Журнал «Международные коммуникации»

Издание Факультета международной журналистики МГИМО МИД России

Журнал «Международные коммуникации»

Проблема осведомленности общества о федеральных проектах (на примере «Кадры для цифровой экономики»)

Абеленцева Светлана Евгеньевна
студентка 4 курса факультета Международной журналистики
119454 Москва, пр-т Вернадского, 76, МГИМО МИД России
E-mail: abelentseva.se@gmail.com

Агаев Имран Акперович
студент 4 курса факультета Международных экономических отношений
119454 Москва, пр-т Вернадского, 76, МГИМО МИД России
E-mail: agaev_imran@mail.ru

Аннотация: Актуальная проблема сегодня – низкая осведомленность народа России о национальных проектах развития. Решение данного вопроса основывается на структурировании и дальнейшем распространении информации о федеральных программах и проектах. В статье приведен анализ показателей осведомленности о национальной программе под названием «Кадры для цифровой экономики» и выявлен ее текущий уровень.

Ключевые слова: программа, федеральные проекты, цифровая экономика, Россия, кадры, комплексные меры, динамика, охват, СМИ.

Реализация кампаний в сфере связей с общественностью для повышения осведомленности о национальных программах и федеральных проектах представляется актуальной темой в связи с целым рядом факторов, наиважнейшим из которых выступает относительно низкая осведомленность россиян даже о самых масштабных стратегических инициативах.

Согласно результатам исследования, проведенного аналитическим центром НАФИ и Советом Федерации в 2019 году, только 44% жителей Российской Федерации обладают хотя бы минимальной информацией о реализации национальных проектов. Наибольшую осведомленность о национальных проектах принявшие участие в опросе показали в сферах образования и здравоохранения, при этом по остальным инициативам в сфере социально-экономического развития опрошенные не смогли дать какого-либо определенного ответа. Треть (37%) россиян знают о нацпроектах в общих чертах, 7% хорошо осведомлены о них, а 55% впервые узнали о них в ходе проведения опроса [5].

В связи с этим возникает необходимость в продвижении информации о национальных проектах для повышения политической культуры россиян и улучшения диалога между общественностью и властью.

Одна из новейших национальных программ под названием «Цифровая экономика Российской Федерации» реализуется в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Ключевой целью этой программы является решение стратегических задач по внедрению цифровых технологий в общественную жизнь, в частности, в социальную сферу и экономику. Паспорт национальной программы был утвержден 4 июня 2019 года на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам [6].

Ключевыми элементами национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» являются следующие:

  • «Нормативное регулирование цифровой среды»;
  • «Кадры для цифровой экономики»;
  • «Информационная инфраструктура»;
  • «Информационная безопасность»;
  • «Цифровые технологии»;
  • «Цифровое государственное управление».

В рамках направления «Кадры для цифровой экономики» к 2024 году будет реализован комплекс мер, которые направлены на поддержку талантов в области математики и информатики, а также подготовку высококвалифицированных кадров, компетенции которых будут отвечать самым современным требованиям. Кроме того, это направление подразумевает разработку программ профессиональной переподготовки для повышения эффективности деятельности специалистов в большинстве сфер человеческой деятельности [7].

К ключевым информационным поводам, которые отмечаются на современном этапе реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», относится «Инфофорум-2020», на котором выступили представители Правительства Российской Федерации, а также финансового сектора и ведущих ИТ-компаний.

Кроме того, необходимо выделить «Уроки цифры», которые проводятся в учебных заведениях Российской Федерации для повышения осведомленности населения о данном федеральном проекте, его целях и задачах, а также новых возможностях для освоения новых цифровых компетенций даже на начальных ступенях обучения. Также важно отметить открытие «Цифровой школы» для подготовки молодых специалистов и профессиональной переподготовки, а также организацию «Цифрового диктанта» для проверки уровня цифровой грамотности населения Российской Федерации.

Проведение разнообразных мероприятий в рамках PR-кампаний по повышению осведомленности различных целевых групп аудитории проекта, а также информирования населения о тех возможностях, которые появляются посредством реализации этого проекта, делает необходимым и актуальным анализ представленности этого направления национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» с помощью аналитических инструментов, в том числе сервиса «Медиалогия».

Кроме того, необходимо проанализировать эффективность проведенных мероприятий и активности в средствах массовой информации по анализируемым тематикам.

Что касается фактического уровня распространения информации о данной программе, одним из важнейших периодов, когда национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» активно упоминалась в СМИ, стал июнь 2019 года, когда был установлен статус этого проекта, и началось обсуждение перспектив реализации национальной программы различными группами участников рынка.

Наибольшая упоминаемость программы отмечается в период с сентября по декабрь 2019 года, когда национальная программа была утверждена Президентом Российской Федерации, и началась реализация первых проектов и подготовительных мероприятий. На рисунке 1 представлена динамика сообщений.

Рисунок 1. Динамика сообщений в анализируемый период

Источник: официальный сайт «Медалогия»

Суммарный МедиаИндекс, то есть, количество и тональность каждого сообщения в анализируемый период, составляет 95 721,6, что говорит о высокой степени упоминаемости и преимущественно нейтральной или позитивной тональности публикаций в средствах массовой информации по тематикам, связанным с реализацией национальной программы «Цифровая экономика». Стоит отметить, что МедиаИндекс показал наибольший рост одновременно с ростом публикаций. Периоды роста – июнь 2019 года и сентябрь-декабрь 2019 года (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика МедиаИндекса

Источник: официальный сайт «Медалогия»

Гипотеза о тональности публикаций подтверждается данными о соотношении между положительными, отрицательными и нейтральными сообщениями. Так, подавляющее большинство публикаций (94,77%) – нейтральные. Стоит отметить, что доля негативных упоминаний – менее 1% (0,21%), что говорит о положительном восприятии сущности национальной программы «Цифровая экономика» и согласованности мнений в обществе касательно этой инициативы. Распределение публикаций по тональности представлено на рисунке 3.

Рисунок 3. Соотношение положительных, отрицательных и нейтральных публикаций

Источник: официальный сайт «Медалогия»

Стоит отметить, что программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была представлена прежде всего на региональном уровне – количество публикаций превышает 15 000, или 62,5%. При этом информация об этой программе практически не содержится в зарубежных средствах массовой информации.

Преобладающим видом средств массовой информации являются Интернет-СМИ, при этом сообщения о национальной программе отсутствуют на радио, телевидении и в журналах. Вторым по активности видом СМИ стали информационные агентства, что проявилось как на федеральном, так и региональном уровне.

При этом на региональном уровне сравнимым по количеству упоминаний стали газеты, что не наблюдается на федеральном уровне. Наглядно эти данные представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Распределение публикаций по уровню и видам средств массовой информации

Источник: официальный сайт «Медалогия»

Стоит отметить и ключевые слова, которые встречаются в публикациях по информационным поводам. Одним из наиболее употребляемых слов является «власть», поскольку запуск и реализация анализируемой национальной программы тесно связана с образом президента Российской Федерации В.В.Путина.

Кроме того, стоит отметить, что в тематиках публикаций упоминаются высокие технологии, поскольку ключевым аспектом анализируемых информационных поводов является внедрение высоких технологий в жизнь граждан Российской Федерации. Также важным направлением является стимуляция разработок в этой сфере, в связи с чем третьей по популярности тематикой стала «наука и технологии». На рисунке 5 представлено распределение тематик публикаций по популярности.

Рисунок 5. Распределение тематик публикаций

Источник: официальный сайт «Медалогия»

Кроме того, наиболее употребляемыми ключевыми словами, помимо непосредственно названия проекта, стали слова с положительной коннотацией, что говорит о позитивной оценке перспектив проекта в СМИ.

Рисунок 6. Ключевые слова

Источник: официальный сайт «Медалогия»

Стоит отметить, что достаточно высокая представленность национального проекта и связанных с ним информационных поводов в средствах массовой информации не подтверждает высокой осведомленности населения о реализации национальных проектов. Стоит отметить, что уровень понимания россиянами сущности национальных проектов остается низким: доля обладающих какой-либо информацией не превышает 7%. При этом осведомленность о реализации «Цифровая экономика» не превышает 2-3%[1], в связи с чем эффективность кампании по связям с общественностью оценивается как низкая.

Поэтому следует отметить, что гипотеза опровергнута. Высокая представленность и упоминаемость программы «Цифровая экономика» и федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» не приводит к осознанию сущности, назначения и сути проекта. Эта проблема заключается не только и не столько в интенсивности мероприятий и активности в средствах массовой информации, сколько в необходимости повышения политической культуры населения России и активизации институтов гражданского общества.

Таким образом, в ключевые аспекты связей с общественностью в государственной сфере, к которым относится в первую очередь обеспечение диалога, обмена информацией между общественностью и представителями органов государственной власти, что необходимо для адекватного функционирования демократического государства.

При этом следует отметить, что анализ эффективности PR-кампаний все же является вопросом дискуссионным, поскольку существует множество подходов и групп подходов, которые характеризуют эффективность с разных сторон.

Список литературы

  1.  Борисова О. В. Связи с общественностью в системе государственного управления (на примере Управления информацией и взаимодействия со СМИ Аппарата Совета Федерации РФ (Пресс-службы СФ) //Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2018. – №1(17).
  2. Войтович В. Ю., Иванова А. А. Назначение связей с общественностью в органах власти // Наука Удмуртии. – 2017. – №1. – С. 49-55.
  3.  Луценко Е. Л., Охрименко В. В., Литвиненко Ю. А. Паблик рилейшнз в системе государственного управления // Постулат. – 2019. – №2.
  4.  Менчикова К.Ю., Федяева А.Ф. Связи с общественностью как эффективная технология взаимодействия органов местного самоуправления и населения // Advanced Science. – 2017. – №.2. – С. 55-55.
  5. Национальные проекты: ожидания россиян // НАФИ, 2019. [электронный доступ]: https://nafi.ru/analytics/natsionalnye-proekty-ozhidanie-rossiyan-en-national-projects-expectation-of-russians-/
  6. «Цифровая экономика РФ» // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, 2020. [электронный доступ]: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/
  7. «Кадры для цифровой экономики» // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, 2020. [электронный доступ]: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866/

Russia’s awareness of the “Digital Economy Personnel” national project

Svetlana E. Abelentseva, 4th year student of the Faculty of International Journalism MGIMO MFA Russia.
MGIMO 119454, Moscow Vernadsky Prospekt, 76.
e-mail: abelentseva.se@gmail.com

Imran A. Agaev, 4th year student of the Faculty of International Economic Relations MGIMO MFA Russia.
MGIMO 119454, Moscow Vernadsky Prospekt, 76.
e-mail: agaev_imran@mail.ru

Abstract: Poor awareness of the people of Russia concerning national development projects is a relevant issue of today. The matter is solved by due structuring and further dissemination of the information relative to the programme in question. Herein are reflected the results of an analysis carried out to give an up-to-date estimate to the level of the people’s knowing about one of the latest federal projects named “Digital Economy Personnel”.

Key words: programme, federal projects, digital economy, Russia, personnel, comprehensive measures, dynamism, coverage, mass media.

 

[1] Общественная палата: россияне не осведомлены о национальных проектах // Парламентская газета, 2020. URL: https://www.pnp.ru/economics/obshhestvennaya-palata-rossiyane-ne-osvedomleny-o-nacionalnykh-proektakh.html (дата обращения 12.04.2020)