Новости МГИМО
«Любовь к трем апельсинам» Астраханского театра оперы и балета в Москве
Сотрудничество МГИМО и «СберОбразование»: Ed-Tech в языковой образовательной среде
Заседание Программного комитета Форума «Россия — Африка: что дальше?»
Образовательная функция естественнонаучных музеев в условиях становления сетевого общества
Алина Алексеевна Королева
Королева Алина Алексеевна, к. культурологии, преподаватель
кафедры связей с общественностью МГИМО МИД России,
ведущий специалист по международным связям ГГМ РАН.
ГГМ РАН, 125009, Москва, Моховая ул., д. 11, стр. 1
E-mail: a.koroleva@sgm.ru
Аннотация: Являясь старейшим в Москве крупным научным и просветительским центром Российской Академии наук в области наук о Земле, Геологический музей Вернадского на протяжении последних 6 лет, не забывая о традициях, активно развивает инновационную деятельность в области просвещения. Ключевым проектом образовательно-просветительской деятельности музея является Межвузовский академический центр Навигации по специальностям горно-геологического профиля. Организационная структура данного проекта несет в себе и элементы сетевого взаимодействия. В данной статье рассмотрены преимущества сетевого формата сотрудничества на примере работы Центра навигации.
Ключевые слова: социальное взаимодействие, сетевой уклад, профориентация, просветительская деятельность, партнерские связи.
«Нам говорили, что без электричества не будет счастья.
И вот электричество есть, а счастья нет»
И. Ильф, Е. Петров
С приходом нового тысячелетия современное общество приблизилось к социальной структуре нового типа, которой разные авторы присваивают различные имена: Д.Белл говорит о «постиндустриальном обществе», Э.Тоффлер – о «супериндустриальном», Ю.Хаяши – об «информационном», Р.Хатчинс – об «обществе знаний», а М.Кастельс – о «сетевом».
Исследовательский интерес к смене парадигмы мирового развития, наметившейся еще с ростом турбулентности внешней среды в 1990-х гг. и актуализировавшийся в начале глобального системного кризиса конца прошлого десятилетия, имеет междисциплинарный характер. Становление сетевого уклада и развитие горизонтальных коммуникаций в условиях смены парадигмы становятся предметом теоретических и прикладных исследований в области культурологии, политологии, социологии, экономики, менеджмента и др. Логика объективной глобальной трансформации, вызванной сменой парадигмы, продиктована сложностью, подвижностью и неопределенностью внешней среды, а также взаимозависимостью всех ее элементов.
Идеолог теории сетевого общества М. Кастельс отмечает, что организационный код общества нового типа будет основан на сетевых потоках, сетевых структурах и сетевых взаимодействиях[2]. Транзитивная стадия развития общества будет продолжаться до тех пор, пока окончательно не утвердится сетевой уклад, а черты индустриальной эпохи не уйдут в область исторической памяти. Далеко не все социальные группы, процессы и территории организованы согласно логике сетевого общества. Наоборот, люди, интегрированные в новую социальную структуру, составляют меньшинство мирового населения. Большинство переходит к сетевому обществу медленнее, согласно своему ритму и возможностям.
Также в научной терминологии большую популярность для определения современной стадии развития социума получила концепция «глобального информационного общества». В основе данной концепции лежат четыре ключевых характеристики данного понятия:
Прежде всего, речь идет об «обществе нового типа, формирующемся в результате глобальной социальной революции, порожденной взрывным развитием и конвергенцией информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)»[8, с. 16].
Во-вторых, акцентируется первостепенная роль знаний. В современном обществе именно знания, полученные за счет открытого доступа иумений оперировать информацией, определяют уровень развития как государств, так и индивидов. Информация рассматривается наравне с традиционными товарами потребления. При росте образовательного и культурного уровня населения растет потребительский спрос на информацию и развитие информационного сектора. При этом ценность образования увеличивается.
В-третьих, информационный обмен с использованием ИКТ характеризуется отсутствием временных и пространственных границ, что способствует развитию межкультурных коммуникаций, но при этом ведет к трансформации идентичности каждого отдельного члена социума. Кроме того, это «общество, где решающую роль играют приобретение, обработка, хранение, передача, распространение, использование знаний и информации, в том числе с помощью интерактивного взаимодействия, обеспечивающих его постоянно совершенствующиеся технические возможности» [там же, с. 17].
С экономической точки зрения новая социальная структура сопровождается ростом роли отраслей, производящих и распространяющих информационные блага и услуги, а также создающие для них инфраструктуру.
Динамичность развития сетевых и коммуникационных технологий, смена принципов организации экономически успешных предприятий и социально-культурные трансформации свидетельствуют обизменениях, происходящих во всех сферах, и в первую очередь в образовании. В терминологии Юнеско приняты следующие термины, отражающие области образования: «формальное образование» (formal) – лицензированные образовательные учреждения; «неформальное» или «дополнительное» (non-formal) – обучение по утвержденным программам за пределами лицензированных учреждений; «внеформальное» (informal) – самообучение на протяжении всей жизни.
На всемирном форуме по вопросам образования, прошедшем в 2015 г. в Инчхоне (Республика Корея), была принята Инчхонская декларация Образование 2030: Обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни. От достиженияпоставленной цели в образовании во многом зависит и реализация целей устойчивого развития ООН (ЦУР), которые составляют Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. В контексте глобальной повестки дня в области образования меняется и роль музейной педагогики. Современный музей имеет все шансы принять участие в обеспечении «содействия созданию возможностей качественного обучения на протяжении всей жизни для всех, во всех структурах и на всех уровнях образования» [7].
На рубеже XX – XXI вв. произошло переосмысление социокультурной роли музеев как в науке, так и в общественном сознании. Традиционно музей считался частью мировой культуры, отвечающей за хранение, исследование и экспонирование объектов материального и нематериального наследия. Одним из значимых событий в музейной сфере 2015 г. стала разработка и принятие на 38-й сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО «Рекомендаций об охране и популяризации музеев и коллекций, их разнообразия и их роли в обществе». Наряду с традиционными функциями музеев, такими как образование, сохранение наследия, и научные исследования, к числу основных функций причислена и коммуникация.Речь идет об активной интерпретации и распространении знаний о коллекциях и объектах, связанных с конкретными предметными областями, об организации выставок и об использовании всех средств коммуникации, учитывая вопросы интеграции, доступа и социальной инклюзивности[9].С каждым годом растет интерес к музеям как к социокультурным и научно-просветительским центрам, в России это подтверждает рост количества посетителей ежегодного фестиваля «Интермузей», который за 4 дня работы в 2016 г. посетили 35 000 человек. Таким образом, общество перед музеем ставит новые задачи: развитие музейной педагогики, социальная адаптация и социокультурная идентификация детей и взрослых.
Стоит отметить, что музейная педагогика реализуется в рамках как формального, так и дополнительного образования. Наряду с традиционными экскурсиями и музейными кружками существуют популярные программы «Урок в Музее», превращающие музей в место проведения занятий для школьников и студентов, также широко распространена практика проведения конкурсов, олимпиад и викторин.
С каждым годом растет количество инновационных практик музейной педагогики, Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского РАН (ГГМ РАН) не является исключением. Являясь старейшим в Москве крупным научным и просветительским центром Российской Академии наук в области наук о Земле, ГГМ РАН на протяжении последних 6 лет, не забывая о традициях, активно развивает инновационную деятельность в области просвещения.
Ключевым проектом образовательно-просветительской деятельности ГГМ РАН является Межвузовский Академический Центр Навигации по специальностям горно-геологического профиля. Центр навигации был создан в 2015 г. на базе ГГМ РАН совместно с ведущими отраслевыми ВУЗами Москвы: НИТУ МИСиС, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, МГРИ РГГРУ им. Серго Орджаникидзе и МИИГАиК.
Миссия Центра - поиск и формирование кадрового резерва из числа талантливых детей и молодежи для производства и науки, создание коммуникационной среды для талантливой молодежи в современных условиях экономического развития[14, с.34]. Целевой аудиторией Центра являются школьники младших и средних классов, абитуриенты из числа талантливых учащихся школ, студенты профильных ВУЗов, молодые специалисты. Профориентация школьников и студентов, а также сотрудничество с крупными предприятиями минерально-сырьевого комплекса формируют на базе музея устойчивые связи школа-ВУЗ-производство.
Организационная структура данного проекта несет в себе и элементы сетевого взаимодействия (рис. 1). Сетевой формат сотрудничества определяется первостепенной ролью информации, отсутствием иерархии, наличием общей проблемы, необходимостью налаживания доверительных отношений и соблюдения профессиональной этики. Сетевые отношения – феномен достаточно древний, но именно с развитием ИКТ происходит его актуализация. С одной стороны, сейчас успех любого проекта, прежде всего, зависит от способностей работающих над ним людей генерировать, обрабатывать и эффективно использовать важный управленческий ресурс – информацию. С другой стороны, неформальные партнерские отношения стали заметными и все чаще принимают организационные формы, так как на практике доказали свои выгодные отличия от иерархической и рыночной моделей управления.
Рис.1 Организационная структура Межвузовского Академического Центра Навигации по специальностям горно-геологического профиля.
Рассмотрим преимущества сетевого формата сотрудничества на примере работы Межвузовского Академического Центра Навигации по специальностям горно-геологического профиля:
1. Проблемный характер организации.
Наличие общей цели в рыночных отношениях чаще приводит к конкуренции, чем к сотрудничеству, в то время наличие общей проблемы создает основание для налаживания партнерских отношений. Проблема, на решение которой направлена деятельность Межвузовского Академического Центра Навигации по специальностям горно-геологического профиля, признана всеми заинтересованными сторонами. На заседании Совета при Президенте по науке и образованию под председательством В.В. Путина 23 июня 2014 г. обсуждались вопросы модернизации инженерного образования и качества подготовки технических специалистов. В частности, В.В. Путин отметил, что «отечественная система технического образования должна быть нацелена на подготовку инженеров, чьи навыки, квалификация отвечают требованиям, потребностям предприятий(…) Именно таких специалистов сегодня остро не хватает в отечественной экономике. Предприятия буквально борются за грамотных профессионалов» [11].
Усиливающийся дефицит инженерно-технических и научных работников и существовании проблемы восполнения кадрового состава горно-геологической отрасли подтверждают и специалисты, работающие в науке, образовании и производстве, отмечая следующие проблемы восполнения кадрового потенциала: «возрастное «устаревание» профессорско-преподавательского состава; нарастающие сложности с обновлением материально-технической базы ВУЗов; трудности с финансированием развития современных научных направлений; недостаточная мотивация выпускников к работе в отрасли» [13, с.80].
О проблеме говорит и руководитель Межвузовского Академического Центра Навигации по специальностям горно-геологического профиля А.В. Титова: «горнодобывающая, металлургическая и нефтегазовая отрасли требуют инновационных преобразований, и они, в первую очередь, должны касаться образовательной деятельности, так как в современном технологическом укладе должны быть высокопрофессиональные кадры» [14, с.34]. Современному производству нужны кадры, обладающие соответствующим уровнем квалификации, глубокими профессиональными знаниями, управленческими способностями, знающие рынок и придерживающиеся инновационного взгляда на отраслевые проблемы. Проблема заключается в том, чтобы воспитать адекватный поставленным целям кадровый резерв для производства и науки. А перспективы развития отрасли зависят от реализуемой сейчас молодежной политики. Успех в этом направлении зависит от того, насколько эффективно будет выстроена коммуникация между всеми заинтересованными сторонами и налажены партнерские отношения.
2. Горизонтальные сетевые коммуникации
Используемый экономистами термин коллаборация – интерактивные сетевые взаимодействия, основанные на горизонтальных связях и непрерывных согласованиях – наиболее точно определяет логику горизонтальных сетевых коммуникаций. Классической моделью коллаборации, необходимой для инновационного роста, является модель тройной спирали (TripleHelixModel), разработанная социологами Г. Ицковицем и Л. Лейскрдорфом. Данная модель основана на трехстороннем сетевом сотрудничестве науки, бизнеса и государства [4]. С экономической точки зрения можно выделить три исторических способа координации связей, эволюция которых определяется возрастанием информационной емкости систем и скорости изменений во внешней среде (рис. 2).
Рис. 2 Эволюция моделей межсекторных взаимодействий в экономике.
Для индустриального общества характерны слишком жесткая иерархическая система управления, основанная строго на вертикальных коммуникациях, и гибкая, но атомистическая рыночная система управления. На современном этапе мы наблюдаем за становлением сетевого механизма координации, устраняющего функциональные недостатки и синтезирующего преимущества первых двух систем управления [10, с. 13 - 14]. В иерархической системе наука и бизнес находятся под тотальным контролем со стороны государства, между тремя институтами отсутствует партнерство, а следовательно, и инновации. Рыночная система нацелена на линейные инновации, присутствует попарное партнерство с обратной связью, так называемые «двойные спирали» между государством и бизнесом, наукой и бизнесом, государством и наукой. Сетевой уклад предусматривает интерактивные инновации, заключающиеся в систематическом сотрудничестве всех трех акторов одновременно, таким образом, образуется тройная спираль – кластерные альянсы, построенные на принципе коллаборации.
В 2009 г. Ю. Карияннис и Д. Кэмпбелл дополнили модель тройной спирали новым элементом – гражданским обществом, и получили модель четверной спирали (QuadrupleHelixModel). В систематическое сетевое сотрудничество включились еще медиа, сфера культуры и креативный класс. В 2010 г. Ю. Карияннис и Д. Кэмпбелл разработали модель пятерной спирали (Quintuple Helix Model), добавив окружающую среду [1]. Таким образом количество акторов коллаборации может увеличиваться до бесконечности, но целесообразность включения новых узлов сети все же зависит от целей конкретного проекта.
В российской Концепции долгосрочного социально-экономического развития «Стратегия-2020» говорилось о «необходимости реформировать научно-технологический комплекс в направлении усиления интеграции с бизнесом и образованием, а также об активном привлечении в Россию транснациональных игроков на рынке инноваций и развитии механизмов сетевого взаимодействия» [12, с. 92 – 93]. «Стратегия 2020» рекомендовала на втором этапе (2015 – 2020 гг.) усилить роль государства как модератора сетевых взаимодействий [там же, с. 105], что в целом не соответствует логике сетевого уклада. Однако,в связи с кардинальным изменением условий, что еще раз подтверждает неопределенность внешней среды, работа над реализацией «Стратегии-2020» была приостановлена в 2013 г., но вопрос развития коллаборации продолжает быть актуальным.
В частности, недропользование остается одной из ведущих отраслей российской экономики и нуждается в инновационных преобразованиях.Сетевой формат сотрудничества формирует новую культуру социальных взаимодействий, характеризующуюся уходом от субординации и стремлением к равенству партнеров, что размывает иерархические вертикальные связи изнутри. Коллаборация в рамках Межвузовского Академического Центра Навигации по специальностям горно-геологического профиля может сократить уровень неопределенности, равномерно распределить издержки и комплементарно соединить активы и компетенции, повышая эффективность сотрудничества. Но прежде всего сеть – открытая система, предусматривающая присоединение новых сетевых узлов, отвечающих поставленным целям и задачам. На современном этапе в рамках научно-просветительской работы ГГМ РАН и Межвузовского Академического Центра Навигации по специальностям горно-геологического профиля горизонтальные коммуникации налажены со следующими партнерскими организациями: Минприроды России, НИТУ МИСиС, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, МГРИ РГГРУ им. Серго Орджаникидзе, МИИГАиК, ГБПОУ МО ГРТ, ГБОУ ГМЦ ДОгМ, НП «Молодежный форум лидеров горного дела», ПАО ЛУКОЙЛ, ПАО ГАЗПРОМ, ПАО СУЭК и др.
3. Доверие – основа сетевого формата сотрудничества.
Институт доверия существует со времен обозначения первых социальных взаимоотношений, в классической антропологии это связано с феноменом дарения у первобытных культур (К. Леви-Стросс, Б. Малиновский). Обмен дарами играл очень важную роль в поддержании взаимоотношений первобытных сообществ. Доверие - это достаточно надежный нематериальный актив, организующий коллективное сосуществование и не требующий внешних источников управления. В основе социальной стабильности лежит доверие, оно же поддерживает возможность ведения конструктивного диалога в условиях социокультурного разнообразия, минимизируя затраты времени на согласование действий. В сетевом укладе высокий уровень доверия и профессиональной этики может качественно снизить зависимость от внешнего воздействия, особенно характерного для иерархической системы управления.
Доверие может быть как ценностной установкой, так и результатом социального взаимодействия. Этическая направленность воплощается именно в межличностной коммуникации, направленной на взаимное уважение, открытость и добропорядочность. В социопсихологических исследованиях особый интерес в данном контексте представляет коммуникативно-интеракционная концепция доверия. Р. Левицки и Б. Банкер выделяют следующие стадии формирования доверия:
На первой стадии доверие основывается на рациональной калькуляции (calculus-basedtrust). Данный тип возникает на начальной стадии коммуникации между незнакомыми субъектами. Рационально действующий субъект считает, что мотивы его поведения совпадают с мотивам другой стороны, но данная уверенность достаточно уязвима, а субъект действует осторожно, стремясь избегать рисков. В данном случае недостаток и недостоверность информации приводят к подозрениям и коммуникационным провалам.
На второй стадии доверие уже основано на знаниях (knowledge-basedtrust). В данном случае налаживается коммуникация и растет уверенность в надежности партнеров. Мотивация же сменяется уверенностью в действиях партнера.
Доверие на третьей стадии основано на идентификации (identification-basedtrust). При условии повторения циклов удачных коммуникационных процессов возникает эффект эмоциональной взаимосвязи, партнеры взаимно идентифицируют свои интересы и действуют с позиции Alterego. На данной стадии устраняется необходимость взаимного контроля и недоверия [3, P. 119 – 124].
В сетевых отношениях ориентированность на взаимопонимание и учет интересов друг друга придает стихийной коммуникации синергетический самоподдерживающий характер, приносящий в итоге положительные результаты. В случае наличия противоречий в профессиональных интересах, гипертрофированной формализации и регламентации межличностных профессиональных контактов, а также обмана и злоупотребления доверием сетевое взаимодействие обречено на неудачу и количество сетевых узлов будет сокращаться.
Межвузовский Академический Центр Навигации по специальностям горно-геологического профиля активно функционирует только с 2015 г. За это время не может идти речь о третьей стадии доверия, основанного на идентификации. С одними участниками проекта Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского РАН наладил постоянные плодотворные контакты и отношения перешли уже на вторую стадию доверия, основанного на знаниях. Но присутствуют партнеры по проекту, коммуникация с которыми осложнена и доверие продолжает быть на первой стадии, основанной на рациональной калькуляции.
4. Нелинейные формы коммуникации, лишенные временных и пространственных границ
С развитием ИКТ мы все больше погружаемся в ранее не существовавшее киберпространство, которое еще называют «виртуальным». Термин «киберпространство» был использован впервыев 1984 г. американским писателем-фантастом У. Гибсоном в романе «Нейромант».Приставка «кибер» происходит от кибернетики, зародившейся в XX в. науки о процессах управления в сложных динамических системах, основанной на законах математики и логики, а также на применение компьютерных технологий.У. Гибсон дал киберпространству следующее определение «консенсуальная галлюцинация, ежедневно переживаемая миллиардами легальных операторов по всему свету, школьниками, изучающими математические понятия… Графическое представление данных, хранящихся в памяти каждого компьютера, включенного в общечеловеческую сеть. Невообразимая сложность. Световые лучи в псевдопространстве мозга, кластеры и созвездия данных» [5, С. 58]. Киберпространство представляет собой социальное пространство, созданное с использованием ИКТ. Это альтернативная реальность, представленная образами и симулякрами, преодолевающими физические пространственные и временные границы. Сетевая структура организации киберпространства приводит и к трансформации коммуникации.
Со времен Аристотеля до середины XX в. коммуникация рассматривалась как линейный процесс. В «Риторике» Аристотеля была представлена традиционная модель «оратор – речь – слушатель», не предусматривающая обратной связи. С развитием ИКТ и массовой коммуникации данная модель претерпела изменения. Количественную математическую теорию коммуникацию разработали К. Шеннон и У. Вивер. Информация характеризуется как антипод неопределенности. Дав определение «количеству информации», К. Шеннон разработал и доказал теорию о пропускной способности зашумленных каналов связи. Она была представлена в его работах1957 – 1961 гг. и в настоящее время носит название «теория Клода Шеннона». Суть ее сводится к определению скорости передачи информации, а также ее максимальных объемов. Всякий зашумленный канал связи характеризуется собственной предельной скоростью передачи информации. При скоростях передачи выше этого предела неизбежны ошибки в передаваемой информации. Зато при скорости передачи, соответствующей нижнему пределу, вероятность искажения данных при любой зашумленности канала чрезвычайно мала. При этом количество информации рассматривается только исходя из объемов переданных данных. Содержание, смысловая ценность отходят на второй план как нечто само собой разумеющееся. Универсальная модель процесса коммуникации по Шеннону и Виверу предусматривает следующие линейно расположенные структурные элементы: источник информации, передатчик (кодирующее устройство), канал передачи, на который действует шум, приемник (декодирующее устройство) и адресат.
Прагматическая или ценностная модель коммуникации была разработана Г.Лассуэллом в 1948 г. Изначально Лассуэлл представил модель линейной коммуникации: кто, что, по какому каналу, кому, позднее в модель была добавлена обратная связь (с каким эффектом).
Именно введение в модель коммуникации обратной связи послужило основанием для разработки моделей нелинейной коммуникации в кибернетике (Н.Виннер и Дж. Бигелоу, С.Бир). Концептуальное оформление нелинейная коммуникация получила в модели Осгуда - Шрамма. Коммуникация представлена как двусторонний процесс, а акцент делается на интерпретацию сообщения.
Таким образом, процессу коммуникации в сетевом обществе свойственны «спонтанная самоорганизация дискурсивной среды, полимагистральность и полицентричность, покрытие максимально возможного пространства с равноудаленным доступом из одной точки в другую, безграничность в пределах киберпространства» [6, С. 8 – 9].
Мужвузовский Академический Центр Навигации по специальностям горно-геологического комплекса оснащен современной техникой и оборудованием, необходимым для проведения очных и дистанционных занятий со школьниками и студентами профильных ВУЗов. Это позволяет вести системную работу с учащимися всех регионов РФ, проводить научные конференции, семинары, лекции и мастер-классы. Своевременная помощь Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ» по оснащению современным оборудованием студии звукозаписи Центра дает возможность записывать тематические видео-лекции сотрудников музея и приглашенных специалистов (ученых мирового уровня и руководителей крупных сырьевых компаний) для школьников и студентов и проводить их трансляции.
На современном этапе рабочим языком Центра является русский, таким образом, он функционирует только в рамках русскоязычного пространства. Высокий уровень производимого контента на русском языке обеспечивается высококвалифицированными научными сотрудниками ГГМ РАН и профессорско-преподавательским составом профильных ВУЗов – участников Центра. Потенциальная возможность подготовки качественного контента на английском языке может помочь преодолеть языковой барьер и довести проект до международной сети. «Высококвалифицированные горные специалисты являются дефицитом практически во всех горнодобывающих странах, а Россия сама является донором на рынке труда горных специальностей» [7, С.80]. Учитывая существующие трудности с кадровым резервом для работы на зарубежных проектах российских горнодобывающих компаний, международная сеть может повысить конкурентоспособность российских инженерно-технических работников на мировом рынке труда.
Заключение
В условиях возрастающей турбулентности и неопределенности внешней среды, свойственной переходу к сетевому обществу, возрастает роль партнерских взаимодействий во всех сферах экономики. Уже произошло переосмысление социокультурной роли музеев как в науке, так и в общественном сознании. Общество ставит перед современным музеем новые задачи: развитие музейной педагогики, социальная адаптация и социокультурная идентификация детей и взрослых. Растет и количество инновационных практик музейной педагогики, тесно связанных с нелинейными коммуникациями. С развитием ИКТ характер партнерских отношений в рамках специализированных сетей меняется со случайного и локального на систематический и транснациональный. Традиционные вертикальные связи уступают место горизонтальным коммуникациям. Сетевой формат сотрудничества определяется первостепенной ролью информации, отсутствием иерархии, наличием общей проблемы, необходимостью налаживания доверительных отношений и соблюдения профессиональной этики. Согласно законам эволюции, новый тип общества выходит из предыдущего. Сейчас мы находимся на этапе перехода от индустриального к сетевому обществу. Но новые формы организации и институты смешиваются с наследуемыми не только от индустриального, но даже от аграрного общества. Это закономерный процесс. Но уже сейчас мы можем выделить те сферы, которые находятся в авангарде и содержат в себе первые черты общества будущего. Эти социальные группы и проекты экономически более конкурентоспособны, лучше организованны и инновационны. Благодаря этим качествам новые социальные группы способны занять место своих предшественников.
Список литературы:
- Carayannis, E.G., Barth, T.D. & Campbell, D.F. J The Quintuple Helix innovation model: global warming as a challenge and driver for innovation [Electronic resource] / Journal of Innovation and Entrepreneurship – Mode of access: https://innovation-entrepreneurship.springeropen.com/articles/10.1186/2192-5372-1-2
- Castells M. La Era de Informacion: Economia, Sociedad y Cultura. Vol. I: La sociedad red. Séptima reimpresión – México: Siglo Veintiuno, 2008.
- Lewicki R.J., Bunker B.B. Developing and maintaining trust in working relationships. In R.M. Kramer T.Tyler (Eds.), Trust in organizations. Thousand Oaks, CA: Sage, 1996. P. 114-139.
- The Triple Helix concept [Electronic resource] / Triple Helix Research Group Stanford University // – Mode of access: http://triplehelix.stanford.edu/3helix_concept (дата обращения: 16.10.2016)
- Гибсон У. Нейромант: роман, рассказы. / Уильям Гибсон; [пер. с англ. Валерии Ахметьевой и др.]. – Санкт-Петербург : Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. – 480 с.
- Иванова О.Э. Трансформация коммуникации как «anything goes» / О.Э. Иванова. // Социум и власть. – 2014. - №2. С. 7-11.
- Инчхонская декларация. Образование 2030 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002338/233813M.pdf (дата обращения: 16.10.2016)
- Коротков А.В., Карякина К.А. Интернет в системе мировых информационных процессов : Учебное пособие для студентов. / А.В. Коротков, К.А. Карякина. – Москва : Издательство МГУ, 2006. – 224 с.
- Рекомендации об охране и популяризации музеев и коллекций, их разнообразия и их роли в обществе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002338/233892r.pdf (дата обращения: 16.10.2016)
- Смородинская Н.В. Глобализированная экономика: от иерархий к сетевому укладу : [монография] / Н. В. Смородинская.–Mосква : ИЭ РАН, 2015. – 344 с.
- Стенографический отчёт о заседании Совета при Президенте по науке и образованию 23 июня 2014 г. / Сайт Президента России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/45962 (дата обращения: 16.10.2016)
- Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. – 430 с.
- Твердов А.А., Иванов И.А. Проблемы, задачи и перспективы развития горного образования в России / А.А. Твердов, И.А. Иванов // Горный журнал – 2015. - №12. С. 80–83.
- Титова А.В. Создание «Межвузовского Академического Центра Навигации по специальностям горно-геологического профиля» на базе ГГМ РАН / А.В. Титова // Горная промышленность. – 2015. - №5. С.34-35.
A.A. Koroleva
Educational function of Natural Science museums during transition to the network society.
MGIMO University 76, Prospect Vernadskogo Moscow, Russia, 119454
Abstract: Vernadsky State Geological Museum of the Russian Academy of Sciences is the oldest center of geoscience and education in Moscow.Museum honors its unique history anddevelops innovative activities in the field of education. The Inter-University Academic Center of Navigation in the field of mining and geological profile is the key project of its educational activities. The organizational structure of the project bears in itself elements of networking. This article describes the benefits of network cooperation for natural science museums.
Keywords: social interaction, network mode, career guidance, educational activities, partnerships.
About author:
Dr. Alina A. Koroleva, lecturer, PR-department at MGIMO University, leading specialist in international relations Vernadsky State Geological Museum of Russian Academy of Sciences. E-mail: a.koroleva@sgm.ru