Журнал «Международные коммуникации»

Издание Факультета международной журналистики МГИМО МИД России

Журнал «Международные коммуникации»

Культура и меценаты: возрождение традиций

Романова Марина Давидовна,
к.философ.н., ст.преподаватель кафедры международной журналистики
МГИМО МИД России
119454 Москва, проспект Вернадского, 76.

Аннотация: В статье анализируются итоги встречи «Столыпинского клуба», посвященной возрождению традиций культуры меценатства в России. Меценаты Российской Империи традиционно являлись собирателями наилучших образцов человеческого творчества. Представители московского купечества смотрели на свою деятельность не только, как на источник наживы, а как на своего рода миссию, возложенную Богом. Участники дискуссии обсудили, каким образом в современных реалиях предпринимателям и представителям власти следует поддерживать русскую культуру и какую роль эта поддержка играет в целях сохранения традиционных ценностей.

Ключевые слова: ценности, культура, меценатство, культурная политика России.

 

13 февраля 2018 года в органном зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина состоялось открытое заседание Столыпинского клуба на тему «Культура и меценаты: возрождение традиций».

Место встречи было выбрано не случайно: один из крупнейших в России музей зарубежного искусства был основан русскими меценатами и открыт для публики в 1912 году как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете.

Участники дискуссии обсудили, каким образом в современных условиях следует поддерживать русскую культуру, без которой нет и не будет культуры других, в том числе малых народов. Меценаты испокон веков являлись собирателями лучшего, передового, вечно значимого феномена человеческого творчества. Именно эти люди сохраняли для будущих потомков лучшее, что есть в мире в целом или в своем народе, в частности, для того, чтобы местное население могло ориентироваться на высшие эталоны творчества своего народа.

Следует отметить, что Россия испокон веков славилась своими традициями меценатства, а благотворительность (творить благо) всегда считалась одной из благороднейших сфер деятельности. Примечательно, что отношение предпринимателя к своему делу на Руси всегда было несколько иным, чем на Западе. К примеру, представители московского купечества смотрели на свою деятельность не только, как на источник наживы, а как на своего рода миссию, возложенную Богом. Именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые смотрели как на выполнение обязательной сверхзадачи.

Участники встречи затронули в ходе дискуссии эти уникальные, но во многом утраченные традиции участия меценатов в реализации выдающихся проектов в истории отечественной культуры за несколько столетий. Так, была упомянута помощь Станиславскому в создании МХТ известного предпринимателя Саввы Морозова, который постоянно вносил денежные средства на строительство и развитие Художественного театра и даже некоторое время заведовал его финансовой частью. Как сказал ему сам К. Станиславский: «…внесенный Вами труд мне представляется подвигом, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова…». Таким образом, театр, который сегодня является национальным достоянием страны и который государство не может не поддерживать, изначально создавался именно как частное объединение при поддержке меценатов.

В то же время прозвучало мнение Епископа Городецкого и Ветлужского Августина, что меценаты – это не благотворители, а их задача заключается в том, чтобы «открыв для себя родовую память, сделать так, чтобы через культуру, которую не надо отождествлять с цивилизацией, возделывать человека, его душу и мировоззрение».

Участники встречи, среди которых фигурировали известные политики и бизнесмены, пришли к общему мнению, что следует понимать и чувствовать тонкую грань между благотворительностью и эстетическим выбором, который, если переводить на современный язык, возможно назвать продюсированием.

Вместе с тем, было подчеркнуто, что средства массовой информации сегодня сами себя исключили себя из процесса освещения принципиальных явлений и тенденций в отечественной культуре, а предприниматели не в состоянии самостоятельно сориентироваться, какие проекты и начинания требуют первоочередной поддержки и финансирования.

Выступавшие согласились и с тем, что экспертное сообщество на данный момент раздроблено и в значительной степени утратило доверие из-за своей ангажированности, а художественная критика обслуживает только интересы шоу-бизнеса и «билетных показателей».

Актуальная медийная повестка дня очень сильно связана с информационным скандалом как ключевым информационным поводом. Однако гражданское общество должно проявить свою крепость и сознательность, помогая тем художникам, которые не выпячивают себя, которые работают с содержанием, которые работают с ценностями. Такие художники есть, но они не попадают в ленты новостей, и именно предприниматели и бизнесмены должны изменить эту тенденцию.

Также было особо отмечено, что России в ближайшее время и в ближайший политический цикл необходимо развивать свою «культурную индустрию» опережающими темпами, так как смыслы рождаются на территории культурных практик, а образование, политика только транслируют эти смыслы. Культура, в свою очередь, является той самой лабораторией смыслов, которая должна выйти на первый план.

Проблема меценатства в России была в том числе рассмотрена с точки зрения морального вызова и государственных выгод. Были обозначены три подхода, которые формируются в процессе взаимодействия культуры, экономики и политики.

Первый подход, это подход прагматический, когда люди не стесняются указать на то, что именно они помогли в реализации конкретного спектакля, фестиваля или художника.

Вторая модель взаимоотношений между бизнесменами, политикам и культурным продуктом предусматривает наличие как прямой выгоды, так и элемента благотворительности. Это связано с христианским пониманием искусства как сокровенного и сакрального. Так, если благотворителя поставят перед выбором – кому он должен помогать – больным детям или здоровому художнику, то подавляющее большинство выберут детей и стариков, а не художника или театр.

Третья модель взаимоотношений между экономикой и культурой – это ответственность за художественный результат. Участники дискуссии особо отметили, что именно этого компонента катастрофически не хватает российскому бизнесу в настоящее время. К примеру, в Соединенных Штатах Америки не существует такого института как Министерство культуры. Однако в этой стране создана система, при которой во время заполнения налоговой декларации меценат может не заполнять лишние бумаги, а лишь путем указания организации-получателя перечислить деньги в качестве благотворительности тому, кому он считает нужным это сделать. При этом, эти деньги он бы в любом случае был обязан послать государству в бюджет в качестве налогов. Таким образом, у предпринимателей есть возможность выбора: поддержать нового дирижера Чикагской оперы, если он делает успехи, либо нет. Именно такой целевой ответственности российскому бизнесу не хватает, заключили выступавшие.

Подводя итоги встречи, участники заключили, что согласно статистике суммы, которые расходуются в России на благотворительные программы, нисколько не уступают западным. Однако отечественная политическая система и ее представители уже созрели для того, чтобы понять, насколько культура связана с ценностями общества. В обиходе мы не понимаем, что культура это лаборатория смыслов. Если речь идет о традиционных ценностях, то необходимо бесконечное число раз подтверждать важность этих ценностей. Когда смешиваются понятия культуры и гламура, в этом нет места духовности. В этом нет отношения к традициям, в том числе к православной религиозной и культурной традиции. И речь не о православной культуре, так как русская культура является православной культурой априори, заключили эксперты.

 

Culture and Maecenas: revival of traditions

Romanova M.D.
PhD, lecturer of the Department of International Journalism at the Moscow State Institute of International Relations
Specialization: scientific journalism, scientific diplomacy
Prospect Vernadsky, 76, 119454
Marine.romanoff@gmail.com

Abstract: The article analyzes the results of the meeting of the Stolypin Club, dedicated to the revival of traditions of patronage culture in Russia. The panelists discussed how nowadays entrepreneurs and government officials should support Russian culture and what role this support plays in preservation of the traditional values.

Key words: values, culture, patronage, cultural policy of Russia