович, Екидин Алексей Акимович, Нечаева Светлана Владимировна, Головихина Ольга Сергеевна. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ОБЩЕСТВА И ОБЪЕКТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ: УРОКИ КОНФЛИКТОВ // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. №83.