Журнал «Международные коммуникации»

Издание Факультета международной журналистики МГИМО МИД России

Журнал «Международные коммуникации»

Эволюция журналистских жанров в цифровую эпоху

Ларина Евгения Сергеевна
4 курса бакалавриата
факультета Международная журналистики
МГИМО МИД России

Давно стало общеизвестным фактом, что технологии влияют на то, как мы воспринимаем информацию. Журналистика в цифровую эпоху отражает и приспосабливается к этим изменениям. Процесс конвергенции журналистики нашел свое отражение в системе журналистских жанров и в характеристиках каждого из них. Жанры изменяются, чтобы удобнее и эффективнее доносить информацию до ее потребителя, тем самым сохраняя аудиторию.

Эволюция журналистских жанров проявляется в трансформации и адаптации к новым запросам традиционных жанров и  в появлении новых.

Качественные СМИ, как правило, остаются приверженцами традиционных жанров. Говоря об их трансформации, стоит упомянуть общие для них тенденции к краткости и раздробленности на малые части, интерактивности и мультимедийности (например, в виде возможности оставления комментариев или ссылок внутри текста), персонификации, ориентации на диалог и разговорную стилистику, взаимопроникновению жанров. Возрастающая роль визуальных форм расширяет возможности жанров, делает их разнообразными в способах обработки и донесения информации. Традиционные графические жанры (графика, рисунок, карикатура) сами по себе не стоят на месте и приобретают новые свойства, как, например, анимированность.

Еще одна новая черта старых жанров – снижение доли информационной составляющей и повышение развлекательной. Это дало начало такому явлению, как infotainment (information+intertainment), который проявляется, с одной стороны, в отдельных новых жанрах (тесты, игры по информационным поводам), с другой – в способах подачи и содержании такого традиционного жанра как новость. В этом явлении некоторые видят признак деградации журналистики.

Многие из перечисленных характеристик – в первую очередь, мультимедийность – относятся и к новым жанрам, которые изначально возникают как отвечающие новым запросам аудитории. Конкретные примеры новых жанров – мультимедийный лонгрид, инфографика, слайд-шоу, текстовая трансляция. В докладе на их примерах будут рассмотрены основные черты, преимущества и сфера применения новых журналистских жанров.