Журнал «Международные коммуникации»

Издание Факультета международной журналистики МГИМО МИД России

Журнал «Международные коммуникации»

Ограниченная свобода или необходимая защита: должно ли государство регулировать социальные сети?

Акопова Кристина Валерьевна
студентка 1 курса магистратуры
факультета Международная журналистика
МГИМО МИД России

 «Тысячи молодых и прогрессивных людей в данный момент выступают в защиту свободы интернета в Москве. Тысячи еще продолжают подходить.

Это беспрецедентно. Я горжусь тем, что родился в одной стране с этими людьми.

Ваша энергия меняет мир».
(Павел Дуров, 30 апреля)

Наверное, о Telegram в последние недели не говорил только ленивый: флешмобы с запуском бумажных самолетиков из окон, гневные статьи и многочисленные советы, как использовать мессенджер вопреки блокировки. 30 апреля в Москве прошла акция протеста против блокировки Telegram, которая собрала около 7500 участников.

Что это? С чем связано общественное негодование? Мы действительно боимся, что наши сообщения будут читать, или народ, особенно подростки, выходят на улицу просто за компанию?

Наша жизнь стала проще

«Социальная сеть – платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете» - такое определение термину «социальная сеть» дает свободная энциклопедия «Википедия». «Социальные взаимоотношения» – ключевое выражение. Да, действительное, социальные сети – это наша возможность общаться, находить старых знакомых, обмениваться фото и видео, слушать музыку, смотреть фильмы, читать книги и многое-многое другое. По статистике среднестатистический подросток заходит в социальные сети 157 раз в день! Без «ВКонтакте», Instagram, Facebook, а также мессенджеров WhatsApp и Telegram уже невозможно представить нашу жизнь, ведь эти социальные сети сделали ее проще.

Технологии развиваются стремительно. Самая популярная в России социальная сеть «ВКонтакте» предоставляет каждому возможность в режиме реального времени отслеживать количество ее пользователей на сайте https://vk.com/catalog.php. На момент написания этой статьи количество людей, пользующихся этой социальной сетью, достигло – 486 541 200. Такие данные можно найти на официальном сайте в разделе «Аудитория ВКонтакте»:

  • Более 97 000 000 человек ежемесячно пользуются ВКонтакте.
  • Активная аудитория встроенного мессенджера: 82 000 000 человек ежемесячно.
  • 5 000 000 000 сообщений отправляется каждые сутки.
  • 1 000 000 000 отметок «Нравится» в сутки.
  • 5 место среди самых посещаемых сайтов в мире по версии SimilarWeb.

Эти данные показывают и доказывают, насколько быстро социальная сеть, появившаяся всего 11 лет назад, стала популярной.

Я принципиально не регистрировалась в «ВКонтакте» вплоть до 11 класса: казалось, что это ненужная вещь, ведь все всегда можно написать на электронную почту или отправить по SMS. Верно? Однако подготовительные занятия к университету не оставили мне никакой возможности: различные чаты, электронные учебники, необходимые видео-материалы. И в 17 лет я зарегистрировалась в социальной сети «ВКонтакте», представляя, насколько моя жизнь станет проще. А стоило ведь думать не только о положительных моментах.

Проще, но опаснее

Летом 2015 года имя Варвары Карауловой, 22-х-летней студентки МГУ, узнали многие. Красивая история любви: случайное знакомство в социальной сети, дружеское общение, обмен фотографиями, возникшее чувство любви, тягостные дни и ночи без возлюбленного и раковое решение отправиться за ним хоть на край света. О таком можно только мечтать! Однако есть одно «НО» – Влад оказался Айратом, членом запрещенной в России группировки ИГИЛ.

Думаю, не нужно объяснять, почему я обратилась к этому случаю. Все началось именно там, в «ВКонтакте», «в социальной сети для быстрой и удобной коммуникации между людьми по всему миру». «Задача ВКонтакте – в каждый отдельно взятый момент оставаться наиболее современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети» (данные с официальной страницы). И вот к чему и привела эта «быстрая и удобная коммуникация».

Естественно, такие случаи – это исключение, а не правило. Но если есть вероятность, не означает ли это, что существует опасность? Опасность, о которой нужно говорить и от которой необходимо защищаться. И речь не только о вербовке. «Группы смерти», разжигание межнациональной и религиозной розни, фейковые страницы якобы известных врачей – все это лишь малая часть угрозы, с которой современный подросток сталкивается 157 раз в день.

Защита или нападение?

Дело Варвары Карауловой получило широкий резонанс в обществе. Были те, кто встал на сторону девушки, большинство же осуждает ее и ее родителей. И вот возник закономерный вопрос: а должно ли государство контролировать социальные сети? Готовы ли люди демократических государств жертвовать своей свободой ради защиты?

Сразу вспоминается нашумевший «Пакет Яровой», главным спорным пунктом которого стало положение о хранении данных. Полноценно этот закон вступит в силу с середины 2018 года. Операторов связи обязуются хранить записи звонков и любых сообщений пользователей и интернет-трафик в течение полугода. Говоря простыми словами: словосочетание «личная переписка» больше не существует. Цель одна - государство должно иметь возможность обратиться к переписке, если это необходимо для следствия.

Однако «Пакет Яровой» может стать не последним за два года законом, связанным со СМИ. Речь идет о законопроекте Виталия Милонова (депутат «Единой России») «О правовом регулировании деятельности социальных сетей», который внес в Госдуму в апреле 2017 года. Согласно проекту необходимо:

-  запретить подросткам до 14 лет пользоваться соцсетями;

- регистрироваться там только под настоящим именем и фамилией, указывая свои паспортные данные;

- установить правила общения и публикации мультимедиа в соцсетях;

- запретить или серьезно ограничить бюджетникам правила пользования социальными сетями в рабочее время;

- запретить рекламировать оккультно-магические услуги и народную медицину.

Законопроект был воспринят критически. Так, депутат Евгений Ревенко читает, что запретительные меры в соцсетях не являются правильным инструментом: «Излишние барьеры приведут к тому, что очень быстро найдутся иные способы коммуникации». Он также подчеркивает: «Уже существует достаточно ограничений: в интернете запрещены пропаганда терроризма и суицидов, детская порнография, распространение наркотиков. Это все то, что в принципе запрещено в нашем обществе. И это работает». Жаль, что депутат не уточнил, как именно «это работает», вспоминая и об уже упомянутом случае вербовки, и о «группах смерти».

Руководитель проекта «Роскомсвобода», юрист Артем Козлюк также отнесся к инициативе отрицательно: «Это странно, потому что, взаимодействуя друг с другом оффлайн, мы не предъявляем наши паспортные данные находящемуся рядом сотруднику милиции или владельцу кафе, в котором осуществляем свое социальное взаимодействие. А депутат Милонов почему-то считает, что мы обязаны представляться при входе. Хотя право на анонимность уже является цифровым правом человека, об этом говорит ООН. Каждый из нас имеет право анонимизировать себя». Артему Козлюку принадлежат в высшей степени верные слова: «С другой стороны, социальные сети могут устанавливать свои правила. А мы потом можем подчиняться им или их не использовать». Не согласен – не пользуйся. Вот и все.

Особо интересна реакция общественности на законопроект. «В результате опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), выяснилось, что инициативу о законодательном запрете детям до 14 лет пользоваться социальными сетями поддерживают около 62% россиян. При этом инициативу о регистрации в социальных сетях по паспорту положительно восприняли 39% участников исследования, а отрицательно к ней отнеслись 52% респондентов.

Получается, что народ хочет защитить подростков, но уверен, что у взрослого населения нет необходимости идти на такие крайние меры, как предоставление своего паспорта.

А почему? Наши данные есть в Интернете. Это не секрет. При регистрации на различных форумах или сайтах мы оставляем свои данные. И многие не задумываются, что это нарушает их личную свободу. Мы сами пишем о себе в социальных сетях, выкладываем фото, переписываемся на любые темы, хоть и осознаем, что эти сообщение больше «не личные». Тогда почему же вопрос о паспорте при регистрации все в тех же социальных сетях вызывает столько споров? Вопрос в другом: сможет ли это нас уберечь от мошенников и вербовщиков? Естественно, люди начнут придумывать обходные пути, фотографировать чужой паспорт и так далее. Но почему-то тот факт, что для активации сим-карты в Германии необходимо провести видео-звонок с оператором, чтобы доказать, что вы не робот, и показать свой ПАСПОРТ не вызывает подобной реакции.

Да, безусловно, законопроект Милонова требует поправок и уточнений, но в нем заложена идея защиты пользователей, а не нарушения их свобод. И такие законы необходимы, чтобы уберечь каждого из нас, хоть большинство наверняка и не сталкивалось с такими проблемами как вербовка. Это лишь исключения. Но, как известно, исключения лишь подтверждают правила.

Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть, что каждый случай нужно рассматривать отдельно. Естественно, что нет панацеи от опасностей в социальных сетях. Но с одним спорить трудно – каждый из нас сам в ответственности за свои поступки. Отдавайте себе отчет во всем. Сомневайтесь. Проверяйте. И не полагайтесь на волю случая. И только тогда «ВКонтакте» (и любая другая социальная сеть) будет действительно «в каждый отдельно взятый момент оставаться наиболее современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети».