Журнал «Международные коммуникации»

Издание Факультета международной журналистики МГИМО МИД России

Журнал «Международные коммуникации»

Идейные основания современного информационного пространства: почему равный доступ к информации не ведет к информационному равенству

Василий Александрович Щипков, к. филос.н.,
ст.преподаватель кафедры философии МГИМО МИД России,
E-mail: vas.ship@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются социокультурные предпосылки возникновения современного информационного пространства, анализируются постмодернистские философские идеи XX века, которые легли в основу идеи о глобальных информационных сетях, перечисляются характеристики и свойства современного информационного пространства, выявляются основные факторы, делающие пространство информации неоднородным, а также рассматриваются технические и гуманитарные аспекты проблемы информационного неравенства.

Ключевые слова: современное информационное пространство, информационное неравенство, ризома, глокализация

 

Как выглядит современное информационное пространство? Для ответа на этот вопрос следует дать характеристику самой современной эпохе, её культуре и социокультурным[1] особенностям.

В XX веке, а особенно после распада блоковой системы глобализация стала всё больше напоминать вестернизацию. Этот процесс вызвал отпор со стороны государств, а также культурных, этнических и религиозных групп, которые увидели в глобальном «уравнивании» по западному образцу угрозу для своей идентичности. Тогда же у политиков и учёных возникло понимание, что глобализация не имеет перспектив, если она будет развиваться только по пути унификации мирового культурного и политического пространства. Тогда была предложена альтернатива. Появилась идея, что глобализация не может развиваться без локализации, и эти два процесса проходят в мире одновременно и неразрывно.

С этой точки зрения, чтобы сделать пространство гомогенным, нужно размельчить составляющие его элементы, тогда они образуют однородную массу, то есть пространство «без барьеров и границ». По этой логике, для того, чтобы мир стал по-настоящему глобальным, он должен состоять не из крупных частей (например, империй, блоков, крупных государств), а из небольших и политически слабых составляющих. Поэтому глобальная, в первую очередь экономическая, однородность может достигаться путём соединения множества незначительных частей, индивидуальностей.

За этим процессом в научной литературе уже закрепился новый термин «глокализация», означающий глобализацию через локализацию, то есть формирование единого глобального пространства путём дробления составляющих его частей. Такое дробление поощряется идеологиями глобализма в области истории, этики, религии, культуры, идентичности, а также в области территориального устройства. В частности, такой взгляд лежит в основе современной идеологии регионализма, продвигающего принцип свободного выбора идентичности (вплоть до её конструирования) и отстаивающего идею максимального обособления регионов в противовес классическим, «старым» государствам [1].

Можно сказать, что аналогичные процессы происходят и в современном информационном пространстве, которое претендует на глобальность, может быть, даже больше, чем пространство культурное или географическое, но при этом стремиться быть максимально локальным и индивидуальным (в мобильном телефоне у каждого человека).

Рассмотрим современное пространство через два свойства: плоскостность и вертикальность.

Идея о том, что пространство, включая информационное, является абсолютно «плоским», родилось у постмодернистов и, по их мнению, воплотилось в структуре современной сети Интернет. Французские постструктуралисты Ж. Делёз и Ф. Гваттари (вторая половина XX в.) ввели термин «ризома» (от французского «корневище»), с помощью которого попытались объяснить постмодернистский взгляд на идею пространства [2]. Термин «ризома» взят из ботаники, где он представляет собой максимально разветвлённую и запутанную корневую систему, у которой отсутствует центр и какая-либо определённая форма. У ризомы нет ни начала, ни конца, ни центра, ни центрирующего принципа («генетической оси»), ни единого кода. Сегодня распространена точка зрения, что именно эти французские исследователи предугадали и описали интернет-пространство. Описывая ризому, они наделили её следующими характеристиками[2]:

Связь. Ризома – это не набор точек, а бесконечное сплетение множества пересечений, связей.

Гетерогенность. Ризома – это плоская структура, состоящая из неодинаковых, разнородных частей, среди которых нет повторяющихся.

Множественность. Ризома не была порождена чем-то одним и не представляет из себя нечто целое, объединённое единым замыслом.

Незначащий разрыв. Ризома может быть разорвана в любом месте. Более того, место разрыва есть место её нового роста.

Картография. Ризома не может быть воспроизведена как при копировании на кальку, ризома – это постоянно изменчивая карта, она всё время конструирует что-то новое, создаёт свои символы и системы координат, «соперничает» с реальностью, как географическая карта. Она не воспроизводит, а конструирует реальность.

Например, если ризому представить в виде книги, то у такой книги не будет ни автора, ни сюжета, ни замысла, ни начало – ни конца. Фактически ризома – это голое, пустое движение без авторского замысла, «поток сознания».

Пространство, построенное по принципу ризомы, является ацентричным и неиерархизированным, а его самоорганизация представляет отсутствие организации. Ризоморфное пространство не может иметь целеполагания, чётких определений, качеств и, по выражению Д.Н. Замятина, позволяет философу свободно и «безнаказанно играть образами реальности» [3]. Получается, перефразируя мысль одного из героев Достоевского, что если нет центра, то «всё позволено».

Однако важно подчеркнуть, что названные свойства ризомы относятся не ко всему современному информационному пространству, а главным образом к технической её части – то есть, описывают сами информационные потоки в отрыве от переносимого ими содержания. Именно поэтому ризома напоминает технологию (а не содержание) сети Интернет – сетевой информационной структуры, состоящей из разнородных элементов и основывающейся в большей степени на горизонтальных связях. Горизонтальная, плоская система означает, что вся информация циркулирует в ней свободно и хаотично, без барьеров и ограничений.

Важно также подчеркнуть, что, говоря о «плоском» пространстве Интернета, мы должны иметь в виду его не реальный, а, скорее, идеальный образ. Ведь формально, с технической точки зрения можно обнаружить определённую иерархию Интернет-потоков, распределяющихся от более крупных узлов к более мелким. Однако разработчики и идеологи современного интернет-пространства исходят из постулата, что оно должно быть (в сознании IT-специалистов) абсолютно плоским, горизонтальным или стремиться к этому состоянию. В основу идеи Интернета они заложили принципы равноправия, рассредоточенности– принципы, по которым любой человек получает одинаково быстрый и лёгкий доступ к информации, в какой бы части сети Интернет она ни находилась. Эта идея на сегодняшний день определяет логику развития информационных технологий и самого информационного пространства.

Второе свойство информационного пространства, включая интернет-среду, – это его вертикальность. С развитием легкодоступности информации, её количества и скорости передачи потребность в её структурировании не сокращается, а зачастую усиливается. С появлением Интернета информационное пространство стало похоже на спутниковую карту, на которой поверхность земли изображена плоско и мелко. Для ориентирования на такой карте используется легенда – система символов и обозначений, с помощью которых можно, говоря образно, определить высоту над уровнем моря, координаты, размер населённых пунктов и расстояние между ними. Система обозначений является вертикальной структурой. В информационном пространстве, куда входит медиа-пространство, легенда строится на рейтингах, известности и авторитетности источников, с помощью которых информация структурируется и выстраивается в определённой иерархии. В ситуации, когда почти вся информация становится одинаково открытой, эта легенда, или система оценок, становится чуть ли не главным инструментом по управлению информационным пространством. Система оценок становится механизмом информационного влияния, за который идёт борьба.

Кроме того, неоднородным современное информационное пространство делает то, что сама информация в Интернете «залегает» слоями. Эти слои непостоянны и зависят от угла зрения на него, то есть от субъекта, от пользователя. Эта возникающая многослойность тоже делает пространство информации неоднородным, «вертикальным». Приведём в качестве примеров ряд стандартных факторов, которые, очевидно, всегда разделяли пространство информации и продолжают это делать в настоящее время.

Знания языков. Владение языками определяет круг информационных ресурсов, которыми может пользоваться человек. Даже с развитием систем автоматического перевода интернет-сайтов («гугл-переводчик») язык остаётся существенным барьером: в большинстве случаев человек будет искать аналог информации на родном языке. А языковые границы довольно рельефно разделяют современное информационное пространство.

Возраст, пол, национальность, мировоззрение, личные интересы и т.п. Эти и другие индивидуальные характеристики пользователя также определяют выбор информационных ресурсов, к которым они обращаются за сведениями.

Образовательный уровень. Уровень образования влияет не только на перечень ресурсов, которые выбирает человек, но и на глубину их прочтения (восприятия).

Количество свободного времени. Фактор времени, возможно, становится одним из наиболее важных разделительных барьеров информации. Занятый человека физически не в состоянии получать информацию в большом объёме, а его личное информационное пространство становится узким.

Административные и финансовые ресурсы человека. Объём и качество информации, получаемой человеком, напрямую зависит от его административных и финансовых возможностей. Крупных руководителей обслуживают мониторинговые и научно-исследовательские центры, которые проводят сбор и обработку большого объёма информации. У кого есть ресурс в виде денег или полномочий, у того возникает преимущество в получении информации.

С развитием информационных технологий, скорости передачи информации, упрощённого технического доступа к ней – сокращается техническое информационное неравенство и усиливается гуманитарное информационное неравенство. В связи с этим можно говорить как минимум о двух типах информационного неравенства.

Техническое. Оно возникает, когда у людей нет технической возможности входа в систему Интернет. Иногда этот тип неравенства называют «цифровым барьером». В России в 2006 году стартовала правительственная программа «Интернет – в каждую школу» (неофициальное название). Задачей этой программы было преодоление информационного неравенства среди школьников, предоставления им равных возможностей доступа к современным электронным ресурсам. С развитием технологий, удешевления электронных устройств и интернет-трафика, этот барьер снижается. Однако наличие доступа к Интернету у каждого отдельного человека отнюдь не снимает проблему информационного неравенства, поскольку многие её причины лежат в гуманитарное сфере.

Гуманитарное (нетехническое). С развитием информационной техники и упрощением доступа к информации информационное пространство становится всё более индивидуальным. Технические возможности и структура современных средств массовой информации и коммуникации окружают человека индивидуализированным информационным полем, человек получает то, что желает. Фактически он получает возможность «настроить» информационное пространство под себя, сделать его индивидуальным, непохожим на другие. В итоге гибкие информационные технологии усиливают особенности каждого отдельного человека, который создаёт с помощью медиа собственную картину мира. Развитие информационного пространства само по себе не ведёт к всеобщей информированности и эрудированности, а лишь отвечает на запрос каждого отдельного человека. Человек физического труда не может получать ту информацию, которая есть у крупного исследователя или политика, даже если в конечном итоге он пользуется одинаковыми с ними интернет-ресурсами.

Таким образом, техническую сторону современного информационного пространства можно описать как «плоскую», «однообразную», а гуманитарную – как «вертикальную» и «раздробленную».В связи с этим можно выделить и два разных типа информационного неравенства – техническое и гуманитарное. С развитием информационных технологий информационное неравенство сокращается в технической сфере и остаётся неизменным или растёт в сфере гуманитарной.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Щипков В.А. Регионализм как идеология глобализма. М.: МГИМО-Университет, 2017.
  2. Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения. М.: Астрель, 2010.
  3. Замятин Д. Н. Культура и пространство. Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006.

 

PRINCIPLES OF MODERN INFORMATION SPACE: WHY EQUAL ACCESS TO INFORMATION DOES NOT SOLVE DITITAL-DIVIDE PROBLEM

V.A. Shchipkov, PhD (Philosophy).
Moscow State Institute of International Relations (University),
76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia

 

Abstract: The article reviews some sociocultural preconditions of a modern information space, the influence of postmodern philosophy on the idea of global communication networks, some important features of the modern information space and the factors leading to its heterogeneity, and finally, the IT- and humanitarian aspects of the co-called “digital-divide” problem.

Key words: modern information space, digital divide, rhizome, glocalization.

 

References:

1.      Shhipkov V.A. Regionalizm kak ideologija globalizma. M.: MGIMO-Universitet, 2017.

2.      Deljoz Zh., Gvattari F. Tysjachaplato. Kapitalizm i shizofrenija. M.: Astrel', 2010.

3.      Zamjatin D. N. Kul'tura i prostranstvo. Modelirovanie geograficheskih obrazov. M.: Znak, 2006.

 

[1]Социокультурный – обусловленный социальными и культурными причинами; относящийся в равной степени к социальным проблемам общества и к проблемам культуры. Общество в социокультурном подходе рассматривается как неразрывное единство культуры и социальности.