Журнал «Международные коммуникации»

Издание Факультета международной журналистики МГИМО МИД России

Журнал «Международные коммуникации»

Современное состояние рынка телекоммуникаций Турции

Масумова Нигяр Рагимовна – к.экон.н., доцент
кафедры мировой экономики МГИМО МИД России
Адрес: 119454, г. Москва, Пр-т Вернадского д.76
Тел.: +7 903 750 69 99; E-mail: masumova@mail.ru

Юсупова Елена Евгеньевна – к.ист.н., доцент
кафедры международной журналистики МГИМО МИД России
Адрес: 119454, г. Москва, Пр-т Вернадского д.76
Тел.: +7 926 214 87 64; E-mail: usupova_e_e@mgimo.ru

 

Аннотация: Рынок коммуникаций в Турции с началом либерализации 1980-х гг. стал развиваться весьма высокими темпами. Достигнуты определенные успехи на пути к информационному обществу. Увеличиваются число пользователей сети Интернет и сотовой связью, на орбиту выводятся турецкие спутники. В статье проанализированы некоторые аспекты телекоммуникационного рынка Турции, дана оценка современному состоянию развития средств связи.

Ключевые слова: Турция, рынок телекоммуникаций, развивающаяся страна

 

С развитием мирохозяйственных связей мы наблюдаем острую необходимость в совершенствовании телекоммуникационных услуг. Научно-технический прогресс на рубеже ХХ-ХХI вв. способствовал революции на рынке информационных услуг. Сейчас невозможно представить современное развитое общество без свободного доступа к различным средствам связи (мобильная спутниковая телефония и Интернет). С ростом экономики возрастает необходимость в телекоммуникационных услугах. Современные средства связи непосредственно влияют на развитие национальной экономики. Причем, чем более государство экономически развитое, тем больше возрастает необходимость в такого рода услугах.

Модернизация экономики Турции коснулась и телекоммуникационной отрасли. Поэтому в последние несколько десятилетий мы можем наблюдать ее бурное развитие, в стране создаются все условия для развития информационного общества. Также можно сказать, что одним из необходимых условий качественного изменения экономики, повышения уровня жизни населения и в целом конкурентоспособного развития страны является доступ населения к информационным технологиям.

Помимо всего прочего, Турция следит за технологическими разработками в сфере коммуникаций и увеличивает охват всех населенных пунктов средствами связи. Значительные успехи достигнуты на пути гармонизации с европейскими стандартами в области телекоммуникаций, Турцией принято большинство требований Европейского института телекоммуникационных стандартов.[1]

Телефонная сеть в Турции начала развиваться в начале 1930-х гг., когда число абонентов стационарных телефонов насчитывало 15,5 тыс. Уже в 1980 г. этот показатель составил 1,1 млн, в 2004 г. – 19,1 млн.[2] За последнее пятилетие наблюдается тенденция к сокращению зарегистрированных стационарных телефонов, прежде всего, за счет широкого использования мобильной связи. Поэтому в данном контексте было бы разумно наглядно показать статистику количества абонентов мобильной связи. Выявляется тенденция к резкому росту таких пользователей – с 2000 г. наблюдается увеличение в почти в 5 раз – с 15 млн абонентов до 74 млн в 2016 г. (см.Таблицу ниже).

 

Количество пользователей стационарных и мобильных телефонов в Турции

год

абоненты стационарных телефонов

абоненты мобильной связи

2000

  18 395 171

  14 970 745

2001

  18 904 486

  19 502 897

2002

  18 914 857

  23 323 118

2003

  18 916 721

  27 887 535

2004

  19 125 163

  34 707 549

2005

  18 978 223

  43 608 965

2006

  18 831 616

  52 662 709

2007

  18 201 006

  61 975 807

2008

  17 502 205

  65 824 110

2009

  16 534 356

  62 779 554

2010

  16 201 466

  61 769 635

2011

  15 210 846

  65 321 745

2012

  13 859 672

  67 680 547

2013

  13 551 705

  69 661 108

2014

  12 528 865

  71 888 416

2015

  11 493 057

  73 639 261

2016

  11 248 495

  73 650 996

 

Составлено по: 1) Telefonabonesayısı, telefonkonuşması vetelgrafsayısı. 2) Haberleşme araçları URL: www.tuik.gov.tr (дата обращения 06.10.2016).

 

По данным Института статистики число абонентов сети Интернет увеличивается из года в год, если в 2000 г. их число составило 1,6 млн, то в 2014 г. – более 40 млн. Что же касается в целом пользователей, то благодаря уменьшению стоимости услуг и доступности подключения, число пользователей сети Интернет в Турции на 2014 г. составило почти 52% населения страны (8% от всех европейских пользователей).[3] Тем не менее, данный показатель в развитых странах превышает 70%. Правительством предпринимаются шаги по распространению интернет-услуг в городах и сельской местности, как одного из условий модернизации сферы телекоммуникационных услуг.

 

Число абонентов Интернета и процентное соотношение к населению

Год

Абоненты интернета

Население

Доля населения (%)

2000

  1 629 156

67 803 927

2,4

2005

  2 248 105

 68 582 000

3,3

2010

  14 443 644

73 722 988

19,6

2015

  48 617 291

78 152 000

62,2

2016

 55 305 748

78 966 000

67,5

 

Источник: Haberleşme araçları. URL: www.tuik.gov.tr (дата обращения 06.11.2016).

 

Для более эффективной работы служб связи в 1994 г. по закону № 4000 произошла реструктуризация государственной компании «ПТТ» (Почта, телефон, телеграф – Posta, Telegraf, Telefon) и на ее основе были созданы Генеральная дирекция управления почты и Акционерное общество Тюрк Телеком (Türk Telekomünikasyon A.Ş.). Количество отделений и филиалов почты растет, и в настоящее время в них оказываются услуги по любым видам доставки отправлений, а также различные финансовые услуги (денежные переводы, погашение кредита, прием платежей, обмен валюты, продажа билетов и страховые услуги). В стране одновременно проходит модернизация и автоматизация предоставляемых PTT услуг. Во всех отделениях PTT введена система автоматической регистрации почтовых отправлений – полностью исключен человеческий фактор. В настоящее время введена услуга по отправке телеграмм посредством Интернета, а также можно получить и цветную телеграмму.

Türk Telekom предоставляет услуги телефонной, мобильной и Интернет связи и является лидером рынка телекоммуникационных услуг в Турции. В 2004 г. началась приватизация Türk Telekom – одной из самых успешных в стране приватизаций госсобственности, итогом которой стала продажа 55% акций Türk Telekom компаниям Ojer Telekomünikasyon A.Ş (создан на на базе «Oger» (Саудовская Аравия) и Telecom (Италия), также 15% акций были представлены на фондовом рынке, а 30% акций были переданы Казначейству Турции.[4]

В 1927 г. в Стамбуле начало работать первое турецкое радио. Постепенно с развитием и модернизацией технологической базы радио и телевидение получило широкое распространение по всей стране. Одной из наиболее крупных компаний на данном рынке является Турецкая государственная телерадиовещательная корпорация (Türkiye Radyo Televizyon Kurumu), в ведении которой находится 15 телеканалов и 9 радиостанций. На начало 2014 г. в Турции насчитывается 263 телевизионных компаний и 1058 радиокомпаний.[5]

 

Количество теле- и радиокомпаний в Турции на 2014 г. (в %)

 

Общенациональные

Региональные

Местные

Телекомпания

13

6

81

Радиокомпания

4

10

86

 

Источник: Turkish Media at a Glance. 2015.

 

Одним из ключевых моментов в развитии средств связи явился пуск в 1994 г. на орбиту произведенного во Франции первого спутника TürkTelekom под названием Türksat 1B. Далее уже в 1996 г. были запущены следующие два спутника -Türksat 1C и Türksat 2A. Тюрксат 3А был выведен на орбиту в 2008 г. Полностью сконструированный и произведенный в Турции спутник Turksat 3USAT впервые вышел на орбиту в 2013 г. с космодрома Цзюцюань в Китае. В 2014 г. и 2015 гг. были выведены спутники Тюрксат 4А и Тюрксат 4В. Рост численности турецких спутников на орбите свидетельствует о больших успехах Турции на рынке спутниковой связи. Для обеспечения национальной безопасности страны и ввиду стратегической важности данного вида связи была создана компания TÜRKSAT A.Ş. – тем самым услуги спутниковой связи вышли из-под контроля Türk Telekom.

По данным Генеральной дирекции прессы и информации Турции в стране насчитывается около 6 тыс. периодических изданий.[6] Одними из ведущих ежедневных изданий являются Zaman, Posta, Hürriyet, Sabah, Milliyet, Vatan, еженедельных – Uykusuz, Penguen, Aksion, месячных – Evim, Tempo, Burda. Напряженная политическая ситуация становится причиной закрытия или же смены руководства в большинстве СМИ. Властями Турции блокируются многие Интернет-ресурсы. Очень часто оппозиция апеллирует имеющейся в стране цензурой.

В целом можно отметить большие успехи, достигнутые страной в обеспечении населения средствами связи, растет охват населения информационными продуктами и услугами. И не смотря на то что на коммуникационные услуги приходится 2,5% ВВП страны  и этот показатель не меняется на протяжении 10 лет, есть потенциал для дальнейшего увеличения этого показателя. Необходимо продолжать модернизацию телекоммуникационных систем, что является неотъемлемой частью развития современного турецкого государства в рамках концепции развития информационного общества, где на стадии постиндустриального развитии страны на первый план выходят информация и знания.

 

Список литературы

  1. İstatistik Göstergeler (1923-2012). Türkiye İstatistik Kurumu Matbaası. Ankara. Aralık 2013.S.383. 2) Türkiye İstatistik Kurumu Matbaası. URL: www.tuik.gov.tr
  2. Privatization Progress of Turk Telekom. Privatization Administration. URL: www.oib.gov.tr.
  3. T.C. Başbakanlık Basın Yayın ve Enformasyon Genel Müdürlüğü. URL: http://www.byegm.gov.tr/.
  4. Turkey 2015 Progress Report of the Commision of the European Communities. URL: http://ec.europa.eu (дата обращения 06.06.2016).
  5. Turkish Media at a Glance 2015. Turkey. Office of the Prime Minister. Directorate General of press and Information.
  6. Быховский М.А. Роль электросвязи в развитии и просвещении общества. // М.А. Быховский // T-comm: Телекоммуникации и транспорт. 2015. Т.9. №7. С.89-93.
  7. Масумова Н.Р. Особенности социально-экономического развития Турции на рубеже ХХ–ХХI вв. – М, 2015. – 256 с.
  8. Скворцов Я.Л. Печатные СМИ как актор социальных реформ в России: Дисс. канд. полит, наук. М., 2003. 180 с.

 

About the authors:

Masumova Nigyar – PhD in Economics, MGIMO–University. Address: 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, Russia, 119454.

Usupova Elena –PhD in History, MGIMO–University. Address: 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, Russia, 119454.

Abstract: The article analyzes the current condition and the prospects of the developing telecommunication market of Turkey, which includes television, radio, fixed and mobile telephones and the Internet services.

Keywords: Turkey, telecommunication market, emerging market

 

[1]Turkey 2015 Progress Report of the Commision of the European Communities. URL: http://ec.europa.eu (дата обращения 06.02.2016).

[2]İstatistik Göstergeler (1923-2012). Türkiye İstatistik Kurumu Matbaası. Ankara. Aralık 2013.S.383. 2) Türkiye İstatistik Kurumu Matbaası. URL: www.tuik.gov.tr

[3]Internet Usage in Europe. Internet World Stats. Usage and Population Statistics. URL: http://www.internetworldstats.com/stats4.htm (дата обращения 06.04.2016).

[4]Privatization Progress of Turk Telekom. Privatization Administration. URL: www.oib.gov.tr.

[5] Turkish Media at a Glance. 2015. P. 28

[6]T.C. Başbakanlık Basın – Yayınve Enformasyon Genel Müdürlüğü.2014. URL: http://www.byegm.gov.tr/.