Журнал «Международные коммуникации»

Издание Факультета международной журналистики МГИМО МИД России

Журнал «Международные коммуникации»

Борьба с монополизацией медиарынка Аргентины

Демкина Анастасия Владимировна,
магистр направления «Стратегические коммуникации»
МГИМО МИД России,
119454 Москва, пр-т Вернадского, 76,
кафедра связей с общественностью,
e-mail: a.v.dyomkina@yandex.ru

 

Аннотация: В статье предпринята попытка рассмотреть проблему борьбы с монополизацией информационно-коммуникационной сферы Аргентины, осуществлен анализ законодательных и иных государственных мер по её устранению, предпринятых в последние три десятилетия. Особое внимание уделяется процессу реформирования Закона «О СМИ» 2009 г.

Ключевые слова: Монополизация СМИ, законодательное регулирование СМИ, СМИ Аргентины

 

Принципиальной характеристикой и наиболее острой проблемой рынка средств массовой информации Аргентины в последние три десятилетия является высокая степень его монополизации. С момента восстановления демократии, произошедшего в 1983 г., складывалась ситуация, благоприятствующая возникновению монополий – законы об информационно-коммуникационной деятельности (Декрет-закон «О телекоммуникации» - el Decreto-Ley de Telecomunicaciones, 1972 г. и Закон «О Радиовещании» - la Ley de la Radiodifusión, 1980 г.), принятые в период военных диктатур уже не отвечали современным условиям рынка. Впоследствии это привело к тому, что ограниченное число корпораций стало фактически главными игроками информационно-коммуникационной индустрии республики. Речь идет, во-первых, об испанском акционерном обществе «Телефоника», начавшем свою деятельность в Аргентине в 1990 г., а во-вторых, о местном медиахолдинге «Кларин», официально оформившемся к 1999 г.

Первая корпорация, которая и по сей день продолжает осуществлять активную деятельность в стране, главным образом, сосредотачиваясь на предоставлении телекоммуникационных услуг. «Телефонике» принадлежат следующие компании: «Телефоника Архентина» (предоставляет услуги стационарной телефонии внутри страны и за рубежом, а также телефонные и интернет-операторы «Эдванс» и «Спиди»), «Телефоника Эмпресас Архентина», (предлагает услуги голосовой связи, обработки данных и интернет-поддержки для бизнеса), «Мовистар Архентина» (оператор мобильной связи), «Терра Нетворкс Архентина» (занимается разработкой и наполнением интернет-порталов, поисковых систем), «Техестиона» (оказывает информационные услуги в области аутсорсинга, работы с персоналом, страхования, логистики и т.д.), «Плейяде Архентина» (страховая компания). [1]

Стоит отметить, что в последние годы позиции «Телефоники» в регионе ослабевают, это связано с тем, что в результате последствий кризиса компания выплачивает долг в 50 млрд. евро и распродает некоторые свои нестратегические активы по всему миру. Например, в Аргентине в 2013 г. корпорация избавилась от информационного колл-центра «Атенто Архентина», а в 2016 г. продала пятому по величине в мире международному медиахолдингу «Виаком» сеть телевизионных каналов «Телефе». [2] Таким образом, «Телефоника» - по-прежнему лидер в области телекоммуникационного сектора в Аргентине, однако уже не претендует на серьезные позиции в масс-медиа индустрии.

Медиахолдинг «Кларин», в свою очередь, концентрирует в своих руках непосредственно СМИ, а точнее меньшие по размеру акционерные общества, которым эти СМИ принадлежат. Он владеет десятками газет, каналов и интернет-порталов, как в Аргентине, так и в других латиноамериканских странах. Поскольку перечисление только подотчетных «Кларину» медиаорганизаций займет не одну страницу, назовем в качестве примеров лишь самые одиозные активы холдинга. В их числе: ежедневная газета «Кларин», с крупнейшим тиражом во всей Латинской Америке, ведущая в регионе кинокомпания «Патагоник Филм Груп», более 130 радиостанций, десятки каналов кабельного телевидения, а также множество местных газет, каналов и интернет-порталов в провинциях Аргентины. В целом, до 2013 г. «Кларин» концентрировал в своих руках 73,3% лицензий СМИ.[3]

Иллюстрация №1. Основные пакеты акций холдинга «Кларин», Источник: http://www.taringa.net/posts/info/19825014/Asi-manipula-el-Grupo-Clarin.html

 

Очевидно, что высокий уровень монополизации рынка коммуникационных услуг, не мог устраивать как действующую власть, так и гражданское общество. Власть не получала от медиамагнатов соответствующих уровню их влияния отчислений, а общество справедливо сомневалось в непредвзятости и неангажированности СМИ.

Лишь Закон «О СМИ» №26.522 (Ley 26.522 de Servicios de Comunicación Audiovisual) принятый во время правления Кристины Фернандес де Киршнер 10 октября 2009 г. установил давно назревшие нормы по ограничению числа лицензий в руках крупных медиа игроков. С его принятием утратил силу давно устаревший Закон «О Радиовещании» 1980 г., попытки заменить который осуществлялись и ранее, после восстановления демократии в 1983 г. Законопроекты по реформированию закона о СМИ предлагались президентами Раулем Альфонсином (в 1988 г.) и Фернандо де ла Руа (в 2001 г.). Однако ни один из них не был принят, и не последнюю роль в этом сыграло активное противостояние со стороны корпораций, заинтересованных в статус-кво медиарынка.

Как бы то ни было, с вступлением Закона «О СМИ» медиакорпорации не сразу согласились подчиниться новому регламенту. Медиа-холдинг «Кларин» предпочел прибегнуть к временным мерам федерального суда, чтобы заблокировать «неудобные» для него статьи закона (41, 45, 48 y 161), согласно которым компания должна была отказаться от большого числа лицензий на телевизионное и радиовещание.[4] В течение последующих четырех лет благодаря эффективной лоббистской деятельности холдингу удавалось полностью блокировать вышеупомянутые статьи и не продать ни одной из имеющихся у него лицензий.

В конце концов, в конфликт государства и медиакорпорации вмешался Верховный суд Аргентины, который 29 октября 2013 г. признал Закон «О СМИ» конституционным, и потребовал, чтобы «Кларин» передал более 200 лицензий другим лицам. Также согласно закону, частные СМИ могут контролировать не более 35% телерынка. [4] Данная мера вызвала широкий протест в рядах оппозиции, и в адрес действующей власти прозвучали обвинения в попытках осуществлять излишний контроль над коммуникационной сферой, вредить плюрализму мнений. [5]

Одним из ярких примеров вмешательства государства в телекоммуникационную сферу с целью ограничения деятельности монополий стал отказ Центрального Банка выдать кредит в размере 500 млн. долларов Группе «Кларин» 2014 г. для участия в государственном тендере на использование технологии 4G.[6] Хотя руководство компании было убеждено в необходимости расширения мобильного направления в деятельности корпорации, государство решило, что холдингу стоит поумерить свои аппетиты.

Позже, в том же году был принят давно назревший Закон №27.078 «Цифровая Аргентина» (Ley 27.078 Argentina Digital), призванный повысить доступность интернета для всех слоев населения, сблизить параметры телекоммуникационных и интернет-сетей. Данный закон дал возможность телекоммуникационным компаниям предоставлять услуги телевидения и наоборот, способствовать атмосфере нейтральности в Интернете и усилить роль государства в качестве регулятора. [6] Он также позволил поддержать мелкий и средний бизнес в области телекоммуникаций, применить некоторые протекционные меры к новым фирмам, предлагающим услуги кабельного телевидения.

На этом, однако, история Закона «О СМИ» и Закона «Цифровая Аргентина» не закончилась. Несмотря на то, что они были долгожданными и жизненно необходимыми нормативно-правовым актами для Аргентины, на практике они не устраивали полностью ни государство, ни медиакорпорации, ни гражданское общество. Владельцы СМИ считали свои права ущемленными, государство видело, что законы не полностью соблюдаются, а население по-прежнему отмечало низкий уровень свободы СМИ.

С приходом к власти Маурисио Макри в конце 2015 г. был запущен новый процесс по обсуждению возможных поправок к вышеупомянутым законам. В результате работы консультативных советов и проведения круглых столов с представителями сектора, в начале 2016 г. был принят Декрет 267/2015, который внес изменения в семь статей Закона «О СМИ» 2009 г. и уточнил некоторые положения Закона «Цифровая Аргентина». Согласно поправкам, теперь для изменения названия издания, частичной или полной продажи СМИ необходимо получить разрешение государства. Этот декрет коснулся и существующих телекоммуникационных компаний с действующими лицензиями, которые могут осуществлять радиовещание только до 2018 г., в то время как компании радио и кабельного вещания, получившие новую единую лицензию, могут работать в течение 10 лет. [7]

Декретом 267/2015 также был учрежден Национальный орган по вопросам коммуникации (Ente Nacional de Comunicaciones - Enacom). Цель последнего состоит в обеспечении доступа граждан к качественному Интернету, мобильной и стационарной связи, радио, почтовым услугам и телевидению.[8]  Кроме того, в задачи данной организации входит поощрение добросовестной конкуренции и технологической модернизации в информационно-коммуникационном секторе, то есть достижение такого состояния, при котором пользователи будут получать более качественные услуги за меньшую стоимость. Данные цели и задачи реализуются путем упрощения процесса выдачи новых лицензий для радио и телевещателей,  Интернет-провайдеров, телефонных операторов, что является эффективной мерой в борьбе с монополизацией рынка.  На сайте Национального органа по вопросам коммуникации публикуются ежегодные подробные отчеты о количестве выданных лицензий с информацией о получателях. Подобные меры, безусловно, шаг на пути к открытости и транспарентности медиарынка Аргентины.

В апреле 2016 г. начала работу Редакционная комиссия по законопроекту о реформе, актуализации и унификации Законов №26.522 и №27.078.  Для повышения качества  нового закона о СМИ, и было решено провести встречи со всеми заинтересованными игроками информационно-коммуникационной сферы. Согласно сайту Enacom до конца 2016 г. было проведено двадцать два собрания с представителями семидесяти шести организаций – членами профессиональных объединений и союзов – журналистов, рекламистов, теле и радиовещателей, Интернет-провайдеров, а также неправительственных, общественных организаций и фондов, осуществляющих мониторинг состояния свободы слова в стране. [9] Кроме того, в национальных университетах в городах Буэнос Айрес, Куйо, Кордоба, Жужуй и Росарио прошли академические дебаты, состоялись два международных семинара по данному вопросу и был проведен интернет-опрос населения  - все для того, чтобы новый законопроект получил максимально широкую поддержку у населения и профессиональных кругов.

В ходе работы Редакционной комиссии было выработано 17 принципов, которые будут отражать дух нового Закона «О конвергентных коммуникациях» (la Ley de Comunicaciones Convergentes). В центре этой декларации о принципах – само понятие «конвергентных коммуникаций». Несмотря на новаторский характер определения, надо сказать, что даже у носителей языка этот термин вызывает ряд вопросов, в силу его новизны. Однако первый принцип разъясняет: «Конвергентные Коммуникации – это те, которые позволяют получать, производить, поставлять и распределять информацию, мнения и материалы, гарантируя свободу слова и доступ к информации, вне зависимости от использующихся технологических платформ».[10]

Вполне справедливо, что к такому размытому, хотя и современно звучащему определению возникает ряд претензий. Несмотря на кажущуюся «модерновость» в названии, термин не учитывает интерактивного характера коммуникации, представляя ее лишь как процесс создания, передачи и доставки информации. В то же время, остается непонятным и избыточным разделение между «информацией, мнениями и материалами». Вместе с тем, хотя в определении отмечается, что конвергентные коммуникации рассматриваются вне зависимости от технологических платформ, само слово «ковергентные» подразумевает «соединение, сближение», а значит использование нескольких коммуникационных технологий  одновременно. [11] Очевидно, что подобного рода противоречия в самом центральном термине будущего закона не будут способствовать его пониманию и поддержке у населения и профессионалов отрасли.

Дальнейшие пункты в самом общем смысле отражают нацеленность будущего закона на соблюдение свободы слова и недискриминационного доступа к информации, Интернету, защиту прав детей, подростков. В принципах также отмечается необходимость продвижения плюрализма мнений, развития цифровой и медийной грамотности и др.[10] Не стоит, безусловно, воспринимать данный набор принципов, чем-то большим, чем он является, per se это лишь декларация о добрых намерениях, которым еще только предстоит быть соответствующим образом отраженным в будущем законе.

Аргентина однозначно находится лишь в середине пути к достижению действительно адекватного уровня кодификации информационно-коммуникационной сферы. Отношения СМИ и государства в этой стране демонстрируют как сложно прийти к балансу интересов, который бы удовлетворил всех вовлеченных игроков. Последние три десятилетия в Аргентине – это пример того, как государство последовательно и системно официальными законодательными мерами и неформальным давлением (отказ Центробанка выдать кредит «Группе Кларин») пыталось ограничить влияние медиакорпораций, в то время как медиамагнаты стремились сохранить свое положение, прибегая к лоббизму (блокирование некоторых статей закона «О СМИ» решением федерального суда). К этому необходимо добавить тот факт, что медийный бизнес активно реагирует на технологические новшества, в то время как государство не успевает с той же скоростью вводить соответствующие «правила игры» для все новых явлений медиарынка. Поэтому в этих отношениях государство скорее догоняет и играет с позиций обороны, в то время как бизнес атакует, активно захватывая все новые сегменты.

Для гармоничного развития медиарынка Аргентины принципиально важно, чтобы были учтены все шаги и консультации, предпринятые сегодня. Это значит, что новый закон о СМИ действительно в равной мере должен отражать интересы государства, игроков рынка и общества. Собрания с представителями секторов рынка не должны остаться лишь показными мерами, проделанными для отвода глаз и успокоения обывателей. Пока неясно, чем закончится в Аргентине противостояние медиамагнатов и государства. Ведь несмотря на то, что уже проделана огромная работа по борьбе с самой острой проблемой рынка – монополизацией, оказывается, что даже и она еще не устранена окончательно, поскольку последнее предпринятое реформирование законов об информационно-комуникационной деятельности может снизить давление государства на существующие в стране медиамонополии.

 

Список литературы

1. Telefónica [Электронный ресурс]: Productos – Электрон. дан. – Режим доступа:  http://www.telefonica.com.ar/productos (дата обращения: 14.06.2017).

2. El País, Economía, [Электронный ресурс]: Telefónica vende el canal argentino Telefe a Viacom por 322 millones de euros – Электрон. дан. – Испания, 2016. Режим доступа: http://economia.elpais.com/economia/2016/11/15/actualidad/1479229981_125246.html (дата обращения: 09.06.2017).

3. CNN espanol [Электронный ресурс]: La ley de medios en Argentina, ¿censura o regulación? – Электрон. дан. – Испания, 2012. Режим доступа: http://cnnespanol.cnn.com/2012/12/07/la-batalla-de-la-ley-de-medios-en-argentina-antimonopolio-o-sobrelimitante/#0 (дата обращения: 09.06.2017).

4. Euronews [Электронный ресурс]: Аргентина. Плюрализм в СМИ или борьба с оппозиционным телевидением? – Электрон. дан. – 2013. Режим доступа: http://ru.euronews.com/2013/10/30/argentine-court-confirms-controversial-media-law (дата обращения: 09.06.2017).

5. Inosmi [Электронный ресурс]: Аргентина делает ставку на «социализм 21 века» – Электрон. дан. – 2013. Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20131106/214513085.html (дата обращения: 09.06.2017).

6. Infotechnology [Электронный ресурс]: ARGENTINA DIGITAL EN DETALLE: QUÉ CAMBIOS PLANTEA LA NUEVA LEY DE TELECOMUNICACIONES – Электрон. дан. – 2015. Режим доступа: http://www.infotechnology.com/internet/Argentina-Digital-en-detalle-que-cambios-plantea-la-nueva-ley-de-telecomunicaciones-20150508-0008.html (дата обращения: 09.06.2017).

7. SERVICIOS DE COMUNICACION AUDIOVISUAL, Ley 26.522  [Электронный ресурс]: ARGENTINA DIGITAL EN DETALLE: QUÉ CAMBIOS PLANTEA LA NUEVA LEY DE TELECOMUNICACIONES – Электрон. дан. – 2013. Режим доступа: http://servicios.infoleg.gob.ar/infolegInternet/anexos/155000-159999/158649/norma.htm  (дата обращения: 09.06.2017).

8. Ente Nacional de Comunicaciones [Электронный ресурс]: Que es ENACOM – Электрон. дан. – 2017. Режим доступа: https://www.enacom.gob.ar/institucionales_p33 (дата обращения: 09.06.2017).

9. Ente Nacional de Comunicaciones [Электронный ресурс]: Ley de comunicaciones – Электрон. дан. – 2017. Режим доступа: https://www.enacom.gob.ar/leydecomunicaciones (дата обращения: 09.06.2017).

10. Ministerio de comunicaciones [Электронный ресурс]: Principios que regirán la Ley de Comunicaciones Convergentes – Электрон. дан. – 2017. Режим доступа:file:///C:/Documents%20and%20Settings/User/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/Downloads/17-principios.pdf (дата обращения: 09.06.2017).

11. Centro de Producciones Radiofónicas - CEPPAS [Электронный ресурс]: ¿A qué llama el gobierno “comunicaciones convergentes”? – Электрон. дан. – 2017. Режим доступа:

https://cpr.org.ar/article/a-que-llama-el-gobierno-comunicaciones-convergente/ (дата обращения: 09.06.2017).

 

A. Demkina,
student of Master “Strategic Communications”, MGIMO-University,
119454 Vernadskiy pr-t, 76, public relations,
a.v.dyomkina@yandex.ru
MGIMO-University, 119454, Vernadskiy pr-t, 76

 

COUNTERING MONOPOLIES IN ARGENTINA’S MEDIA INDUSTRY

Abstract: The article attempts to consider the problem of monopolization of Argentina’s media industry, it analyzes legislative and other state measures for its elimination undertaken in the last three decades. Particular attention is given to the process of reforming the 2009 Mass Media Law.

Key words: Media monopolization, legislative regulation of mass media, Argentina media

References:

1. Telefónica. Available at: http://www.telefonica.com.ar/productos (accessed 14 June 2017).

2. El País (2016) , Available at: http://economia.elpais.com/economia/2016/11/15/
actualidad/1479229981_125246.html (дата обращения: 09.06.2017).

Centro de Producciones Radiofónicas. Available at:https://cpr.org.ar/article/a-que-llama-el-gobierno-comunicaciones-convergente/ (accessed 9 June 2017).

3. CNN español (2012) Available at: http://cnnespanol.cnn.com/2012/12/07/la-batalla-de-la-ley-de-medios-en-argentina-antimonopolio-o-sobrelimitante/#0 (accessed 9 June 2017).

4. Euronews (2013) Available at: http://ru.euronews.com/2013/10/30/argentine-court-confirms-controversial-media-law (accessed 9 June 2017).

5. Inosmi (2013) Available at: http://inosmi.ru/world/20131106/214513085.html (accessed 9 June 2017).

6. Infotechnology. Available at: http://www.infotechnology.com/internet/Argentina-Digital-en-detalle-que-cambios-plantea-la-nueva-ley-de-telecomunicaciones-20150508-0008.html (accessed 9 June 2017).

7. SERVICIOS DE COMUNICACION AUDIOVISUAL, Ley 26.522.  Available at: http://servicios.infoleg.gob.ar/infolegInternet/anexos/155000-159999/158649/norma.htm (accessed 9 June 2017).

8. Ente Nacional de Comunicaciones. Available at: https://www.enacom.gob.ar/institucionales_p33 (accessed 9 June 2017).

9. Ente Nacional de Comunicaciones. Available at: https://www.enacom.gob.ar/leydecomunicaciones (accessed 9 June 2017).

10. Ministerio de comunicaciones. Available at: file:///C:/Documents%20and%20Settings/User/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/Downloads/17-principios.pdf (accessed 9 June 2017).

11. Centro de Producciones Radiofónicas - CEPPAS: ¿A qué llama el gobierno “comunicaciones convergentes”? –Available at: https://cpr.org.ar/article/a-que-llama-el-gobierno-comunicaciones-convergente/ (accessed 9 June 2017).