Новости МГИМО
«Ректорат» на ОТР с А.В.Торкуновым: Подготовка историков
Заседание Ученого совета
А.В.Торкунов на итоговом заседании Общественной палаты Московской области
Процесс формирования в России информационного пространства знаний
Меньшиков Петр Витальевич,
к.ист.н., доцент кафедры рекламы и связей с общественностью
МГИМО МИД России.
119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
E-mail: menshikov-petr@rambler.ru
Аннотация: в статье представлен комплексный анализ эволюции формирования в современной России единого информационного общества как пространства знаний.
Ключевые слова: единое информационное пространство знаний, информационное общество медийная политика, государственная информационная политика, политическая коммуникация.
28 мая 1999 г. решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации № 32 была одобрена Концепция формирования информационного общества в России[1]. В Концепции впервые в современной России было дано развернутое определение стратегии развития информационного общества в контексте реализации ГИП. К характерным чертам и признакам информационного общества согласно тексту Концепции отнесены формирование единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства и полноправное участие России в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов; становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций; создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах; возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства; повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда; создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.
В Концепции 1999 г. особо выделена ведущую роль государства в обеспечении процесса перехода к информационному обществу за счет координации деятельности различных участников этого процесса; развитии институтов демократии на всей территории страны, обеспечении, всеми возможными правовыми мерами, соблюдения прав граждан в условиях информационного общества и формирования информационно открытого общества. Государство наделялось функцией сохранения в его руках политических, экономических и правовых механизмов, регламентирующих процесс формирования в стране информационного общества; создания адекватной новым условиям законодательной и нормативно-правовой баз, форм и методов административного регулирования, способствующих притоку инвестиций и развитию справедливой конкуренции; привлечения к активному участию в процессе перехода частного сектора экономики; предоставления свободы выбора направлений деятельности предпринимательским структурам, заинтересованным в развитии производства и отечественного рынка информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.
Указывалось, что в условиях отсутствия у государства на момент принятия Концепции мощных финансовых рычагов, способных обеспечить процессы перехода к информационному обществу, основными средствами государственного регулирования и контроля за процессами перехода остаются законодательная и нормативно-правовая базы, регулирующие информационные отношения в обществе. В контексте общеэкономической ситуации в стране, Концепция 1999 г. определила путь перехода России к информационному обществу, ориентированный на сугубо российские критерии и характеристики качества жизни, социально-культурные особенности и требовавшие в существовавших на том момент социально-экономических условиях лишь минимальные капиталовложения со стороны государства. Такой путь был охарактеризован как нетрадиционный, неапробированный, однако требующий хотя бы минимальных темпов экономического роста, политической стабильности в обществе и политической воли исполнительной и законодательной власти, поставившей перед обществом задачу перехода к информационному обществу как задачу высокого приоритета. Основные направления реализации предлагаемого пути перехода охватывали две главные составляющие информационной среды общества: создание и развитие технико-технологической базы реализации выбранного пути, а также разработку и реализацию требуемых в данной связи политических, социальных, экономических, правовых, организационных и культурных решений.
7 февраля 2008 г. Указом Президента России В.В. Путина Пр-212 была утверждена вторая в современной истории государства Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Проект Стратегии был разработан в 2006 г. межведомственной рабочей группой с участием представителей аппарата Совета Безопасности, Мининформсвязи и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти при поддержке Центра развития информационного общества, Института развития информационного общества и ряда других организаций. Проект Стратегии в течение 2006-2007 гг. прошел общественное обсуждение во всех семи федеральных округах России и был одобрен Советом безопасности РФ 25 июля 2007 г. [2]
Принятие Стратегии 2008 г. создало необходимую основу для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации. Стратегия как политический программный документ не прямого действия была направлена на реализацию положений Окинавской Хартии глобального информационного общества и итоговых документов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003 г., Тунис, 2005 г.).
В Стратегии определены цели и принципы развития информационного общества в России и роль государства в таком процессе. Предусмотрены основные мероприятия по достижению целей развития информационного общества в России. К ним отнесены: повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Было подчеркнуто, что все используемые информационные технологии, включая электронную коммерцию, электронное правительство, информатизацию науки и образования, здравоохранения и т.д. рассматриваются как интегрированная, взаимосвязанная совокупность всей информационно-телекоммуникационной сферы и образуют фундамент для перехода к информационному обществу. При этом особое внимание было уделено вопросам информационной безопасности. Глобализация открыла не только новые возможности, но и создала определенные риски и такие потенциальные угрозы, как, например, кибертерроризм.
Стратегия подготовлена с учетом международных обязательств Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности, федеральных законов, а также нормативных правовых актов Правительства, определяющих направления социально-экономического развития, повышения эффективности государственного управления и взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества в стране.
К числу основных задач, требующих решения для развития информационного общества в России в Стратегии отнесены: формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий; повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий; совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере; развитие экономики на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий; повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг; развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения; противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.
Согласно Стратегии на государство возложены четко определённые обязанности: разработка основных мероприятий по развитию информационного общества, создание условий для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом; определение контрольных значений показателей развития информационного общества; обеспечение развития законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий; создание благоприятных условий для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработка и внедрение в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий; повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий; создание условий для равного доступа граждан к информации; использование возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.
Количественные показатели, предусмотренные Стратегией, характеризовали технологические и экономические аспекты информационной сферы. В Приложении к документу обозначены контрольные значения показателей развития информационного общества, которые должны были быть достигнуты до 2015 г.: уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий (100 проц.), уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения (15 линий к 2010 г. и 35 к 2015 г.), число домашних хозяйств, где имеются персональные компьютеры (не менее 70 проц. от общего числа домашних хозяйств), доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек (не менее 50 проц.), доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий (более 50 проц.).
Предусматривался рост объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике (не менее чем в 2,5 раза по сравнению с 2007 г.). Один из важных показателей, предусмотренных Стратегией стало определение места России в международных рейтингах развития информационного общества. Предписывалось вхождение в число двадцати ведущих по данному показателю стран мира к 2015 г. В Стратегии впервые было введено понятие композитного индекса готовности регионов России к информационному обществу как измеритель степени подготовленности регионов к широкомасштабному использованию ИКТ в качестве инструмента для информационно-аналитической поддержки выработки, проведения и корректировки политики развития информационного общества на федеральном и региональном уровнях.
Приведенная в Стратегии динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяла рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. В дополнение к сформулированным в Концепция государственной информационной политики Российской Федерации 1998 г. принципам, на которых базировалось развитие информационного общества в России, в Стратегии 2008 г. были добавлены положения о партнерстве государства, бизнеса и гражданского общества.
Отдельный раздел Стратегии посвящен проблематике международного сотрудничества в области развития информационного общества. Предусматривалось участие России в разработке международных норм права и механизмов, регулирующих отношения в области использования глобальной информационной инфраструктуры, включая вопросы интернационализации управления сетью Интернет; участие в международном информационном обмене; в формировании системы международной информационной безопасности, совершенствование взаимодействия правоохранительных органов России и иностранных государств в области предупреждения, выявления, пресечения и ликвидации последствий использования информационных и телекоммуникационных технологий в террористических и иных преступных целях; в международных исследовательских проектах по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники; в разработке международных стандартов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, гармонизация национальной и международной систем стандартов и сертификации в данной сфере.
В целях обеспечения реализации Стратегии было предусмотрено осуществление мониторинга и статистическое наблюдение показателей развития информационного общества в России. По результатам мониторинга Президенту РФ должен представляться ежегодный национальный доклад о состоянии развития информационного общества в Российской Федерации.
Третья, действующая в настоящее время, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017- 2030 годы была утверждена 9 мая 2017 г. Указом Президента России № 203 [3]. Стратегия определила цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.
Стратегия в полной мере учитывает специфику ситуации, имеющей место в настоящее время во внешней и внутренней политике России, положение дел на международной арене, максимально отражает сложившуюся в стране официальную позицию относительно состояния, перспектив и приоритетов развития информационного общества, основные концептуальные принципы построения государственной информационной политики России и в данной связи заслуживает весьма пристального рассмотрения. Тем более, что положения Стратегии и план ее реализации являются обязательны для выполнения всеми органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления и создают основу для разработки и корректировки соответствующих государственных, ведомственных и региональных программ и планов [4].
В отличие от двух предыдущих, в Стратегии 2017 г. по-новому сформулированы основные принципы развития в России информационного общества: обеспечение прав граждан на доступ к информации; обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией; сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг; приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий; обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях; обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.
Даны пояснения используемым в Стратегии основным понятиям, как безопасные программное обеспечение и сервис; индустриальный интернет; интернет вещей; информационное общество (общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан); информационное пространство (совокупность информационных ресурсов, созданных субъектамиинформационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и необходимой информационной инфраструктуры); инфраструктура электронного правительства; критическая информационная инфраструктура Российской Федерации (совокупность объектов критической информационной инфраструктуры, а также сетей электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры между собой).
Разъясняется значение терминов национальная электронная библиотека; облачные вычисления; обработка больших объемов данных; общество знаний (общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации); объекты критической информационной инфраструктуры (информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети государственных органов, а также информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления технологическими процессами, функционирующие в оборонной промышленности, в сфере здравоохранения, транспорта, связи, в кредитно-финансовой сфере, энергетике, топливной, атомной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности); сети связи нового поколения; технологически независимые программное обеспечение и сервис.
Впервые поясняется содержание таких понятий, как туманные вычисления; цифровая экономика (хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг); экосистема цифровой экономики (партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан).
В кардинально новой смысловой и стилистической редакции в сравнении с предшествовавшими аналогичными по характеру документами представлен раздел «Россия в современном информационном обществе». Отмечается, что в нашей стране информационное общество характеризуется широким распространением и доступностью мобильных устройств (в среднем на одного россиянина приходится два абонентских номера мобильной связи), а также беспроводных технологий, сетей связи, создана система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к которой подключились более 34 млн. россиян. Подчеркивается, что с 2014 г. в стране осуществляется подключение населенных пунктов с населением от 250 до 500 человек к сети «Интернет», в результате чего 5 млн. граждан России, проживающих почти в 14 тыс. таких малонаселенных пунктах, получат доступ к сети "Интернет".
Подчеркивается, что информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на развитие традиционных отраслей экономики. Объем реализации товаров и услуг россиянам с использованием сети "Интернет" в 2015 г. достиг эквивалента 2,3 проц. валового внутреннего продукта и имеет тенденцию к росту. Информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Наряду с задачей обеспечения всеобщего доступа к информационным и коммуникационным технологиям наибольшую актуальность теперь приобретает именно проблема интенсификации использования самих технологий.
Обращается внимание на факт того, что конкурентным преимуществом на мировом рынке обладают государства, отрасли экономики которых основываются на технологиях анализа больших объемов данных. Такие технологии активно используются в России, но они основаны на зарубежных разработках. Отечественные аналоги в настоящее время отсутствуют. Повсеместное внедрение иностранных информационных и коммуникационных технологий, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры, усложняет решение задачи по обеспечению защиты интересов граждан и государства в информационной сфере. С использованием сети "Интернет" все чаще совершаются компьютерные атаки на государственные и частные информационные ресурсы, на объекты критической информационной инфраструктуры.
Констатируется, что темпы развития технологий, создания, обработки и распространения информации значительно превысили возможности большинства людей в освоении и применении знаний. Смещение акцентов в восприятии окружающего мира, особенно в сети «Интернет», с научного, образовательного и культурного на развлекательно-справочный сформировало новую модель восприятия – так называемое клиповое мышление, характерной особенностью которого является массовое поверхностное восприятие информации. Такая форма освоения информации упрощает влияние на взгляды и предпочтения людей, способствует формированию навязанных моделей поведения, что дает преимущество в достижении экономических и политических целей тем государствам и организациям, которым принадлежат технологии распространения информации.
Подчеркивается, что международно-правовые механизмы, позволяющие отстаивать суверенное право государств на регулирование информационного пространства, в том числе в национальном сегменте сети «Интернет", не установлены. Большинство государств вынуждены "на ходу" адаптировать государственное регулирование сферы информации и информационных технологий к новым обстоятельствам. Усилия многих государств направлены на приоритетное развитие национальной информационной инфраструктуры в ущерб формированию и распространению знаний, что не в полной мере соответствует целям, продекларированным на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества, проходившей в Женеве в 2003 г.
Акцентируется тезис о том, что российское общество заинтересовано в получении информации, соответствующей высокому интеллектуальному и культурному уровню развития граждан России.
Новые акценты сделаны и в определении цели Стратегии развития информационного общества в России – она охарактеризована как задача создания условий для формирования в стране общества знаний. В данном контексте Стратегия направлена на обеспечение таких национальных интересов, как развитие человеческого потенциала; обеспечение безопасности граждан и государства; повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве; развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления; повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы; формирование цифровой экономики.
Обеспечение национальных интересов при развитии информационного общества предполагается осуществить путем реализации приоритетов формирования информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений; развития информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации; создания и применения российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне; формирования новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы; обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики.
Значительное место в Стратегии 2017 г. отведено анализу проблематики формирования информационного пространства знаний (ИПЗ) – понятия, впервые введенного данным документов в официальный оборот на высшем государственном уровне. Целями формирования информационного пространства, основанного на знаниях названо обеспечение прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создание условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора. Формирование ИПЗ осуществляется путем развития науки, реализации образовательных и просветительских проектов, создания для граждан общедоступной системы взаимоувязанных знаний и представлений, обеспечения безопасной информационной среды для детей, продвижения русского языка в мире, поддержки традиционных (отличных от доступных с использованием сети "Интернет") форм распространения знаний.
Для формирования ИПЗ, согласно тексту Стратегии, необходимо проводить мероприятия в области духовно-нравственного воспитания граждан; реализовать просветительские проекты, направленные на обеспечение доступа к знаниям, достижениям современной науки и культуры; проводить мероприятия по сохранению культуры и общероссийской идентичности народов Российской Федерации. Формирование безопасной информационной среды предписывается на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Выдвинуты задачи усовершенствования механизмов обмена знаниями; обеспечения формирования Национальной электронной библиотеки и иных государственных информационных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов Российской Федерации, а также доступ к ним максимально широкого круга пользователей.
Указывается на необходимость обеспечить условия для научно-технического творчества, включая создание площадок для самореализации представителей образовательных и научных организаций; совершенствования дополнительного образования для привлечения детей к занятиям научными изысканиями и творчеством, развития их способности решать нестандартные задачи. Поставлена задача использовать и развивать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение при реализации образовательных программ.
Акцент сделан на важности создания условий для популяризации русской культуры и науки за рубежом, в том числе для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов; установления устойчивы культурных и образовательных связей с проживающими за рубежом соотечественниками, иностранными гражданами и лицами без гражданства, являющимися носителями русского языка, в том числе на основе информационных и коммуникационных технологий.
Предписывается осуществлять разработку и реализацию партнерских программ образовательных организаций высшего образования и российских высокотехнологичных организаций, в то числе по вопросу совершенствования образовательных программ; формировать и развивать правосознание граждан и их ответственное отношение к использованию информационных технологий, в том числе потребительскую и пользовательскую культуру; обеспечить создание и развитие систем нормативно-правовой, информационно-консультативной, технологической и технической помощи в обнаружении, предупреждении, предотвращении и отражении угроз информационной безопасности граждан и ликвидации последствий их проявления.
Обращено внимание на необходимость совершенствовать механизмы ограничения доступа к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено федеральным законом, и ее удаления; совершенствовать механизмы законодательного регулирования деятельности средств массовой информации, а также средств обеспечения доступа к информации, которые по многим признакам могут быть отнесены к средствам массовой информации, но не являются таковыми (интернет-телевидение, новостные агрегаторы, социальные сети, сайты в сети "Интернет", мессенджеры).
Сформулировано требование принятия мер по эффективному использованию современных информационных платформ для распространения достоверной и качественной информации российского производства; обеспечения насыщение рынка доступными, качественными и легальными медиапродуктами и сервисами российского производства; поддержки традиционных средств распространения информации (радио- и телевещание, печатные средства массовой информации, библиотеки).
В Стратегии подробно прописаны пути развития в стране информационной и коммуникационной инфраструктуры, включая задачу замены импортного оборудования, программного обеспечения и электронной компонентной базы российскими аналогами и обеспечения технологической и производственной независимости и информационной безопасности, а также меры защиты данных в национальном информационном пространстве. Данная проблематика в более общем виде анализируется также в соответствующих разделах Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной Указом Президента РФ В.В. Путиным 13 мая 2017 г. № 208 [5].
Отдельный раздел анализируемой Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы освящен перечню мероприятий на международном уровне, необходимых для развития сети "Интернет" и информационной инфраструктуры Российской Федерации. Акцент сделан на приоритете отстаивания суверенного права государства определять информационную, технологическую и экономическую политику в национальном сегменте сети "Интернет". Подчеркнута важность проведения работы, направленной против использования сети "Интернет" в военных целях; на развитие гуманитарного значения сети "Интернет"; разработку норм международно-правового регулирования, касающихся безопасного и устойчивого функционирования и развития сети "Интернет", включая вопросы юрисдикции и определения субъектов правоотношений на основе равноправного участия членов мирового сообщества в управлении глобальной информационной сетью и ее ресурсами с учетом уникальности данной сферы.
Выдвинуто предложение создать новые механизмы партнерства, призванные с участием всех институтов общества выработать систему доверия в сети "Интернет", гарантирующую конфиденциальность и личную безопасность пользователей, конфиденциальность их информации и исключающую анонимность, безответственность пользователей и безнаказанность правонарушителей в сети "Интернет"; осуществить интеграцию российских стандартов в сфере информационных и коммуникационных технологий в соответствующие международные стандарты, а также обеспечить гармонизацию межгосударственной и национальной систем стандартов в данной сфере.
В Стратегии названы также задачи по созданию и применению российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечению их конкурентоспособности на международном уровне, пути формирования новой технологической основы для развития в стране экономики и социальной сферы, обеспечению национальных интересов в области цифровой экономики.
Обращает на себя внимание раздел Стратегии с изложением условий и принципов осуществления сотрудничество российских организаций с иностранными организациями в сфере цифровой экономики. Указано, что хранение информации о осуществляемой указанными организациями деятельности и обработка данных производятся исключительно на серверах и в базах данных, находящихся на территории Российской Федерации. Защита интересов и безопасности российских участников электронной торговли должна осуществляться с учетом соблюдения требований идентификации, подтвержден достоверности и подлинности используемых документов. Обеспечение режима наибольшего благоприятствования (с необходимыми изъятиями) для российских поставщиков и покупателей при доступе к информации о товарах и услугах и при реализации товаров и услуг в режиме электронной торговли на территории Российской Федерации, а также при продвижении товаров на территории иностранных государств должно иметь место при условии соблюдения интересов национальных логистических операторов; осуществление расчетов между участниками электронной торговли через российскую платежную систему.
В качестве приоритетных сценариев развития информационного общества в России названа деятельность государства по созданию благоприятных условий для применения информационных и коммуникационных технологий; совершенствование национального законодательства, административных процедур (в том числе в электронной форме) и бизнес-процессов коммерческих организаций. Предусмотрено, что инвестиции (в том числе бюджетные инвестиции из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов) осуществляются в определенные государством и обществом приоритетные направления поддержки и развития информационных и коммуникационных технологий, поощряется привлечение частных инвестиций в отечественную информационную инфраструктуру, создание и совершенствование российскими организациями прорывных информационных и коммуникационных технологий.
Подчеркивается, что интересы компаний отечественного IT-сектора защищаются российским государством, а технологии, произведенные в России, востребованы за рубежом. Констатируется факт сформированности к настоящему времени национальных технологически платформ онлайн-образования, онлайн-медицины, единой инфраструктуры электронного правительства, Национальной электронной библиотеки. Говорится об осведомленность граждан о преимуществах получения информации, приобретения товаров и получения услуг с использованием сети "Интернет", а также о наличии у них возможности получать финансовые услуги в электронной форме, онлайн-образование, услуги онлайн-медицины, пользоваться электронными библиотеками, государственными и муниципальными услугами. Признается факт того, что цифровая экономика оказывает существенное влияние на темпы роста в стране валового внутреннего продукта.
В документе приводится перечень показателей и этапы реализации Стратегии. Они определяются в плане реализации Стратегии, который разрабатывается и утверждается Правительством. План включает в себя мероприятия по разработке статистического инструментария для оценки реализации Стратегии и мониторинга достижения значений показателей ее реализации; принятие законодательных и издание иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации; внесение изменений в государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации, планы деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов развития, компаний с государственным участием.
Реализация Стратегии обеспечивается согласованными действиями Правительства, Администрации Президента, аппарата Совета Безопасности, федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, фондов и институтов развития, государственных корпораций, компаний с государственным участием и частных фирм.
Список литературы:
- Концепция формирования информационного общества в России // Институт развития информационного общества. 1998-2002. URL: http://www.iis.ru/library/riss/#000 (дата обращения: 19.12.2017).
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. // Российская газета RG.RU: ежедн. интернет-изд. 2008. 16 фев. URL: https://rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html (дата обращения: 19.12.2017).
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 19.12.2017).
- Учебное пособие «Информационная политика России» Меньшиков П.В. Информационная политика России: учеб. пособие / П.В.Меньшиков. — М.: МГИМО-Университет, 2017. — 214 с.
- Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 19.12.2017).
THE PROCESS OF THE FORMATION OF RUSSIA'S INFORMATION SPACE KNOWLEDGE
Dr. Petr W.Menshikov, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Relation, MGIMO MFA Russia.
MGIMO 119454, Moscow Vernadsky Prospekt, 76
Abstract: the article presents a comprehensive analysis of the evolution of the formation of modern Russia common information society as a space of knowledge.
Key words: common information space of knowledge, information society, media policy, public information policy, political communication.