Новости МГИМО
«Ректорат» на ОТР с А.В.Торкуновым: Подготовка историков
Заседание Ученого совета
А.В.Торкунов на итоговом заседании Общественной палаты Московской области
№3(8), 2018
Тезисы докладов по итогам научной студенческой конференции «Журналистика в цифровую эпоху: вызовы и угрозы»
Эволюция цифровых медиа
Яковлева Дарья Андреевна
МЖ-МИЭП 1 курс
Цифровые медиа или «новые медиа» стремительно ворвались в нашу жизнь около двух десятилетий назад. Они появились на свет в 1980-х годах, когда начали активно развиваться интернет и компьютерная техника массового пользования. Долгое время это было в новинку для неискушенного такими новшествами человека, так как ранее медиа основывались только на печатных, а также аналоговых моделях вещания. Активный процесс глобализации, технический прогресс, а также переход к информационному обществу – все это и стало главными причинами появления цифровых медиа и усиления их дальнейшего влияния на общество.
Появление «всемирной паутины» полностью изменило скорость обработки информации, темп ее поступления и упразднило цензуру. Количество информации стало расти в геометрической прогрессии наряду с ростом точек быстрого доступа в интернет, размножения блогов, ЖЖ и других информационных платформ для передачи и обмена различного рода информацией. Интернет сделал способ получения информации быстрым процессом, не требующим каких либо весомых усилий, не занимающим и без того ограниченное время современного человека.
С развитием информационного (постиндустриального) общества человек все сильнее погружается в параллельную реальность, некий иллюзорный мир интернета, на просторах которого он может получать информацию, не доступную ему в реальной жизни, открыто высказывать свое мнения, заявлять о себе. Вследствие этого происходит активный приток потребителей оцифрованного контента. Естественно, изменения в способах восприятия информации современных читателей, их переход от печатных СМИ к цифровым, заставляет медиа адаптироваться под новые привычки своих аудиторий, трансформироваться в цифровую медиа среду, некие «новые медиа». Если обобщить, то, можно сказать, что «новые медиа» – это все технологии коммуникации в оцифрованной форме, а интернет – главный источник доступа к информации в данном виде. В своей работе мне хотелось бы поднять проблему, которая кажется мне наиболее интересной в контексте цифровых медиа. Она звучит, как влияние сетевых обстоятельств на индустрию медиа коммуникаций в данный момент, ее развитие в ближайшем будущем.
Ведение.
Хочется отменить, что медиа и СМИ – это различные механизмы доставки информации от источников к массовой аудитории. Можно сказать, что медиа – это посредник, помогающий налаживать контакт с публикой, любой член которой может участвовать в создании новостного события. Новые медиа, в свою очередь, являются платформой для коммуникации между людьми, они помогают традиционным СМИ наладить контакт с их читателями через общедоступный интернет ресурс. Прежде чем непосредственно говорить о новых медиа, просто необходимо сказать о критериях отличия цифровых медиа и классических СМИ. Традиционные СМИ подразделяются на: радио, печатные издания и телевидение.
В наши дни разделяют традиционные и новые медиа по нескольким критериям:
- Доступность информации
- Способ доставки к потребителю
- Децентрализация информации
- Высокая пропускная способность
- Интерактивность
- Гибкость информационного содержания
Необходимо также сказать обо всей важности интернета в становлении новых медиа, поскольку именно он позволяет использовать для передачи определенной информации текст, аудио файлы, видео фрагменты и изображения одновременно.
Факты.
Классические медиа начали работать с новыми «цифровыми технологиями» лишь к 1980 году, когда появление интернета потребовало от них увеличить доступность информационного материал, скорость его подачи и добиться «интерактивности» или установлении взаимосвязи с читателем, некой «обратной связи». Создание интерактивности стало особым пунктом в идеологии новых медиа. Такое сильное влияние это процесса на становление цифровых медиа обуславливается тем, что люди хотят знать все, что происходит в нашем необъятном мире и за его пределами, узнавать все это первыми, со стремительной скоростью. Мы хотим быть на вершине информационного олимпа, ведь кто владеет информацией, тот владеет миром. В свою очередь интернет площадка позволяет это, так как она не имеет пространственно-временных границ. Говоря откровенно, интернет приобретает качества «параллельной реальности», в которой человек забывает о стеснении и факторах ограничивающих его возможности делиться информацией в настоящей жизни. Взаимодействия людей со СМИ с появлением интернета кардинально меняются. Система призывов к интерактивности вовлекает людей в создание новостного контента, что существенно помогает СМИ. Очевидца определенного происшествия не нужно искать, он сам найдет редакцию, с помощью того же интернета, быстро отправит материал и новость будет оперативно распространена официальными СМИ.
Причины оцифровывания медиа или во всем виноват интернет.
В цифровом виде информация быстрее поступает в доступ, так как все, что требуется для быстрого создание новости, оповещения читателей – это лишь доступ в интернет, техническое устройство и информационный повод. Появление цифровых медиа ресурсов и digital изданий СМИ произошло под влиянием развивающихся цифровых, сетевых технологий и коммуникаций, ну и куда уж без глобализации. Глобализация и породила необходимость развития технологий новых медиа, ведь необходимая для нее взаимосвязь народов и стран требует наличия общего информационного пространства. Без единой информационной системы не смогут возникнуть:
- глобальная культура и понимание
- повышение качества жизни населения
- межкультурная интеграция
- борьба с общемировыми проблемами
- повышение информационной культуры граждан в международном масштабе
Под воздействием такого необходимо для современного общества процесса, мир всё стремительнее переносит все данные на цифровые носители, усиливает межкультурную интеграцию. Медиа сливаются в единый конгломерат, без каких либо ограничений по всему миру. Цифровые медиа можно рассматривать, как новые формы коммуникации производителей контента с его потребителями. Благодаря техническому прогрессу интернет с течением времени становится более доступной медиа средой. Выделяя общие причины, можно отметить:
- Технический прогресс
- Процесс глобализации
- Процесс межкультурной интеграции
- Процесс конвергенции
После длительного процесса адаптации классических СМИ к появившейся индустрии интернет медиа, произошло событие снова изменивший устоявшийся порядок на информационном рынке: интернет-медиа потеряли свою монополию на создание и распространение контента. На первый план вышли социальные сети. Дистрибуция начала приобретать более важный характер для пользователей, чем содержание. Баснословное количество информационных устройств, с которых пользователи выходят в онлайн, приложения, блоги, свободное выражение мысли и ее распространение на просторах сети – все это причины потери контроля над качеством информации. Её огромное количество порождается тем, что многие, непонятно кем созданные медиа, хотят нажиться над пользователями. Они используют модель вовлечения читателя его интересными, яркими отрывками и заставляют кликать дальше – переходить на новые сайты для получения информации, забирают еще больше его времени. Поскольку все медиа зависят от трафика, пиратские медиа крадут чужие деньги, представляют вирусную опасность для пользователей.
Стоит официальным интернет медиа приспособиться к новым изменениям, как уже нужно придумывать новую стратегию привлечения читателей, дабы обезопасить себя от краха. Так к этому еще и постоянно появляются новые инструменты, платформы, контент, что тоже требует немалых усилий для усовершенствования работы. Говоря откровенно, тяжелее всего сейчас тем СМИ, которые работают на нескольких площадках (классические печатные и их интернет версии). Им приходится создавать мультиканальную аудиторию.
Цифровые медиа без остановки эволюционируют, так как для выживания им просто необходимо подстраиваться под новые технологические изменения, интересы и вкусы своей целевой аудитории. Из-за того, что платформа размещения - интернет пространство, основные пользователи информационного контента – молодая аудитория или digital natives, люди, родившиеся в 2000-х годах. Они и устанавливают тренды в цифровом пространстве, а поскольку погоня за трендами в медиа индустрии всемирной паутины – это нескончаемый процесс, как и зависимость от трафика, молодая аудитория коренным образом влияет на само состояние медиа.
Что происходит сейчас – это:
- Постоянные стремительные изменения
- Борьба за свою аудиторию и потребителя контента
- Ускорение трафика
- Фрагментированное потребление информации – ухудшение памяти аудитории
Что ждет цифровые медиа в будущем:
Тяжело сказать, что произойдет с нами завтра, не то, что прогнозировать, что-либо на будущее. Можно только предполагать, насколько далеко зайдет технологическое развитие, и что станет трендом в медиа в ближайшем будущем - слишком непредсказуема ситуация даже на данный момент.
Прочитав несколько эссе – предположений касательно будущего в цифровой среде в Полевом исследовании медиацеха, я выбрала наиболее возможные варианты.
Для начала следует сказать, что работа журналистов автоматизируется. Произойдет некое совершенствование информационной ленты благодаря быстрому формированию контента, четкого разделения целевых аудиторий и улучшения качества информации.
Над проблемой потери трафика начнут активно работать с помощью особых рекомендательных систем[1].
Произойдет сегментирование медиа. Часть из них будут производить контент, а кто-то будет заниматься непосредственно его дистрибуцией. Также просто необходимым будет наличие медиа, занимающихся монетизацией контента[2]. Даже в рамках одного холдинга медиа придется поделиться, для достижения лучшей прибыли и получения заветных читателей.
Интернет площадка станет еще более завидным местом для продвижения медиа. В скором времени цифровую среду будут переполнять очередные digital publishing. Многие классические СМИ окончательно уйдут от бумажных версий в интернет. Правда нельзя однозначно сказать, станет и это дешевле, чем работа с печатным форматом.
Печатные медиа не смогут полностью исчезнуть – они станут нишевыми, так как сохраниться определенный процент любителей печатных СМИ а также процент возрастной публики, не пользующейся интернет технологиями.