Новости МГИМО
МГИМО и Камчатский край: начало плодотворного сотрудничества
Международная конференция «НАТО: 25 лет экспансии»
Первая ежегодная конференция «Тарлевские чтения»
Современное состояние рынка телекоммуникаций Турции
Масумова Нигяр Рагимовна – к.экон.н., доцент
кафедры мировой экономики МГИМО МИД России
Адрес: 119454, г. Москва, Пр-т Вернадского д.76
Тел.: +7 903 750 69 99; E-mail: masumova@mail.ru
Юсупова Елена Евгеньевна – к.ист.н., доцент
кафедры международной журналистики МГИМО МИД России
Адрес: 119454, г. Москва, Пр-т Вернадского д.76
Тел.: +7 926 214 87 64; E-mail: usupova_e_e@mgimo.ru
Аннотация: Рынок коммуникаций в Турции с началом либерализации 1980-х гг. стал развиваться весьма высокими темпами. Достигнуты определенные успехи на пути к информационному обществу. Увеличиваются число пользователей сети Интернет и сотовой связью, на орбиту выводятся турецкие спутники. В статье проанализированы некоторые аспекты телекоммуникационного рынка Турции, дана оценка современному состоянию развития средств связи.
Ключевые слова: Турция, рынок телекоммуникаций, развивающаяся страна
С развитием мирохозяйственных связей мы наблюдаем острую необходимость в совершенствовании телекоммуникационных услуг. Научно-технический прогресс на рубеже ХХ-ХХI вв. способствовал революции на рынке информационных услуг. Сейчас невозможно представить современное развитое общество без свободного доступа к различным средствам связи (мобильная спутниковая телефония и Интернет). С ростом экономики возрастает необходимость в телекоммуникационных услугах. Современные средства связи непосредственно влияют на развитие национальной экономики. Причем, чем более государство экономически развитое, тем больше возрастает необходимость в такого рода услугах.
Модернизация экономики Турции коснулась и телекоммуникационной отрасли. Поэтому в последние несколько десятилетий мы можем наблюдать ее бурное развитие, в стране создаются все условия для развития информационного общества. Также можно сказать, что одним из необходимых условий качественного изменения экономики, повышения уровня жизни населения и в целом конкурентоспособного развития страны является доступ населения к информационным технологиям.
Помимо всего прочего, Турция следит за технологическими разработками в сфере коммуникаций и увеличивает охват всех населенных пунктов средствами связи. Значительные успехи достигнуты на пути гармонизации с европейскими стандартами в области телекоммуникаций, Турцией принято большинство требований Европейского института телекоммуникационных стандартов.[1]
Телефонная сеть в Турции начала развиваться в начале 1930-х гг., когда число абонентов стационарных телефонов насчитывало 15,5 тыс. Уже в 1980 г. этот показатель составил 1,1 млн, в 2004 г. – 19,1 млн.[2] За последнее пятилетие наблюдается тенденция к сокращению зарегистрированных стационарных телефонов, прежде всего, за счет широкого использования мобильной связи. Поэтому в данном контексте было бы разумно наглядно показать статистику количества абонентов мобильной связи. Выявляется тенденция к резкому росту таких пользователей – с 2000 г. наблюдается увеличение в почти в 5 раз – с 15 млн абонентов до 74 млн в 2016 г. (см.Таблицу ниже).
Количество пользователей стационарных и мобильных телефонов в Турции
год |
абоненты стационарных телефонов |
абоненты мобильной связи |
---|---|---|
2000 |
18 395 171 |
14 970 745 |
2001 |
18 904 486 |
19 502 897 |
2002 |
18 914 857 |
23 323 118 |
2003 |
18 916 721 |
27 887 535 |
2004 |
19 125 163 |
34 707 549 |
2005 |
18 978 223 |
43 608 965 |
2006 |
18 831 616 |
52 662 709 |
2007 |
18 201 006 |
61 975 807 |
2008 |
17 502 205 |
65 824 110 |
2009 |
16 534 356 |
62 779 554 |
2010 |
16 201 466 |
61 769 635 |
2011 |
15 210 846 |
65 321 745 |
2012 |
13 859 672 |
67 680 547 |
2013 |
13 551 705 |
69 661 108 |
2014 |
12 528 865 |
71 888 416 |
2015 |
11 493 057 |
73 639 261 |
2016 |
11 248 495 |
73 650 996 |
Составлено по: 1) Telefonabonesayısı, telefonkonuşması vetelgrafsayısı. 2) Haberleşme araçları URL: www.tuik.gov.tr (дата обращения 06.10.2016).
По данным Института статистики число абонентов сети Интернет увеличивается из года в год, если в 2000 г. их число составило 1,6 млн, то в 2014 г. – более 40 млн. Что же касается в целом пользователей, то благодаря уменьшению стоимости услуг и доступности подключения, число пользователей сети Интернет в Турции на 2014 г. составило почти 52% населения страны (8% от всех европейских пользователей).[3] Тем не менее, данный показатель в развитых странах превышает 70%. Правительством предпринимаются шаги по распространению интернет-услуг в городах и сельской местности, как одного из условий модернизации сферы телекоммуникационных услуг.
Число абонентов Интернета и процентное соотношение к населению
Год |
Абоненты интернета |
Население |
Доля населения (%) |
---|---|---|---|
2000 |
1 629 156 |
67 803 927 |
2,4 |
2005 |
2 248 105 |
68 582 000 |
3,3 |
2010 |
14 443 644 |
73 722 988 |
19,6 |
2015 |
48 617 291 |
78 152 000 |
62,2 |
2016 |
55 305 748 |
78 966 000 |
67,5 |
Источник: Haberleşme araçları. URL: www.tuik.gov.tr (дата обращения 06.11.2016).
Для более эффективной работы служб связи в 1994 г. по закону № 4000 произошла реструктуризация государственной компании «ПТТ» (Почта, телефон, телеграф – Posta, Telegraf, Telefon) и на ее основе были созданы Генеральная дирекция управления почты и Акционерное общество Тюрк Телеком (Türk Telekomünikasyon A.Ş.). Количество отделений и филиалов почты растет, и в настоящее время в них оказываются услуги по любым видам доставки отправлений, а также различные финансовые услуги (денежные переводы, погашение кредита, прием платежей, обмен валюты, продажа билетов и страховые услуги). В стране одновременно проходит модернизация и автоматизация предоставляемых PTT услуг. Во всех отделениях PTT введена система автоматической регистрации почтовых отправлений – полностью исключен человеческий фактор. В настоящее время введена услуга по отправке телеграмм посредством Интернета, а также можно получить и цветную телеграмму.
Türk Telekom предоставляет услуги телефонной, мобильной и Интернет связи и является лидером рынка телекоммуникационных услуг в Турции. В 2004 г. началась приватизация Türk Telekom – одной из самых успешных в стране приватизаций госсобственности, итогом которой стала продажа 55% акций Türk Telekom компаниям Ojer Telekomünikasyon A.Ş (создан на на базе «Oger» (Саудовская Аравия) и Telecom (Италия), также 15% акций были представлены на фондовом рынке, а 30% акций были переданы Казначейству Турции.[4]
В 1927 г. в Стамбуле начало работать первое турецкое радио. Постепенно с развитием и модернизацией технологической базы радио и телевидение получило широкое распространение по всей стране. Одной из наиболее крупных компаний на данном рынке является Турецкая государственная телерадиовещательная корпорация (Türkiye Radyo Televizyon Kurumu), в ведении которой находится 15 телеканалов и 9 радиостанций. На начало 2014 г. в Турции насчитывается 263 телевизионных компаний и 1058 радиокомпаний.[5]
Количество теле- и радиокомпаний в Турции на 2014 г. (в %)
|
Общенациональные |
Региональные |
Местные |
Телекомпания |
13 |
6 |
81 |
Радиокомпания |
4 |
10 |
86 |
Источник: Turkish Media at a Glance. 2015.
Одним из ключевых моментов в развитии средств связи явился пуск в 1994 г. на орбиту произведенного во Франции первого спутника TürkTelekom под названием Türksat 1B. Далее уже в 1996 г. были запущены следующие два спутника -Türksat 1C и Türksat 2A. Тюрксат 3А был выведен на орбиту в 2008 г. Полностью сконструированный и произведенный в Турции спутник Turksat 3USAT впервые вышел на орбиту в 2013 г. с космодрома Цзюцюань в Китае. В 2014 г. и 2015 гг. были выведены спутники Тюрксат 4А и Тюрксат 4В. Рост численности турецких спутников на орбите свидетельствует о больших успехах Турции на рынке спутниковой связи. Для обеспечения национальной безопасности страны и ввиду стратегической важности данного вида связи была создана компания TÜRKSAT A.Ş. – тем самым услуги спутниковой связи вышли из-под контроля Türk Telekom.
По данным Генеральной дирекции прессы и информации Турции в стране насчитывается около 6 тыс. периодических изданий.[6] Одними из ведущих ежедневных изданий являются Zaman, Posta, Hürriyet, Sabah, Milliyet, Vatan, еженедельных – Uykusuz, Penguen, Aksion, месячных – Evim, Tempo, Burda. Напряженная политическая ситуация становится причиной закрытия или же смены руководства в большинстве СМИ. Властями Турции блокируются многие Интернет-ресурсы. Очень часто оппозиция апеллирует имеющейся в стране цензурой.
В целом можно отметить большие успехи, достигнутые страной в обеспечении населения средствами связи, растет охват населения информационными продуктами и услугами. И не смотря на то что на коммуникационные услуги приходится 2,5% ВВП страны и этот показатель не меняется на протяжении 10 лет, есть потенциал для дальнейшего увеличения этого показателя. Необходимо продолжать модернизацию телекоммуникационных систем, что является неотъемлемой частью развития современного турецкого государства в рамках концепции развития информационного общества, где на стадии постиндустриального развитии страны на первый план выходят информация и знания.
Список литературы
- İstatistik Göstergeler (1923-2012). Türkiye İstatistik Kurumu Matbaası. Ankara. Aralık 2013.S.383. 2) Türkiye İstatistik Kurumu Matbaası. URL: www.tuik.gov.tr
- Privatization Progress of Turk Telekom. Privatization Administration. URL: www.oib.gov.tr.
- T.C. Başbakanlık Basın Yayın ve Enformasyon Genel Müdürlüğü. URL: http://www.byegm.gov.tr/.
- Turkey 2015 Progress Report of the Commision of the European Communities. URL: http://ec.europa.eu (дата обращения 06.06.2016).
- Turkish Media at a Glance 2015. Turkey. Office of the Prime Minister. Directorate General of press and Information.
- Быховский М.А. Роль электросвязи в развитии и просвещении общества. // М.А. Быховский // T-comm: Телекоммуникации и транспорт. 2015. Т.9. №7. С.89-93.
- Масумова Н.Р. Особенности социально-экономического развития Турции на рубеже ХХ–ХХI вв. – М, 2015. – 256 с.
- Скворцов Я.Л. Печатные СМИ как актор социальных реформ в России: Дисс. канд. полит, наук. М., 2003. 180 с.
About the authors:
Masumova Nigyar – PhD in Economics, MGIMO–University. Address: 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, Russia, 119454.
Usupova Elena –PhD in History, MGIMO–University. Address: 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, Russia, 119454.
Abstract: The article analyzes the current condition and the prospects of the developing telecommunication market of Turkey, which includes television, radio, fixed and mobile telephones and the Internet services.
Keywords: Turkey, telecommunication market, emerging market
[1]Turkey 2015 Progress Report of the Commision of the European Communities. URL: http://ec.europa.eu (дата обращения 06.02.2016).
[2]İstatistik Göstergeler (1923-2012). Türkiye İstatistik Kurumu Matbaası. Ankara. Aralık 2013.S.383. 2) Türkiye İstatistik Kurumu Matbaası. URL: www.tuik.gov.tr
[3]Internet Usage in Europe. Internet World Stats. Usage and Population Statistics. URL: http://www.internetworldstats.com/stats4.htm (дата обращения 06.04.2016).
[4]Privatization Progress of Turk Telekom. Privatization Administration. URL: www.oib.gov.tr.
[5] Turkish Media at a Glance. 2015. P. 28
[6]T.C. Başbakanlık Basın – Yayınve Enformasyon Genel Müdürlüğü.2014. URL: http://www.byegm.gov.tr/.