Журнал «Международные коммуникации»

Издание Факультета международной журналистики МГИМО МИД России

Журнал «Международные коммуникации»

Потенциал массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в университете формата 4.0

Панич Наталья Владимировна
старший преподаватель кафедры английского языка №3
МГИМО МИД России
119454, г. Москва, пр-т Вернадского, 76
E-mail: n.v.panich@mail.ru

Аннотация: Вынужденный массовый переход на дистанционный формат обучения, в том числе и в системе высшего образования, во время пандемии весной 2020 года и сопряженные с ним трудности вновь внесли на повестку дня задачу системного включения в программы высшей школы качественного образовательного контента (признанного международным образовательным сообществом, предоставляющего актуальную информацию, соответствующего национальным и/или международным стандартам и т.д.), с широкими возможностями по доступу (скорость доступа, тип устройства для входа и т.п.). По мнению автора, этим требованиям отчасти отвечают массовые открытые онлайн-курсы (МООК), доступные на платформах Coursera, Futurelearn, EdX и других, которые постепенно становятся важным компонентом образовательных программ высшей школы. Однако рассмотрение образовательного потенциала указанных ресурсов следует вести через призму более масштабного явления, которое наблюдается в системе высшего образования, а именно формирования университета формата 4.0. В фокусе внимания статьи находятся основные составляющие нового тренда, которые проецируются на МООК с целью выявить их значимые характеристики и ограничения. В статье делается вывод, что МООК предстоит переосмыслить содержательный и особенно целевой компоненты, чтобы сохранить релевантность в новой образовательной парадигме.

Ключевые слова: массовые открытые онлайн-курсы; МООК; интегрированный подход; высшее образование; инновационный университет; образование будущего; университет формата 4.0.

Вступление

Вынужденный массовый переход на дистанционный формат обучения, в том числе и в системе высшего образования, во время пандемии весной 2020 года и сопряженные с ним трудности, в частности в процессе обучения иностранным языкам, вновь внесли на повестку дня задачу системного включения в программы высшей школы качественного образовательного контента (признанного международным образовательным сообществом, предоставляющего актуальную информацию, соответствующего национальным и/или международным стандартам и т.д.), с широкими возможностями по доступу (скорость доступа, тип устройства для входа и т.п.). По мнению автора, таким требованиям отчасти отвечают массовые открытые онлайн-курсы (МООК), доступные на платформах Coursera, Futurelearn, EdX и других. Однако рассмотрение образовательного потенциала указанных ресурсов следует вести через призму более масштабного явления, которое наблюдается в системе высшего образования, формирования университета формата 4.0 [1], так как именно такой подход позволит выделить значимые для будущей парадигмы свойства и ограничения, чтобы определить направления развития ресурсов и пути их интеграции в образовательные программы.

Переход от университета 3.0 к университету 4.0

Переход общества в постиндустриальную эпоху сопряжен с формированием своеобразной надстройки над промышленным пластом в виде организаций, занимающихся проектированием деятельности, разработкой инноваций, обеспечением коммуникации и т.д, что, соответственно, перенаправило образовательное русло в сторону дисциплин, связанных с конструированием систем и их управлением. Помимо технических и естественнонаучных предметов обязательными становятся компоненты экономического и гуманитарного профиля.

Эволюция на рынке труда, связанная с высвобождением рабочей силы из индустриального сектора и расширением самозанятости, актуализирует потребность в индивидуализации образовательных траекторий в связи с постоянными трансформациями требуемых совокупностей компетенций. «Единицами воспроизводства деятельности становятся пакеты компетенций – особые конфигурации знания и опыта, которые позволяют человеку действовать, мыслить, коммуницировать при возникновении новых задач и контекстов.»[2] В высшей школе происходит отход от поэтапного освоения заданного набора дисциплин на нескольких фиксированных ступенях в сторону большей гибкости в траектории. В ряде университетов «для повышения качества образования внедряются новые формы обучения: геймификация, образовательная компьютерная персонализация […] и многое другое.» [3]

Развитие цифровых технологий приводит к технологизации информационной составляющей различных видов деятельности, включая учебную, что облегчило и ускорило получение обучающимися доступа к информации, стимулировало интеграцию мультимедийных ресурсов в учебный процесс и позволило развиваться «удаленному» взаимодействию между участниками образовательного процесса в сетевых форматах как при решении учебных задач (дистанционное образование), так и в рамках проектной и исследовательской деятельности. Наряду с существовавшей долгое время жесткой внутриуниверситетской иерархией (профессорский состав как транслятор передовых знаний, преподавательский состав как функциональное звено в реализации образовательных задач) формируются и горизонтальные связи на уровне ad-hoc проектных команд, генерирующих решения возникающих под давлением текущей ситуации задач.

Университет формата 4.0 опирается на более сложные формы коллективного взаимодействия с включением разноуровневых участников в проектный и исследовательский процесс, причем гибридный вид интеллекта (человек плюс машина) участвует в производстве знаний наряду с коллективным мышлением. Возможность виртуализации действительности облегчает апробацию нового в рамках комплексного исследовательского процесса, где виртуальная среда выступает своеобразным полигоном для экспериментирования и анализа возможных последствий, конструирования принципиально новых систем без риска для реального мира. Благодаря этим процессам субъект получает практически неограниченный доступ к знаниям и беспрецедентные возможности для самоопределения, творчества и интеракции с другими членами социума.

В результате университет когнитивной фазы развития общества постепенно перестанет быть местом «транслирования знаний» и «воспроизводства готовых моделей», трансформируясь в открытую площадку для коммуникации широкого круга участников из разных областей (в том числе и внешних) в ходе поиска ответов на «большие вызовы», для тесной интеграции фундаментального и прикладного. Кросс-функциональная команда, которая объединяет компетенции из разных областей, становится значимой структурной единицей на базе университетов, непосредственно занимающейся разработками. Формулирование проблематики и постановка исследовательских целей, формирование когнитивных оснований деятельности, равно как и обеспечение инфраструктуры и сети коммуникаций и координация групп и их отдельных членов, возлагаются непосредственно на университет.

МООК в контексте перехода к университету формата 4.0

Трансформация внешних условий под влиянием эволюционирующей системы общественных связей, оказавшая влияние на университеты, вызвала к жизни потребность в осмыслении применяемых инструментов развития и обогащения высшего образования. Зародившиеся в 2012 году, в эпоху расцвета университета 3.0, массовые открытые онлайн-курсы (МООК) стали серьезным ответом на запросы постиндустриального общества в эпоху глобализации. По состоянию на 2019 год насчитывалось уже более 13500 курсов и 50 программ с присуждением университетской степени (преимущественно степени магистра) [4], что свидетельствует о высоком спросе на них. Спрос обусловлен упомянутой ранее потребностью в значительной индивидуализации образовательных траекторий, что сохраняется как один из ведущих образовательных трендов и в концепции 4.0 [5]. Разнообразие предлагаемых областей (бизнес, технологии, математика, медицина, гуманитарные специальности, инженерное дело, педагогика, искусство), в том числе предметов экономического и гуманитарного профиля, представленных как вводными курсами, так и углубленными программами, дает каждому обучающемуся возможность самостоятельно собрать необходимый качественный «пакет» компетенций взамен фиксированного набора дисциплин. В возможности помочь человеку раскрыть себя и обеспечить реализацию его оптимальных жизненных сценариев заложен значительный мотивационный потенциал.

Однако такое разнообразие неизбежно порождает опасность потеряться в множественности направлений самообразования и потерять фокус в бесконечном числе пробных действий. С недавнего времени на сайте Coursera предоставляется возможность изначально провести отсев курсов под потребности обучающегося, причем не столько с учетом образовательной области/темы/университета/уровня сертификации, что есть и на других платформах, сколько с учетом skills. На нынешнем этапе список, на наш взгляд, нуждается в принципиальной доработке в плане систематизации и группировки понятий, потому что в категорию skills попадают разноплановые явления: непосредственно навыки и умения (creative writing, interview), узкоспециальные концепты (Subdivision Surface, Scope (Project Management, C-Ross), крайне широкие понятия (Career, Art), а порой и трудно определяемые области (Cleanliness, Possible World, Thought). Также постановка конкретных задач затруднена из-за многочисленности вариантов: в настоящий момент их порядка 200. Тем не менее мы считаем этот ход образовательной платформы первым шагом к созданию «дорожной карты», которая позволит обучающемуся конфигурировать «пакет» компетенций под себя в соответствии с желаемым исходом, избегать информационной перегруженности и дублирования материала, находить самый короткий путь к результату, а при наиболее благоприятном сценарии помогут эффективно реализовывать самоконструирование как «новую модель обучения». [6]

Кроме того, само название «массовые открытые онлайн-курсы» говорит о том, что в МООК заложена возможность для обучающегося формировать открытое отношение к миру, так как площадки организуют пространство для коммуницирования «с носителями других позиций и онтологий», а также «разных культур и образов будущего» [1], что в значительной мере отвечает потребностям новой эпохи, так как такое пространство способствует самоопределению обучающегося через взаимодействие и некоторую совместную деятельностью.

При этом нужно отметить, что характер взаимодействия между участниками образовательного процесса во многом воспроизводит модель университета более ранних форматов, потому что практически неизменной остается схема работы: трансляция информации (лектор)-самостоятельная отработка материала с последующей проверкой понимания (обучающийся). Coursera дает возможность для сетевого взаимодействия участников (включая преподавателя) на форумах, но преимущественно речь идет об обмене сведениями или обсуждении проблемы, о чем свидетельствует и название раздела, «discussions» (например, https://www.coursera.org/learn/introduction-psychology/discussions), а не о совместной целенаправленной работе над исследовательской задачей или проектом. А именно этот аспект сейчас востребован, потому что “студенты рассчитывают наполнить […] свое резюме конкурентоспособным портфолио реализованных проектов, а не добавить одну строку — наличие диплома.” [7] Следовательно, хотя скорость освоения релевантных навыков, привлекательная для обучающегося, может быть выше именно на МООК-курсах, традиционный деятельностный компонент, не предполагающий полноценное практическое применение этих навыков, не выводит онлайн-курсы на принципиально новую орбиту. МООК конкурируют с оффлайн-образованием преимущественно в плоскости способов презентации материала (дистанционно), географии охвата аудитории, доступности, разнообразии для формирования «обширной, связной и развивающейся области новых феноменов».[8]

Наличие общей цели в виде совместного проекта, особенно для производства некоего общественного блага, содействовало бы развитию этики участия и сотрудничества и могло бы стать серьезной формирующей силой для внутренней мотивации студентов, придавая их деятельности социально-значимый характер.

С позиций социальной антропологии МООК в большой соотносится с представлениями о человеке в постиндустриальную эпоху: они отвечают идее формирования «человека мобильного» [1], так как содействуют профессиональной мобильности, и человека произвольного «в отношении собственной идентичности» [9], так как реализуются в рамках концепции life-long learning («образование в течение всей жизни»). При этом, как отмечалось выше, активность обучающегося далека от проектной или предпринимательской, потому что предлагаемые курсы далеки от полноценной площадки для моделирования пробной деятельности, постановки задач и совместных поисков решений. Поэтому для перехода в когнитивную фазу потребуется разработка соответствующих схем работы, в том числе и для полноценной реализации образовательного и научного потенциала коллективного интеллекта.

В очень значительной мере, если не полностью, исключенными из образовательной среды, особенно гуманитарных дисциплин, МООК являются гибридные интеллектуальные системы (нейросети, генетические алгоритмы, экспертные системы). Наличие систем, базирующихся «на моделях и методах искусственного интеллекта», дало бы возможность «максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям обучаемого». [10] При формировании теоретических основ проектов базы знаний – основного компонента автоматизированной экспертной системы – возможно предоставлять «интеллектуальные подсказки, систему помощи, расширенные консультации в течение периода дистанционного обучения» [11] с привлечением более широкого спектра организационных форм.

Заключение

Таким образом, для того, чтобы оставаться релевантными в эпоху университета формата 4.0, массовым открытым онлайн-курсам придется отчасти «переизобрести» себя. С одной стороны, продолжать придерживаться пути на поддержание сетевых форм организации деятельности, на создание мыслящих сред для стимулирования взаимодействия в целях обмена позициями, вызывающее к жизни синергетический эффект. С другой стороны, МООК-платформам необходимо стимулировать создание программ, направленных, в первую очередь, на совместную проектную (поисковую) деятельность, искать пути содействия дальнейшей индивидуализации образовательных траекторий, в том числе предоставляя обучающимся возможность сборки требуемого «пакета» компетенций.

Список литературы:

  1. Dewar J. University 4.0: Redefining the Role of Universities in the Modern Era// Higher Education. Август 2017. URL: https://www.thehighereducationreview.com/magazine/university-40-redefining-the-role-of-universities-in-the-modern-era-SUPG758722027.html (дата обращения: 009.2020).
  2. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Университет 4.0: философско-методологический анализ. // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 1. С. 16-29. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.01.002 - URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/58/59 (дата обращения: 10.09.2020).
  3. Андреев Ф. Модель “Университет 4.0” действует [электронный ресурс] // Российская Газета. 2017. №7243. URL: https://rg.ru/2017/04/11/kak-profnavigaciia-pomozhet-shkolnikam-v-vybore-professii.html (дата обращения: 10.09.2020).
  4. Shah Dw. By The Numbers: MOOCs in 2019. URL: https://www.classcentral.com/report/mooc-stats-2019 (дата обращения: 08.09.2020).
  5. Preparing for Education 4.0. URL: https://www.timeshighereducation.com/hub/jisc/p/preparing-education-40#survey-answer (дата обращения: 11.09.2020).
  6. Титов С.В. Oсновные положения и перспективы развития концепции "Университет 4.0" // МНИЖ. 2019. №6-2 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-polozheniya-i-perspektivy-razvitiya-kontseptsii-universitet-4-0 (дата обращения: 05.09.2020).
  7. Гопка А. Рецепт экономического чуда: какие университеты заложат основы для технологического рывка. // Форбс [Forbes]. 18 марта 2020. URL: https://www.forbes.ru/biznes/395161-recept-ekonomicheskogo-chuda-kakie-universitety-zalozhat-osnovy-dlya-tehnologicheskogo (дата обращения: 01.09.2020).
  8. Колонин А. Коллективный интеллект — будущее человечества или гибель личности?// Российский совет по международным делам. 1 ноября 2018. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kollektivnyy-intellekt-budushchee-chelovechestva-ili-gibel-lichnosti (дата обращения: 11.09.2020).
  9. Ефимов В.С. Валерий Ефимов о глобальной трансформации высшей школы.// Аккредитация в образовании. Сентябрь 2018. №105. URL: https://akvobr.ru/valerii_efimov_o_globalnoi_transformacii_vysshei_shkoly.html (дата обращения: 03.09.2020).
  10. Басалин П.Д., Кумагина Е.А., Неймарк Е.А., Тимофеев А.Е., Фомина И.А., Чернышова Н.Н. Реализация гибридной интеллектуальной обучающей среды продукционного типа // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-gibridnoy-intellektualnoy-obuchayuschey-sredy-produktsionnogo-tipa (дата обращения: 24.08.2020).
  11. Лукьянец, В. Г. Экспертные системы в дистанционном образовании / В. Г. Лукьянец // Дистанционное обучение – образовательная среда XXI века: материалы X международной научно-методической конференции (Минск, 7 - 8 декабря 2017 года). – Минск : БГУИР, 2017. – C. 122 - 123.

MOOC at University 4.0: potential and limitations

N. Vl. Panich
Senior Lecturer, English Department #3, MGIMO-University,
Russia, 119434, Moscow, Prospekt Vernadskogo, 76.
E-mail: n.v.panich@mail.ru

Abstract: The large-scale transition to distance learning driven by the lockdown during the pandemic in the spring of 2020, which, among other aspects, affected higher education, and the related challenges again brought to the fore the need to systematically integrate educational content, which is both high in quality (recognized by the international educational community, relevant and up-to-date, meeting local and/or international standards, etc.) and easily accessible (uninterrupted access, the use of e-devices, etc.), into university curriculums. We believe that massive open online courses (MOOCs) from Coursera, Futurelearn, EdX and others, which gradually become a meaningful component of the curricula, satisfy the requirements. However, their educational potential should be analyzed with due regard to a larger-scale transformation in the system of higher education, the emergence of university 4.0. The article focuses on the key aspects of the new trend, which are then applied to evaluate the usability of MOOCs for future university curriculums and possible limitations. The article draws the conclusion that MOOCs will have to rethink the content and especially the goals to stay relevant in the new educational paradigm.

Key words: massive open online courses; MOOC; integrated approach; high education; innovative university; future of education; university 4.0.