Новости МГИМО
Визит генерального секретаря АРСИО Салмана аль-Фариси
Цифровая кафедра и «Школа 21»: День открытых дверей
Зам. министра иностранных дел РФ М.Ю.Галузин посетил МГИМО-Ташкент
Роль информационно-коммуникационных технологий в современной политике
Воронина Дарья Евгеньева
бакалавр кафедры Мировой экономики и международных отношений
Факультета международных отношений РАНХиГС при Президенте РФ
119606 Москва, проспект Вернадского, 84
E-mail: voronina.darya.y@gmail.com
Аннотация: в статье на основе анализа широкого круга российских и зарубежных информационных правительственных ресурсов, а также медийной активности ведущих политических фигур и крупных коммерческих организаций исследуются проблемы взаимодействия политики и современных инновационных коммуникационных технологий, преобразующих современные политические системы и весь комплекс международных отношений.
Ключевые слова: медийное пространство, политические технологии, социальные медиа, современные технологии, внутренняя политика, политическое влияние, СМИ, Big Data, Data Mining.
С переходом рынка и общества на качественно новую ступень развития и возникновением терминов «информационное общество», «экономика знаний» и «четвертичный сектор» разительные перемены произошли не только в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), но и в политике. И если развитие НИОКР и плоды, приносимые ими, предстают перед нами в виде вполне реальных разработок, технологий и инноваций, и направление их развития видится общественности, пусть и не всегда предсказуемым, но логичным, закономерным и понятным, то трансцендентность развития и использования технологий в дипломатических и политических целях в последние годы заставляет представителей академических кругов и практиков уделить большее внимание этому вопросу.
Очевидно, что рычаги политического влияния и функционирования системы в целом давно достигли точки бифуркации и претерпевают существенные изменения. Невозможность полноценно отследить происходящие с политическими системами метаморфозы и вытекающая из этого фактора ограниченность возможностей оценки сложившейся ситуации объясняются, в первую очередь, вполне явной и закономерной негласностью используемых средств и технологий. Несмотря на периодические возникающие в СМИ скандалы о той или иной утечке информации или очередной манипуляции с персональными данными, колоссальная часть фактов остается скрыта от глаз простого обывателя.
Тот факт, что использованию современных технологий в политических процессах сегодня не отведено должное внимание в СМИ и академических кругах не означает, однако, что таковая практика отсутствует вовсе. Напротив, из года в год правительства проявляют все больший интерес к передовым технологиям и разработкам, о чем, как минимум, свидетельствуют появления на заседаниях Конгресса США таких титанов современной технологической мысли, как Марк Цукерберг, Джек Дорси и Сундар Печари. Несмотря на то, что по итогам подобных заседаний становится понятно, что политики зачастую имеют достаточно скудное представление о функционировании социальных медиа, больших данных и прочих технологических систем, это нисколько не умаляет их интереса к происходящим в этой сфере процессам и их экспоненциально увеличивающемуся влиянию.
Многие акторы современных международных отношений давно взяли на вооружение передовые разработки и активно занимаются их внедрением. Среди наиболее любопытных и удачных примеров симбиоза информационно-коммуникационных технологий и социально-политических нужд государства – ряд приложений, разработанных правительствами и некоммерческими организациями для поддержки беженцев, людей пострадавших от природных катаклизмов, любых дискриминируемых групп населения, наравне с продвижением программ по защите окружающей среды, заботе о животных и т.п.
Среди всех существующих приложений, наиболее точно отвечающих критериям практичности и удобства в использовании, стоит выделить два – проект федерального ведомства по делам миграции и беженцев и федерального агентства по трудоустройству Германии при поддержке Гёте-Института и образовательного канала ARD-alpha – Ankommen. Упомянутое приложение является не единственными, но одним из наиболее удачных примеров симбиоза современных технологий и социально-политических запросов государства и общества. Помимо удобного и приятного интерфейса (Рис. 1, 2, 3) приложение располагает наиболее необходимым набором потенциально важной информации об обязательных официальных процедурах, способах поиска работы и жилища, а также отводит особый раздел особенностям коммуникации с местным населением и культурным и социальным нормам немецкого общества. Наиболее важным является тот факт, что приложение адаптировано для использования на пяти языках, среди которых немецкий, английский, французский, арабский и фарси. Сам факт того, что люди имеют возможность беспрепятственно получать такого рода помощь по прибытии в страну, предоставившую убежище, не может не вызывать восхищение.
Рис. 1, 2, 3. Интерфейс и разделы приложения Ankommen.
За последние годы все большее количество государств стали создавать собственные платформы в рамках медиапространства, посредством которых в наиболее облегченном формате может осуществляться взаимодействие государства и общества[1]. Среди таких примеров правительства России, Австралии, Индии, Франции, США и многие другие. Стоит отметить, что такие порталы, как Мои документы, Активный гражданин и официальный сайт мэрии Москвы, созданные по инициативе правительства Российской Федерации и мэрии Москвы нашли свой отклик среди россиян. Создание подобного рода платформ оказывает благоприятное влияние на формирование и развитие гражданского общества, а также выступают в роли современного посредника между сторонами.
Более того, последнее время все чаще в общественный дискурс вводятся понятия e-government и e-governance, возлагая надежды на интенсивную цифровизацию управленческих задач и функций государств. Вышеупомянутые примеры наглядно демонстрируют, что первые шаги в сторону создания электронного правительства уже совершены, и, весьма вероятно, что в обозримом будущем государствам предоставится шанс устранить существующие бюрократические принципы функционирования правительственных органов и служб. Электронное правительство в нынешнем представлении обладает огромным потенциалом ввиду возможности проявления взаимодействия с обществом по нескольким направлениям, среди которых – G2G (государство – государство), G2C (государство – гражданин), G2B (государство – бизнес).[2] В рамках взаимодействия типа G2G периферия и центр смогут осуществлять полноценный обмен различного рода информацией, статистическими данными и отслеживать порядок осуществления заложенных в бюджет расходов. Бизнес, как ни странно, заинтересован в электронном управлении ни меньше государства и рядовых граждан ввиду того, что такая система позволяет делегировать бумажную волокиту автоматизированным системам и выйти на новый, облегченный канал взаимодействия с государством, что эффективно скажется на экономии времени, сокращении издержек и установлении прозрачности в деловой среде в контексте взаимодействия с правительством[3].
Поддержание связи с общественностью реализуется и более простым способом – посредством социальных медиа. Экспоненциальный рост популярности и значимости таких платформ, как Twitter, Facebook, Instagram и т.п. не может быть проигнорирован. Очевидно, что в эпоху информационного общества и возможности практически беспрепятственного распространения не только достоверной, но и зачастую непроверенной, фейковой информации даже самый незначительный и подозрительный инфоповод может стать причиной значительных экономических и политических изменений.
Яркий тому пример – взлом Twitter аккаунта издания The Associated Press весной 2013 г. и последовавшее за ним заявление о якобы произошедших в Белом доме взрывах, в результате которых пострадал Барак Обама и другие сотрудники. Опубликованный твит послужил поводом к резкому падению рынков акций США. В течение нескольких минут индекс Dow Jones Industrial Average (DJIA) упал на 143,5 пункта, а S&P 500 временно потерял приблизительно 136 млрд долл. Хотя рынки и сумели восстановиться за весьма короткий срок, трейдеры и инвесторы остались обеспокоены уровнем уязвимости рынка и его восприимчивостью к, по своей сути, искусственно созданным внешним «раздражителям».
Несмотря на свою неоспоримую популярность медиаплощадки все же не являются основной угрозой национальной и глобальной безопасности. Гораздо более значимое влияние на современные международные отношения, политику и дипломатию оказывают те структуры и организации, которые имеют непосредственный доступ к передовым разработкам, нередко приходящим из сферы ВПК, и большим данным[4].
Одной из наиболее громких и скандально известных компаний, специализирующихся на работе с Big Data и Data Mining, является британская компания Cambridge Analytica. Несмотря на то, что все больше и больше компаний сегодня конкурируют на рынке политического микротаргетирования с целью определения, анализа и убеждения потенциальных избирателей, Cambridge Analytica является лидером этого рынка, обладающим весьма внушительными портфолио и клиентской базой. Среди самых крупных событий, причастность к которым имела компания, – Brexit и президентские выборы в США в 2016 г., в ходе которых компании сначала удалось поспособствовать ведению конкурентной борьбы малоизвестного кандидата от партии республиканцев Теда Круза с основными претендентами на президентский пост, а затем оказать положительное влияние на победу действующего президента – Дональда Трампа.
Примечательно, что владелец компании – миллиардер, специалист в области информатики и компьютерных технологий – Роберт Мерсер будучи сторонником республиканцев, и Д. Трампа, в частности, считается одним из самых влиятельных бизнесменов в политике. С 2006 г. Р. Мерсер пожертвовал республиканцам порядка 35 млн. долл., а в июне 2016 г. был признан первым в списке индивидуальных доноров, жертвующих деньги кандидатам в президенты Соединенных Штатов. Как в ситуации с Брекситом, так и в ходе выборов президента США Cambridge Analytica собирала данные из пользовательских профилей на Facebook, чтобы нацеливать их на просмотр убедительных индивидуализированных сообщений, в результате которых избиратели могли бы принимать решения в пользу заказчика кампании. Сама возможность превращения кликов в голоса хоть и может показаться надуманной и футуристичной, на деле является той стороной современных политических ухищрений, на которые идут заинтересованные в победе лица, и о которых не подозревают рядовые избиратели.
Современное медийное пространство не является гомогенной материей, и процессам, происходящим в этом пространстве, сложно дать однозначную оценку. Случайно возникающие профили, вирусные видео, переполненные инсинуациями активистские группы и посты и прочие диффамационные заявления перестали быть случайностью и преобразовались в не только хорошо продуманный, но и сложный технический инструмент политтехнологов, способных управлять массовым сознанием и оборачивать происходящие в политическом мире события в пользу наиболее богатого и технологически подкованного заинтересованного лица.
THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN MODERN POLITICS
Darya Voronina, Bachelor of the Department of World Economy and International Relations. Faculty of International Relations RANEPA under the President of the Russian Federation. 119246, Moscow, Vernadsky Prospekt, 84. E-mail: voronina.darya.y@gmail.com.
Annotation: on the basis of analysis of considerable number of Russian and foreign governmental sources, as well as big political figures’ and commercial organizations’ activities the article researches the problem of interaction between politics and cutting-edge technologies, transformation of modern political systems and international relations system.
Keywords: media space, political technologies, social media, modern technologies, domestic politics, political influence, Big Data, Data Mining.
Список литературы:
- C. Belén. The Relationship between Social Movements, ICT and Social Change According to the Scientific Community. / / E-journal of International Relations, Vol. 8, Nº.2, November 2017-April 2018. Режим доступа: https://www.redalyc.org/html/4135/413553386008/ (дата обращения: 20.03.2019)
- How Does President Trump’s Twitter Use Impact Forex, Markets And Stocks? / / Forex Capital Markets. Режим доступа: https://www.fxcm.com/uk/insights/president-trumps-twitter-impact-forex-markets-stocks/ (дата обращения: 20.03.2019)
- M. Prigg. The tweet that cost $139 BILLION: Researchers analyse impact of hacked 2013 message claiming President Obama had been injured by White House explosion. / / Daily mail. May 2015. Режим доступа: http://www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-3090221/The-tweet-cost-139-BILLION-Researchers-analyse-impact-hacked-message-claiming-President-Obama-injured-White-House-explosion.html (дата обращения: 20.03.2019).
- Regina Jordan. „Flüchtlingen Perspektiven geben – Integration durch Bildung und Qualifikation“. BAMF, Berlin, 26. Januar 2016. URL:https://web.archive.org/web/20160609055155/http://bbb.bildungsverband.info/de/system/files/dateien/BAMF-Jordan_26.01.1016.pdf (дата обращения: 20.03.2019).
- Меньшиков П.В. Актуальные аспекты информационного обеспечения российской внешней политики. В сборнике: Медиапространство многополярного мира. Сборник научных статей. М.: РУДН. 2017. С. 346-358.
- Меньшиков П.В. Эволюция государственной информационной политики в России. Международные коммуникации. 2017. № 4. С. 3.
- Меньшиков П.В. Процесс формирования в России информационного пространства знаний. Международные коммуникации. 2017. № 5. С. 4.
- Мобильное приложение Ankommen. / / Режим доступа: http://ankommenapp.de/APP/DE/Startseite/startseite-node.html (дата обращения: 20.03.2019).
- Официальный веб-портал федерального правительства США. / / Режим доступа: https://www.usa.gov (дата обращения: 20.03.2019).
- Официальный сайт Мэра Москвы / / Режим доступа: https://www.mos.ru/ (дата обращения: 20.03.2019).
- Портал центра государственных услуг «Мои документы». / / Режим доступа: https://md.mos.ru (дата обращения: 20.03.2019).
- Твит Дональда Трампа от 02.03.2018 / / Twitter. Режим доступа: https://twitter.com/realDonaldTrump/status/969525362580484098 (дата обращения: 20.03.2019).
[1] См.: Меньшиков П.В. Эволюция государственной информационной политики в России. Международные коммуникации. 2017. №4. С. 3.
[2] G2G (government to government), G2C (government to citizen), G2B (government to business).
[3] См.: Меньшиков П.В. Процесс формирования в России информационного пространства знаний. Международные коммуникации. 2017. №5. С. 4.
[4] См.: Меньшиков П.В. Актуальные аспекты информационного обеспечения российской внешней политики. В сборнике: Медиапространство многополярного мира. Сборник научных статей. М.: РУДН. 2017. С. 346-358.