Новости МГИМО
«Ректорат» на ОТР с А.В.Торкуновым: Подготовка историков
Заседание Ученого совета
А.В.Торкунов на итоговом заседании Общественной палаты Московской области
Возрастная специфика досуговых потребностей и интересов потребителей продуктов массовой культуры
Е.В.Губина
студентка 4 курса факультета Международной журналистики
МГИМО МИД России
119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
E-mail: kategubina5@gmail.com
Аннотация: в статье представлено исследование влияния массовой культуры на развитие личности. На основе анализа в области возрастной психологии и культурной антропологии рассмотрены потребности людей под воздействием культурных трансформации и наличие влияния современной массовой культуры на потребности человека как в позитивном, так и в негативном смысле.
Ключевые слова: досуговые потребности, массовая культура, переходный возраст, возрастные границы.
Мир не стоит на месте – он развивается. Каждый день создаются новые программы, гаджеты, технологии, упрощающие жизнь и позволяющие удовлетворить интересы потребителей разного возраста. Вместе с технологиями меняются не только подходы к деятельности, способы мышления и взаимодействия людей, но и их потребности.
Актуальные тенденции на сегодняшний день – это стирание возрастных границ в обществе и увеличение стадии переходного возраста. Люди среднего возраста (25-45 лет) и молодёжь (16-25 лет) на сегодняшний день обладают одинаковыми досуговыми потребностями. Например, большинство представителей обеих возрастных категорий являются активными пользователями социальной сети Instagram. Наблюдается размытие границ переходного возраста. Если раньше он заканчивался в 17-18 лет, то сейчас – 18-25 лет [6]. Подросткам важно найти себя, определить свои интересы и желания. В наше время нам доступно огромное количество ресурсов, что значительно облегчает поиск своих увлечений. Однако многие подростки теряются в таком массиве информации и развлечений, что замедляет процесс их личностного становления.
В 1950-ые гг. прошлого века американский психолог Э. Эриксон установил, что каждое десятилетие запросы его пациентов переживали некие изменения. Например, в 1950-ые гг. основной проблемой была потеря смысла жизни, а в 1990-ые – вопрос «Чего я хочу?». Это изменение неудивительно, так как с увеличением возможности самоудовлетворения, человек теряется и перестаёт понимать, что ему нужно на самом деле.
Разделив жизнь человека на 8 стадий, Э.Эриксон вывел «эпигенетическую теорию развития личности». Эриксон упоминал, что данная теория – это всего лишь пособие для действующих психотерапевтов, а не жизненно необходимое руководство, так как личность проходит эти стадии пассивно и неосознанно.
Чтобы стать частью социума, личность должна пройти 8 стадий развития «своего я». Развитие человека не заканчивается переходным возрастом, так как таких «переходных» стадий несколько. Незавершённость одной из этих стадий или нарушения в её процессе могут привести к разным личностным конфликтам и кризисам, которые будут присутствовать на всех последующих стадиях.
Чтобы дойти до стадии переходного возраста («Идентификация личности и путаница ролей» 15-18 лет), личность должна пережить целых 4 стадии.
В первый год жизни человека, на стадии «Доверие и недоверие» развивается параметр социального взаимодействия. В этот период главным для ребёнка является получение заботы со стороны родителей, чтобы выработать чувство доверия по отношению к окружающему миру. От этого будет зависеть то, насколько здоровыми будут его отношения с другими людьми на следующих стадиях. Возможный конфликт на этой стадии – недоверие.
Следующие стадии «Самостоятельность и нерешительность» и «Предприимчивость и чувство вины» переживаются ребёнком в следующие четыре года жизни. На этой стадии развивается самостоятельность его действий. В этот период основной задачей родителей является предоставить ребёнку максимальную свободу действий. В таком случае он вырастет самостоятельным взрослым человеком, уверенным в своих действиях. Конфликт – зависимость и чувство вины.
От 5 до 11 лет ребёнок находится на стадии «Умелость и неполноценность», в процессе которой он стремится узнать о том, как устроен мир. В этот период на ребёнка могут повлиять не только родители, но и преподаватели, друзья, другие общественные институты. Конфликт – чувство неполноценности.
Наконец, стадия «Идентификация личности и путаница ролей», известная как «Переходный возраст» переживается личностью в 15-18 лет. В этом возрасте личность стремится осознать свои потребности, установить свои ценности, идеалы семьи, дружбы. На этой стадии влияние внешнего мира на подростка заметно снижается, становится косвенным. Если личность в полной мере выработала качества, присущие каждой из прошлых стадий, то её переход произойдёт плавно и безболезненно. В противном случае, непонимание внутренних потребностей вызовет подростковый бунт, желание идти против правил. Возможный конфликт – смешение ролей.
Развитие личности не заканчивается после четвёртой стадии. Эриксон выделил также такую стадию как «Близость и одиночество», в процессе которой личность, завершив поиск себя, начинает проявлять заботу и сочувствие по отношению к другим людям. Конфликт – одиночество.
«Общечеловечность и самопоглощённость» – одна из последних стадий жизни человека, когда он испытывает потребность в сопричастности с миром, переживает за судьбы людей и человечества в целом. Это время развития самых высоких духовных ценностей. Возможный конфликт – стагнация.
Последняя стадия жизни сильнее всего зависит от всех предыдущих стадий. «Цельность и безнадёжность» – это время, когда человек наиболее активно анализирует свою жизнь. Он может быть удовлетворен только тогда, когда, оглядываясь на свою прожитую жизнь, понимает, что сделал всё, что хотел и на что был способен. Конфликт – отчаяние.
По словам учёного, данный алгоритм был навеян временем, и безусловно он менялся под воздействием новых культур, ценностей, научного прогресса. Становление человека он рассматривает через призму нахождения места идентичности в цикле человеческой жизни, не считая ее чем-то статичным. Он апеллировал не столько к биологическим, сколько к социальным и культурным факторам [1, с. 23]. Главное, чтобы они позволяли личности развиваться естественным образом, так как нарушения одной из стадий (увеличение стадии) могут привести к кризису при переходе на следующую [4, c. 34].
Например, продукты массовой культуры могут навредить в процессе периода переходного возраста. Молодые люди тратят слишком много времени на развлечения: просмотр сериалов, компьютерные игры, социальные сети. Тогда как в этом возрасте очень важно раскрыть свои амбиции и самоутвердиться путём получения образования, общения, приобретения новых навыков и знаний.
Один из ярких примеров – телешоу «Битва экстрасенсов». Этот продукт массовой культуры стал развлечением для всех возрастных групп людей. Он привлекает своим незамысловатым сюжетом, необычными участниками. Телешоу носит только развлекательный характер, оно не развивает, не помогает осознать духовные ценности, не является полезным ни для одной возрастной группы людей.
Влияние культуры на личность изучала антрополог М.Мид, которая выделила типы культуры на основе влияния новаций и культурных традиций на форму взаимодействия людей.
Существует три типа культуры: постфигуративная, кофигуративная, префигуративная. Каждому веку соответствует своя культура, которая определяет форму взаимодействия младших и старших поколений.
Традиционному обществу характерна постфигуративная культура, когда младшие поколения живут по правилам и традициям старших. Особенности этого типа – бесконфликтность, частичная осознанность норм культуры, автоматичность потребления продуктов культуры. Такая культура консервативна, в ней нет места инновациям, но с другой стороны её очень легко разрушить.
С развитием массовой культуры и технологий в обществе между старшими и младшими поколениями начал зарождаться конфликт. Кофигуративная культура – это культура, нормы которой устанавливают современные люди, при этом им ещё нужен опыт старших поколений. Такая культура была преобладающей в двадцатом веке. От других культур она отличается спадом авторитета старших поколений, ярко-выраженным переходным возрастом, образованием субкультур. Эта культура динамична, она подстраивается под интересы потребителей. При этом, чтобы оставаться востребованными, старшие поколения учатся у младших.
Мир развивается настолько быстро, что уже в следующем двадцать первом веке образуется другая, префигуративная культура. Трансформации происходят настолько интенсивно, что старшее поколение уже не в силах контролировать происходящее. Молодое поколение в этом случае является проводником для старшего, опыт которых становится тормозом для их дальнейшего развития. Происходит стирание возрастных границ [2, с. 322].
Исследование влияния культуры на людей в 1948 г. провёл также американский антрополог М.Херсковиц, который вообще отделил понятия «культура» и «общество». Общество – это группа индивидов, живущих вместе, а культура – это способ жизни и поведения, присущие этой группе людей. Очевидно, что каждой эпохе присуща своя культура.
В рамках своей концепции М.Херсковиц ввёл термин «инкультуризация», который означает процесс освоения индивидом норм и особенностей культуры, господствующей в данном обществе.
При этом необходимо учитывать, что инкультуризация не тождественна социализация. Социализация – это усвоение того, как жить в обществе в целом (понимание социальных ролей, норм поведения), социализация не меняется, приобретается пассивно и не имеет цикличного характера.
При исследовании процесса личностной инкультуризации были выделены две фазы – детство и зрелость. В детстве ребёнок овладевает этикетом, религией, опытом предшествующих поколений. В этот период личность – это скорее инструмент, а не игрок, так как большинство норм и правил диктуются ему его родителями. Прохождение этой фазы – это обеспечение стабильности культуры.
Было выяснено, что протекание следующего этапа, зрелости, полностью зависит от типа культуры в обществе. Если в обществе преобладает постфигуративная культура, то индивиду будет достаточно знаний, полученных в детстве, для полного усвоения культуры.
Напротив, в обществе, где преобладающей является префигуративная культура, индивид будет проходить процесс инкультуризации еще раз, меняясь и совершенствуясь, так как тех знаний, которые он получил в детстве, недостаточно.
В зрелом возрасте индивид получает возможность принимать или не принимать культуру, изменяя её и подстраивая под себя.
В свою очередь, вместе с трансформацией культуры меняется и сам процесс инкультуризации. Человеку необходимо осваивать массу новой информации каждый день, чтобы оставаться компетентным [5, p. 6].
Для иллюстрации возрастной специфики досуговых потребностей и интересов потребителей продуктов массовой культуры обратимся к результатам студенческого эмпирического исследования 2017 г. [3].
На первом этапе исследования проводился мониторинг интернет-сайтов поисковой системы «Google», по ключевым словам, «массовая культура». Было установлено, что наиболее активной является группа людей возраста 25-35. Эта группа проявляет такую же высокую активность на интернет-форумах, где более 60% представителей группы обсуждают литературу, искусство.
Второй частью исследования было определить предпочтения студентов в кино, литературе и искусстве. Группе студентов было предложено выбрать самые интересные на их взгляд книги и фильмы. В результате было обнаружено, что 50 % студентов выбрали продукты низкой массовой культуры (шоу «Битва экстрасенсов») в качестве самых познавательных.
Таким образом, было выяснено, что среди подростков преобладают представители низкой культуры.
В связи с тем, что интересы молодёжи и людей среднего возраста очень близки, происходит стирание возрастных границ.
На заключительном этапе были выявлены изменения в ценностях, транслируемых массовой культурой. В 1997 г. самые популярные детские шоу транслировали ценность добра и общности людей, слава и престиж были на 15. В 2007 г. напротив, слава поднялась на 1 место, а доброта опустилась на 11.
Эти выводы объясняют факт увеличения переходного возраста, периода «Идентификации личности и путаницы ролей», так как понимание добра и зла является основополагающей личностной потребностью, которая лучше всего усваивается в первые года жизни человека.
Данное исследование показало, насколько важны транслируемые массовой культурой ценности. Более двух третей опрашиваемых вообще не знали о существовании влияния культуры. Они просто удовлетворяли свои досуговые потребности, даже не задумываясь о том, что это культура определяет их желания, а не они [3].
Таким образом, сделав информацию доступной, а жизнь проще, массовая культура стала удовлетворять досуговые потребности всех возрастных групп людей, что имеет как положительный, так и отрицательный эффект на процесс личностного развития. С одной стороны, с развитием массовой культуры люди стали ближе к предметам искусства, истории. С другой стороны, представители всех возрастных категорий стали уделять слишком много времени развлечениям, играм, социальным сетям, игнорируя свои истинные потребности.
Список литературы
- Королева А.А. Трансформация социокультурной идентичности в условиях перехода к сетевому обществу (сравнительный анализ опыта России и Испании). Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии / Московский государственный институт международных отношений (университет). Москва, 2015. 177 c.
- Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. — М.: Наука, 1988. — 429 с.
- Тюрюмин В.Ф., Жикина С.С. Особенности влияния массовой культуры на формирование личности // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. №12(59). URL: https://sibac.info/archive/social/12(59).pdf (дата обращения: 14.12.2019)
- Эриксон Э. Детство и общество. -СПб.: ИТД «Летний сад» 2000. – 416 с.
- Herskovits M. J. Cultural Relativism. Perspectives in Cultural Pluralism. -New York: Random House. 1972. – 293 p.
- Sawyer S.M., Azzopardi P.S., Wickremarathne D., Patton G.C. The age of adolescence // The Lancet Child & Adolescent Health. 2018. Volume 2, Issue 3, P. 223-228. DOI: https://doi.org/10.1016/S2352-4642(18)30022-1
AGE SPECIFICITY OF LEISURE REQUIREMENTS AND INTERESTS OF MASS CULTURE PRODUCT CONSUMERS
E.V.Gubina
A 4th year student of the Moscow State Institute of International Relations (MGIMO- University), faculty of International journalism.
Moscow State Institute of International Relations (MGIMO- University), Moscow, Prospect Vernadskogo, 76, 119454.
Abstract: The article will conduct a study of the influence of the outside world on personality development. Based on the studies that have already taken place, it will be ascertained whether the needs of people change under the influence of cultural transformations. The purpose of the study is to establish the influence of modern mass culture on human needs in both a positive and negative sense.
Key words: leisure needs, popular culture, transitional age, age limits.