Журнал «Международные коммуникации»

Издание факультета Международной журналистики МГИМО МИД России

Архив

№2(7)

Коммуникации

«Палестинские беженцы»: специфика определения понятия и сложности решения проблемы в условиях информационного шума

С.В.Булатова, В.А.Эпштейн

Эпштейн Виталий Анатольевич
к.социол.н., доцент кафедры мировой экономики
и международных отношений ИБДА РАНХиГС
119606, Москва, проспект Вернадского, 84
E-mail: epshteinv@gmail.com

Булатова Светлана Васильевна
Магистр, Факультет международных отношений ИБДА РАНХиГС
119606, Москва, проспект Вернадского, 84
E-mail: bulatovasvas@ya.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема «палестинских беженцев» в связи с определением статуса беженца введенным Ближневосточным агентством ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), согласно которому существует право перехода статуса «по наследству», которое никогда больше не применялось ни к одной другой категории беженцев. Авторы отмечают, что именно это расхождение в определении статуса беженца в сравнении с определением, сформулированным в Конвенции о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 года Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, продолжает негативно влиять на процесс урегулирования арабо-израильского конфликта и с каждым годом лишь увеличивает число лиц находящихся в статусе «палестинского беженца» (если в 1948 г. число беженцев насчитывало от 420 тыс. до 850 тыс. человек, то в настоящее время их насчитывается 5 261 930 человек). Медийные, коммуникационные и комплексные кампании арабских стран и представителей радикальных организаций Ближнего Востока практически всегда носят ярко выраженный политический характер, а их критика в адрес Государства Израиль опирается на устойчивые стереотипы, благодаря которым сионистской агрессией можно объяснить любые социально-экономические и политические проблемы.

Ключевые слова: палестинские беженцы, еврейские беженцы, ООН, резолюция, Палестина, Государство Израиль, Саудовская Аравия, Трансиордания, Сектор Газа, Западный берег реки Иордан, БАПОР, Всеобщая декларация прав человека, Европейский суд, компенсация.

28 апреля 1947 г. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии внесло в повестку дня ООН пункт под названием «Вопрос о Палестине», чтобы Генеральная Ассамблея вынесла рекомендации относительно будущего управления в связи с тем, что 14 мая 1948 г. истекал срок мандатного режима, выданного Лигой Наций в отношении региона.[i] В ответ на инициативу 29 ноября 1947 г. ООН предложила план по разделению Палестины на два государства, который послужил началом первой волны перемещения арабского населения подмандатной Палестины в соседние государства.

С 30 ноября 1947 г. стал очевиден уход Великобритании, в результате чего между еврейскими и арабскими военизированными формированиями активизировалась борьба за ключевые высоты, полицейские участки и территории укрепленных военных баз, оставляемых английскими военными, начались открытые столкновения с целью максимального захвата территории, населенных пунктов и установления контроля над ключевыми коммуникациями.

С декабря 1947 г. по февраль 1948 г. территорию бывшей английской подмандатной Палестины покинуло около 20 тыс. арабов. Массовый отток арабского населения начался в марте 1948 г. До начала официальных военных действий в мае 1948 г. в Палестине проживал примерно 1 млн арабов, из них 561 тыс. - на территории, предназначенной планом ООН по разделу Палестины для еврейского государства. Накануне войны за Независимость и во время неё по разным оценкам от 420 тыс. (по данным Израиля) до 850 тыс. (по данным ООН) арабов покинули свои дома. [4, с.16]

В то время как независимость Государства Израиль была объявлена 14 мая 1948 г., арабское государство так и не было создано, оставаясь в состоянии «государства в пути»[ii] вплоть до настоящего времени.

Ученые и политики продолжают спор о причинах бегства арабского населения, приводя аргументы в пользу добровольного ухода большинства населения (по призыву участвующих в войне с Израилем арабских лидеров) или доказывая, что оно стало результатом давления со стороны еврейских вооруженных сил.

В защиту первой точки зрения часто используют отчет британской полиции в Хайфе главному управлению в Иерусалиме от 26 апреля 1948 г., в котором зафиксировано: «Евреи стараются всеми силами убедить арабских жителей остаться, продолжать нормальную жизнь, открывать магазины и конторы, ничего не бояться <…> Длинный караван в сопровождении английских войск вышел вчера из Хайфы в Бейрут…Отъезд морем не прекращается». [9, c.207] А также обращение радио Еврейского агентства в начале мая 1948 г., которое, вещая на арабском языке, призывало: «Не паникуйте и не покидайте свои дома. Не подвергайте себя страданиям и унижениям. В отличие от ваших фанатичных лидеров, мы не сбросим вас в море, подобно тому, как они собираются сбросить нас». [18, с.82]

Лондонский еженедельник «Экономист» 2 октября 1948 г. писал: «Из 62 тысяч арабов, живших в Хайфе, осталось не более пяти-шести тысяч <…> Самыми мощными факторами (в бегстве) были декларации и воззвания, сделанные Верховным палестинско-арабским комитетом, призывавшие всех арабов Хайфы уйти из города и предупреждавшие, что те, кто останутся в Хайфе под властью евреев, будут считаться изменниками». [15, c.203]

Сторонники второй точки зрения чаще всего апеллируют к событиям 9 апреля 1948 г. когда в результате захвата арабской деревни Дейр-Ясин бойцами ЭЦЕЛЬ[iii] и ЛЕХИ[iv] погибло от 107 до 254 жителей, что привело к массовому бегству палестинских арабов. [17, c.155]

В 1974 г. Филипп Гудхарт, член британского парламента, отметил: «Бедственное положение арабских беженцев удручает; но это не уникально… Даже если исключить из этих расчетов всех беженцев, которые покинули свои дома временно, чтобы избежать боев местного значения, арабский исход из Палестины занимает всего лишь двенадцатое место в перемещении беженцев, среди всех, имевших место с конца Второй мировой войны».[19, c. 253]

Только в октябре 1947 г. 2 388 000 мусульман были перемещены из Индии в Пакистан, а 2 644 000 индусов бежали из Пакистана в Индию. Оценка числа беженцев, изгнанных из своих домов в результате первого раздела Индии колеблется в диапазоне от 8 000 000 до 11 000 000. В Европе послевоенная миграция населения была измерена более точно – официальная западногерманская статистика показывает, что до сентября 1950 г. из Чехословакии были изгнаны почти 3 000 000 судетских немцев. В Африке, во время гражданской войны в Нигерии, более 1 000 000 человек из народности Игбо прибыли в Восточную Нигерию в качестве беженцев. Еще 1 000 000 французов и про-французских арабов стали беженцами во время алжирской войны. Более 1 000 000 беженцев из Северной Кореи поселились в Южной Корее после конфликта в регионе в 1950 г., и еще около 1 000 000 китайцев покинули материк, перебравшись в Гонконг. На Ближнем Востоке исход евреев из арабских стран был не менее многочисленным, чем бегство арабов из Израиля. В 1948 г. в арабских странах от Ирака до Марокко насчитывалось почти 850 000 евреев. К 1973 г. это число уменьшилось до 50 000 человек. [19, c. 254]

Арабы подмандатной Палестины отправились в соседние страны – Египет, Трансиорданию, Ливан, Сирию, Ирак, Саудовскую Аравию, а также на территории сектора Газы (находился под контролем Египта) и Западного берега реки Иордан (находился под контролем Трансиордании). На тот момент любой араб, в том числе, не являвшийся выходцем с территории подмандатной Палестины, мог записаться беженцем и получить гуманитарную помощь со стороны ООН – еду, одежду, место в лагере и медицинское обслуживание. Международный комитет Красного креста выдвинул предложение признать беженцем и предоставлять помощь любому арабу, даже тем, кто остался на территории Израиля и проживал в собственном доме. [15, c.210]

Классификация и меры, предпринимаемые Международной организацией по делам беженцев в отношении арабских беженцев, не являлись соответствующими установленным международным стандартам, в связи с чем, специально для урегулирования вопроса о палестинских беженцах, в ноябре 1948 года Генеральная Ассамблея приняла свою первую резолюцию о предоставлении помощи палестинским беженцам и создала орган Организации Объединенных Наций по оказанию помощи палестинским беженцам (ЮНРПР). В период своего короткого существования этот орган направлял экстренную помощь беженцам из Палестины через международные добровольные агентства. 8 декабря 1949 г. ГА ООН приняла решение о создании Ближневосточного агентства ООН для помощи беженцам и организации работ (БАПОР/UNRWA). Агентство начало свою работу 1 мая 1950 г. и получило статус вспомогательного учреждения Генеральной Ассамблеи. Его целью должно было стать проведение в сотрудничестве с местными властями программы непосредственной помощи и работ, консультации с заинтересованными ближневосточными правительствами относительно мер, которые должны быть приняты ими в предвидении того времени, когда международное содействие делу помощи и проведению программы работ будет прекращено. С середины 1950 г. мандат расширился от оказания помощи в экстренных ситуациях - обеспечения пищей, жильем, одеждой и базовой медицинской помощью - до более активной поддержки социального развития палестинских беженцев. [11]

Агентство использует термин – «беженцы» и до настоящего времени определяет его следующим образом:

- лица, чье обычное место жительства была Палестина в период с 1 июня 1946 г. по 15 мая 1948 г., которые потеряли как дом и средства к существованию в результате конфликта 1948 г. Кроме того, право на регистрацию имеют потомки палестинских беженцев по мужской линии, включая усыновленных детей. [33]

Согласно международному праву статус палестинского беженца подпадает под действие Конвенции ООН от 1951 г. «О статусе беженцев»,[v] в которой применяется общепринятое определение беженца, а также определяются факторы прекращения статуса беженца. Согласно конвенции под термином «беженец» подразумевается лицо, которое: 
1) рассматривалось как беженец в силу соглашений от 12 мая 1926 года и 30 июня 1928 года или же в силу Конвенций от 28 октября 1933 года и 10 февраля 1938 года, Протокола от 14 сентября 1939 года или же в силу Устава Международной организации по делам беженцев; 

2) в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. [5]

Не существует международного правоустанавливающего документа, который определяет UNRWA/БАПОР в качестве органа, уполномоченного принимать юридические решения о том, какой палестинец является или не является беженцем в границах международного права.

Определение БАПОР/UNRWA ввело особое правило, которое никогда больше не применялось ни к одной другой категории беженцев, а именно право перехода статуса «по наследству». Руководствуясь этим правилом, большинство арабских стран не предоставило гражданства палестинским беженцам, мотивируя свое решение лозунгом «не лишать их права вернуться в родные земли».

Так, например, в Саудовской Аравии закон о гражданстве, который позволяет претендовать на получение статуса подданного королевства, прямо исключает возможность для палестинских беженцев не только получить этот статус, но даже и подать документы на рассмотрение в местное МВД. [20]

Иордания оказалась единственным государством, которое предоставило части палестинских беженцев гражданство. В 1954 г. в этой стране был принят закон, который предоставлял право на гражданство всем (кроме евреев), кто являлся подданным британской Палестины до 15 мая 1948 г. и постоянно проживал в Иордании с декабря 1949 г. по февраль 1954 г. [24] Причина этого, по мнению некоторых исследователей, крылась в стремлении короля Хусейна ибн Талала окончательно закрепить за собой часть земель, выделяемых решением ООН для создания арабского государства Палестины, а также утвердить контроль над Восточным Иерусалимом.

Арабские жители, оставшиеся в Государстве Израиль, получили гражданство сразу же по окончании войны. С 1948 г. по 1951 г. новообразованное государство приняло свыше 689 тыс. еврейских беженцев/эмигрантов, [17, с.203] основная масса которых прибыла из арабских стран. Большинство из них получили израильское гражданство и, перенеся тяготы интеграции, стали составной частью нового общества.

В настоящее время, согласно данным UNRWA/БАПОР, на территориях сектора Газы, Западного берега реки Иордан, Сирии, Ливана и Иордании проживают 5 261 930 официально зарегистрированных (то есть признанных таковыми UNRWA/БАПОР) беженцев (таб.1). [33]

Страна/Территория

Количество беженцев

Количество лагерей

Сектор Газа

1 300 000

8

Западный берег реки Иордан

809 738

19

Сирийская Арабская Республика

526 744

9

Ливанская Республика

449 957

12

Иорданское Хашимитское Королевство

2 175 491

10

Итого

5 261 930

58

Таблица 1. Составлена авторами[vi]

Из них, 1 668 040 чел., что соответствует 31,7% от общего числа, проживают в 58 лагерях, находящихся под опекой БАПОР/UNRWA. [33]

Принимающие страны осуществляют контроль над лагерями, в то время как БАПОР/UNRWA оказывает гуманитарную помощь, предоставляя услуги образования, медицинского обеспечения, осуществляя строительные и ремонтные работы, развивая инфраструктуру. Условия проживания в лагерях различаются, что зачастую, связано с географическими, историческими и демографическими причинами и, чаще всего, не зависит от политики руководства принимающей стороны.

Деятельность БАПОР/UNWRA часто вызывает критику за свою антисемитскую деятельность. Израиль не раз заявлял, что Агентство поддерживает ХАМАС[vii] и требовал ООН принять какие-либо решения по данному вопросу.

Питер Хансен, Комиссар БАПОР/UNWRA с 1996 г., в своём интервью популярному канадском каналу CBC TV в 2004 г. заявил: «Я уверен, среди постоянных сотрудников БАПОР/UNWRA присутствуют члены ХАМАС и на них распространяется фонд оплаты труда, и я не считаю это преступлением. ХАМАС, это политическая организация, и, следовательно, не каждый её член придерживается воинственных взглядов, а мы не проводим политическую проверку и не увольняем людей за их убеждения. Мы требуем от наших сотрудников, вне зависимости от их политических убеждений, соблюдать нейтральные нормы поведения, принятые в ООН». [22]

Это интервью вызвало ожесточенные дебаты в Канаде, а представитель Департамента иностранных дел заявил: «Если комментарий г-на Хансена отражает действительное положение дел, и если он действительно отражает позицию БАПОР, то мы глубоко обеспокоены и попросим немедленных разъяснений напрямую от г-на Хансена и от властей ООН». После выступления Хансен, в своём письме к важным государствам-спонсорам, уточнил, что, говоря о сотрудниках БАПОР/UNWRA, он не имел ввиду активистов ХАМАС, а только их сторонников. Он утверждал, что хотел быть честным и не скрывал того факта, что палестинское население разделяет взгляды ХАМАС, при условии, что сотрудниками Агентства являются сами палестинские беженцы, то среди них, вероятно, будут и сторонники ХАМАС, но все сотрудники подчиняются строгим положениям и правилам поведения ООН, которые призваны обеспечить беспристрастность служащих Агентства Организации Объединённых Наций. [22]

В результате правительство Израиля выдвинуло требование о необходимости увольнения Питера Хансена, за его антиизраильские взгляды и поддержку ХАМАС. В 2005 г. ООН приняла решение об увольнении Питера Хансена с позиции комиссара БАПОР/UNWRA. [22]

Джеймс Дж. Линдсей, бывший генеральный советник БАПОР/UNWRA, исследователь Вашингтонского института ближневосточной политики, в 2009 г. опубликовал доклад, в котором он критиковал практику БАПОР/UNWRA, один из его выводов заключался в том, что БАПОР/UNWRA не принимает мер по выявлению и увольнению членов экстремистских организаций из своих рядов: «БАПОР/UNWRA, предприняло очень мало шагов для обнаружения и ликвидации террористов из числа своих сотрудников и никаких шагов для предотвращения вступления активистов ХАМАС на службу в Агентство. БАПОР/UNWRA практически не проверяет своих сотрудников в службе безопасности и не знает, чем занимаются его сотрудники вне рабочего времени, что противоречит антитеррористическим правилам организации. БАПОР/UNWRA получает миллионы долларов гуманитарной помощи, и не может оправдывать своё халатное отношение к сложившейся ситуации». [25]

В 2015 г. БАПОР/UNWRA было уличено в фальсификации информации. В своем сообщении в Facebook, Twitter и на официальном веб-сайте оно использовало фотографию девочки, заявив, что она всю свою жизнь страдает от блокады Израиля в секторе Газа: «Представьте, что вы отрезаны от мира - на всю жизнь. Это реальность для детей, таких как Айя. Блокада Газы началась, когда она была ребенком, оккупация территории Иудеи и Самарии - до того, как родились ее родители. Сейчас ей 11 лет, и блокада продолжается. Воспоминания детства Айи - это конфликт и лишения, стены, из которых она не может убежать, и страх, что единственный дом, который она знает, сколь бы крошечным он ни был, может исчезнуть, когда она вернется из школы. В этот Рамадан, пожалуйста, помогите поддержать детей, таких как Айя, которые ничего не знали, кроме конфликтов и лишений» - говорилось в сообщении. Фотография ребёнка стала обложкой страницы БАПОР/UNWRA в Facebook, но в реалии «Айя» с фотографии никогда не была жительницей Газы, как сообщает мониторинговое агентство ООН, фотография была сделана в Кабра Эссита, недалеко от Дамаска (Сирия), где велись работы по восстановлению школы, разрушенной в ходе сирийского конфликта. Наблюдатели ООН потребовали, чтобы глава БАПОР/UNWRA Пьер Крахенбуль извинился за использование фотографии и «притворство, что девочка является жертвой израильских действий в Газе». [1]

В докладе мониторингового агентства ООН за 2015 г., который был выпущен в феврале 2016 г., было показано, что палестинские сотрудники БАПОР/UNWRA используют социальные сети для поддержки террористической деятельности и распространения антисемитизма. В том же месяце Израиль потребовал, чтобы Агентство уволило учителя, возглавляющего профсоюз работников БАПОР/UNWRA в Газе, после того как он, был избран на руководящий пост в ХАМАС. В октябре 2015 г. БАПОР/UNWRA уволило нескольких сотрудников за выражение симпатии к боевикам, совершившим нападения на израильтян. В ходе конфликта между Израилем и ХАМАС в 2014 г. в Газе мониторинговая группа ООН признала, что ракеты ХАМАС неоднократно складировались на территории школ в секторе Газа. [1]

В январе 2018 г. премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху[viii] предложил ликвидировать БАПОР/UNRWA и перенаправить его финансирование Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). «БАПОР — это организация, которая способствует сохранению проблемы палестинских беженцев и поддержанию мифа об их “праве на возвращение”, преследуя цель ликвидировать Государство Израиль, поэтому агентство БАПОР должно исчезнуть. Этот орган был создан 70 лет назад исключительно для палестинских беженцев, в то время как существует управление ООН по урегулированию проблем всех остальных беженцев в мире, и это, разумеется, создает ситуацию, когда БАПОР занимается правнуками (палестинских) беженцев, которые беженцами не являются. Этот абсурд должен быть прекращен», — приводит заявление премьера его канцелярия. Премьер-министр добавил, что «довел эту позицию до сведения США и что это путь к упразднению БАПОР и решению проблем настоящих беженцев». [8] В Таблице 2 приведены статистические сравнительные данные. [30 и 31]

БАПОР

УВКБ

Страна-донор

Сумма за 2017 г.

Страна-донор

Сумма за 2017 г.

США

364 265 585

США

1 450 360 238

ЕС

142 515 744

Германия

476 918 668

Германия

76 468 714

ЕС

436 036 986

Великобритания

67 014 302

Япония

152 359 773

Швеция

61 952 150

Великобритания

136 219 370

Саудовская Аравия

53 275 000

Норвегия

98 941 956

Япония

43 373 337

Швеция

111 958 945

Швейцария

27 179 767

Канада

81 879 293

Норвегия

26 377 890

Нидерланды

75 711 468

Канада

21 187 329

Дания

58 370 565

Итого топ 10

883 608 818

Итого топ 10

3 078 757 262

Итого за 2017 г.

1 121 228 375

Итого за 2017 г.

3 899 050 595

Количество служащих

30 000

Количество служащих

10 966

Количество секторов

5 стран и территорий

Количество секторов

130 стран

Количество беженцев

5 261 930

Количество беженцев

17 200 000

Таблица 2. Составлена авторами[ix]

Помимо Ближневосточного агентства ООН для помощи беженцам и организации работ (БАПОР/UNRWA) в ООН существуют и другие структуры, призванные заниматься исключительно палестинскими вопросами:

Комитет по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа (CEIRPP),[x] учрежденный в 1975 г. резолюцией ГА ООН 3376,[xi] в состав которого входят 25 государств-участников и 24 государства-наблюдателя. Данная структура курирует программу, цель которой - «создание условий для осуществления палестинским народом своего неотъемлемого права на самоопределение без внешнего вмешательства, на государственную независимость и суверенитет, а также на возврат в свои дома и возврат своего имущества». Программа работы Комитета включает в себя созыв международных совещаний и конференций, координацию встреч с организациями гражданского общества, во всех регионах мира, при участии, в частности, видных политических деятелей, представителей правительств и межправительственных организаций, должностных лиц Организации Объединенных Наций, парламентариев, ученых и журналистов, выстраивание отношений с широкой сетью организаций гражданского общества, занимающихся различными аспектами вопроса о Палестине, осуществление программы публикаций, посвященных деятельности ООН и касающихся вопросов о Палестине, а также ежегодную учебную программу подготовки кадров Палестинской администрации. Каждый год 29 ноября[xii] он проводит специальное заседание по случаю Международного дня солидарности с палестинским народом. [29] В 2005 г. на мероприятии присутствовали Кофи Аннан[xiii] и другие высокопоставленные дипломаты. В своем письме от 3 января 2006 г. г-ну Аннану, Джон Болтон[xiv] критиковал ООН за ее антиизраильскую повестку дня и отметил, что на карте, висевшей на мероприятии, «стерто государство Израиль». [26]

Необходимо отметить, что 10 ноября 1975 г. на ХХХ сессии ГА ООН, помимо решения об учреждении CEIRPP, была принята резолюция 3379 «Ликвидация всех форм расовой дискриминации», которая постановляла, что «сионизм – это форма расизма и расовой дискриминации». Инициатива о принятии данной резолюции исходила от арабских стран, позицию которых поддержали государства социалистического блока, ими было подчеркнуто, что сионизм, оккупировавший арабские территории в 1967 г., продолжает препятствовать осуществлению основных прав коренного населения. В итоге «за» резолюцию 3379 проголосовало 72 государства, «против», во главе с США, 35 государств и 32 воздержались. [13]

В обращении к Генеральной Ассамблее ООН в день принятия резолюции, посол Государства Израиль Хаим Герцог[xv] заявил, что резолюция представляет собой «еще одно проявление ожесточенной антисемитской, анти-еврейской ненависти, которая вдохновляет арабское общество». В конце своей речи он сказал: «Для нас, еврейского народа, эта резолюция основана на ненависти, лжи и высокомерии, лишена всякого морального или юридического значения. Для нас, евреев, это не более чем кусок бумаги, и мы будем рассматривать его как таковой» — после чего разорвал копию резолюции, которую держал в руках. [21, c.163]

По неоднократным требованиям США и Израиля, резолюция 3379 была отменена 16 декабря 1991 г. резолюцией 4686 ГА ООН. За принятие резолюции проголосовало 111 государств (в том числе 30 государств из числа голосовавших за принятие резолюции 3379), против — 25, воздержалось — 13. [14]

Вспомогательное подразделение в Секретариате Организации Объединенных Наций, позднее преобразованное в Отдел по правам палестинцев (UNDPR),[xvi] было создано в 1978 г. Генеральной Ассамблеей ООН после утверждения неотъемлемых национальных прав палестинского народа и указания на необходимость формирования информированного общественного мнения по всему миру в поддержку достижения этих прав.

Данное подразделение было образовано для оказания помощи Комитету (CEIRPP) в подготовке исследований и публикаций по вопросу информирования общественного мнения и призвано содействовать приданию максимальной гласности результатам работы. Итогом деятельности Отдела является создание электронной базы данных - Информационной системы ООН по палестинскому вопросу (UNISPAL).[xvii] [29]

Отдельно необходимо отметить деятельность Специального комитета по расследованию затрагивающих права человека действий Израиля в отношении палестинского народа и других арабов на оккупированных территориях учрежденного 19 декабря 1968 г. в соответствии с резолюцией ГА ООН 2443,[xviii] его также называют Специальным комитетом по израильской практике. Начиная с 1970 г., данный Комитет представляет Генеральной Ассамблее ежегодные доклады, которые с 1989 г. сопровождаются двумя дополнительными периодическими докладами. [29]

Ежегодно ГА ООН продлевает работу Комитета, «уполномочивая его до полного прекращения израильской оккупации продолжать расследование политики и действий Израиля на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим». [19, c. 256]

Таким образом, основная проблема палестинских беженцев заключается не столько в постоянном увеличении фактической или переписной численности, зачастую провоцируемой чиновниками БАПОР/UNRWA, а также палестинскими политиками из собственных соображений, а в консервации внутри собственных общин и кланов, невозможность и чинимые препятствия на пути интеграции в социум страны или региона проживания. Последнее отчетливо видно при анализе ситуации на Западном берегу реки Иордан, где продолжают сохраняться лагеря беженцев, ибо арабское население этого региона не готово считать «своими» тех, кто в свое время прибыл из Цфата, Яффо, Акко, Лода, Рамле, Бисана и других населенных пунктов, ставших составной частью Израиля.

При сохранении сложившейся модели взаимоотношений в арабском обществе претензии палестинских беженцев могут быть удовлетворены только при получении ими права на возвращение в те населенные пункты, которые покинули они или их предки. Мнение сторонников идеи безусловного возвращения беженцев, строится на том, что отказ Израиля принять беженцев, покинувших страну в 1948 г., противоречит статье 13 Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ):

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. [2]

Однако, претензии в нарушении вышеуказанных статей ВДПЧ можно предъявить абсолютному большинству государств, в которых действуют те или иные ограничения на иммиграцию. В Государстве Израиль миграционные процессы регулируются Законом о Возвращении 1950 г. [3], согласно которому арабские беженцы и их потомки не могут претендовать на статус репатрианта. А ссылка на второй пункт 13 статьи Декларации некорректна для основной массы палестинских беженцев, так как они родились на территории других государств.

До недавнего времени международное законодательство не определяло временной лимит нахождения в статусе беженца, однако в 2010 г. Европейский суд по правам человека вынес прецедентное постановление, согласно которому право беженцев на возвращение в свои жилища имеет ограничение по сроку давности. Формально решения этого суда не носят обязательного характера для неевропейских государств, однако, в связи с высоким авторитетом этого института в мире, вынесенные постановления часто берутся за основу судами стран, не входящих в состав ЕС. Экстраполируя данное решение на ситуацию с палестинскими беженцами, в случае их обращения в независимый суд, с высокой долей вероятности можно предположить, что их претензии будут признаны необоснованными. [19, c. 257]

Мирная инициатива, принятая 28 марта 2002 г. Лигой арабских государств, предусматривает установление мира с Израилем при условии безоговорочного ухода еврейского государства с занятых в 1967 г. территорий (включая Восточный Иерусалим, Иудею и Самарию, Сектор Газа, Голанские высоты и Фермы Шебаа), признания Палестинского государства на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, со столицей в Восточном Иерусалиме, а также «справедливого разрешения» проблемы палестинских беженцев на основе резолюции ГА ООН 194, утверждающей, что беженцы, «желающие вернуться в свои дома (внутри Израиля) и жить в мире со своими соседями», должны получить возможность осуществить это, либо получить компенсацию. Таким образом, инициатива вводит компромиссную формулировку «достичь справедливого разрешения проблемы палестинских беженцев», не настаивая на их безоговорочном праве на возвращение. [27]

Правительство Израиля не дало официального ответа на инициативу Лиги, хотя ряд политиков и отреагировали на нее: представители левых партий одобрили инициативу, центристы выказали сдержанный оптимизм, связанный с тем, что арабские страны согласились не уничтожать Израиль и заявили, что инициатива требует дополнительных обсуждений. Представители правых партий, в том числе премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и бывший в то время глава МИД Израиля Авигдор Либерман отвергли инициативу и подвергли её критике. Биньямин Нетаньяху заявил, что: «Выход из Газы два года назад показал, что любое израильское отступление, особенно проведенное в одностороннем порядке, нисколько не способствует миру, но наоборот, способствует превращению этого места радикальным исламом в террористическую базу. Я выступаю за экономическое сотрудничество и продвижение региональных инициатив - экономика станет тем самым рычагом, которые принесет мир». [23]

Авигдор Либерман назвал инициативу «опасным предложением и рецептом по разрушению государства Израиль». [28]

В 2008 г. между Израилем и Палестинской Администрацией велись переговоры о символическом возвращении небольшого числа беженцев в пределы Израиля, в рамках заключения всеобъемлющего мирного договора. В данном контексте необходимо отметить, что Израиль признает наличие 30 тыс. арабских беженцев, но не их потомков.

Независимый опрос, проведенный в 2003 г. среди палестинского населения Газы, Западного берега, Иордании и Ливана, показал, что большинство (54%) согласились на финансовую компенсацию и место для проживания на Западном берегу или в секторе Газа вместо возвращения в точное место в современном Израиле, где они или их предки проживали до 1948 г. (эта возможность урегулирования рассматривается в резолюции ГА ООН №194 от 11 декабря 1948 г.) [xix] и лишь 10% заявили, что предпочтут жить в Израиле, если им будет предоставлена эта возможность. [34]

В опросе от 2 января 2005 г., проведенном Палестинской ассоциацией по правам человека с участием палестинских беженцев в Ливане, 96% заявили о желании сохранить право на возвращение, 3% изъявили желание отказаться, при условии финансовой компенсации и лишь 1% затруднились с ответом. [10]

На всех переговорах с арабскими лидерами израильское руководство настаивает на том, что возвращение палестинских беженцев на территорию страны невозможно, так как последние не могут быть признаны беженцами согласно Конвенции ГА ООН от 1951 г.  «О статусе беженцев».

Кроме того, согласно данным Центрального статистического бюро Израиля по состоянию на конец февраля 2017 г., в государстве проживает 8 654 900 человек. Среди них 6 466 900 евреев (74,7% от общего количества жителей), 1 802 000 арабов и друзов (20,8%) и 386 000 граждан с неопределенной конфессиональной принадлежностью (4,5%), фигурирующих в реестре МВД как «ло рашум» (в большинстве своем члены семей евреев-репатриантов). [16] Даже поверхностный анализ данных статистики показывает, что появление в стране 5 261 930 палестинских беженцев приведет к количественному доминированию арабского населения, а с учетом различия коэффициентов рождаемости, через 1-2 поколения, Израиль перестанет существовать как еврейское государство.

Затрагивая вопрос о компенсационных выплатах необходимо иметь ввиду, что рассматриваемый конфликт связан не только с арабской, но и с еврейской проблемой беженцев и эмиграции из соседних стран. В то время как палестинские арабы находятся в центре международного внимания, вопрос о еврейских беженцах в настоящее время не поднимается в принципе. История их бегства из арабских стран перед войной 1948 г. и после нее практически предана забвению. Еврейские беженцы были вынуждены оставить свои жилища, потерять иную собственность без малейшей компенсации. В связи с этим, при сохранении прав палестинцев на возвращение и компенсацию (согласно резолюции ГА ООН №194), подобный подход может и должен соблюдаться по отношению к тем евреям и их потомкам, кто в свое время покинул арабские страны и перебрался в Эрец-Исраэль.

В связи с вышеизложенным решение вопроса палестинских беженцев возможно исключительно на реалистической основе. Возможным первым шагом может и должна стать отмена специального определения БАПОР/UNRWA сформулированного исключительно для палестинских беженцев и введение единого для всех определения, которым оперирует Ведомство Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Последующие шаги по разрешению проблемы палестинских беженцев неизбежно будут связаны с действиями политической элиты ведущих арабских государств, позиции стран-членов СБ ООН и государств-доноров БАПОР/UNRWA.

Администрация США неоднократно заявляла, что прекратит финансировать БАПОР/UNRWA, в том случае, если палестинцы не вернутся за стол переговоров с Израилем. В январе 2018 г. президент США Дональд Трамп заявил о сокращении спонсирования БАПОР/UNRWA, из запланированной суммы в $125 млн. (данная сумма составляет 1/3 от ежегодных взносов, которые США перечисляют БАПОР/UNRWA) на счет Агентства было переведено перевели меньше половины – $60 млн. В 2017 г. США выделили Агентству $364 млн., что составило около 1/3 бюджета. [7]

Говоря об изменениях в политике ведущих арабских стран, необходимо отметить, что в марте 2018 г., в так называемый «День земли», палестинцы на территории сектора Газы начали «Великий марш возвращения», разбили пять палаточных лагерей вдоль границы с Израилем и заявили о своем стремлении привлечь внимание к судьбе палестинских беженцев.

В ответ на это генерал Армии обороны Израиля, командующий Южным военным округом Эяль Замир отреагировал: «Мы видим попытки совершить теракты под видом выступлений. Мы призываем граждан оставаться в стороне и выступаем с предупреждением в адрес террористической организации ХАМАС, которая ответственна за насильственные выступления и за все, что происходит под ее эгидой», а министр обороны Израиля Авигдор Либерман опубликовал в социальной сети сообщение на арабском языке, в котором обвинил ХАМАС в том, что организация играет жизнями своих граждан, и призвал палестинцев не участвовать в протестах. [9]

Мухаммед ибн Салман Аль Сауд, наследный принц Саудовской Аравии с 21 июня 2017 г., сын короля Салмана, второй заместитель премьер-министра и министр обороны, не только не стал комментировать ситуацию в секторе Газа, более того, в своём интервью от 2 апреля 2018 г. для американского журнала The Atlantic он заявил: «Я думаю, что палестинцы и израильтяне имеют право на свою землю, но нам нужно заключить мирное соглашение, чтобы обеспечить стабильность каждого и поддерживать нормальные отношения. У нас есть некоторые религиозные опасения по поводу священной мечети в Иерусалиме и прав палестинцев, но у нас нет возражений против любых других людей». [6]

Невзирая на то, что в последующем телефонном разговоре с президентом США Дональдом Трампом 82 летний король Саудовской Аравии Салман «подтвердил твердую позицию королевства по отношению к палестинскому вопросу и законному праву палестинского народа на независимое государство со столицей в Иерусалиме», высказывания наследного принца вместе с недавним решением Эр-Рияда разрешить полеты Air India в Тель-Авив через воздушное пространство королевства являются ощутимыми признаками сдвига в политике Саудовской Аравии. [6]

Долгие годы политическое руководство арабских стран находилось в так называемом «палестинском капкане», объясняя сионистской агрессией любые социально-экономические и политические проблемы. В настоящее время главный конфликт на Ближнем Востоке проходит не на арабо-израильском поле. В настоящее время у Садовской Аравии и большинства арабских стран особую озабоченность вызывает противостояние с Исламской Республикой Иран, конфликт суннитского и шиитского блоков, нерешенный курдский вопрос, а также конфликты между различного рода центрами силы в самом арабском мире. [12]

Усиление напряженности между Ираном и Саудовской Аравией вызвало неизбежное сближение позиций саудовцев и израильтян, оценивающих Исламскую Республику Иран в качестве непосредственной угрозы. Обе страны расценили политику бывшего президента США Барака Обамы в регионе как проявление слабости перед лицом Ирана. Оба государства выступили против иранского ядерного соглашения - Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), и стремятся сохранить исчезающий режим санкций против Тегерана, чье влияние распространяется, в частности, в Сирии и Йемене, угрожая безопасности и, даже, в определенной степени территориальной целостности Саудовской Аравии и Государства Израиль.

В связи с этим израильско-саудовские отношения могут пойти гораздо дальше формального дипломатического признания перед лицом угрозы со стороны Тегерана, они могут прийти к решению вопроса палестинских беженцев, так как Государство Израиль начинает восприниматься не в качестве экзистенциального противника, а в неожиданной роли союзника, без которого замкнуть периметр ближневосточной безопасности, арабским странам, скорее всего, будет невозможно. 

Список литературы

  1. БАПОР обвинили в «нечестной игре» по отношению к Израилю. 03.06.2016 г. // URL: http://mignews.com/news/030617_184818_85822.html, свободный (дата обращения: 14.04.2018 г.).
  2. Всеобщая декларация прав человека. // URL: http://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm, свободный (дата обращения 13.04.2018 г.).
  3. Закон о Возвращении (1950 г.) // URL: https://knesset.gov.il/laws/ru/LawOfReturn_ru.htm, свободный (дата обращения 27.04. 2018 г.).
  4. Кац Ш. Земля раздора. Действительность и фантазии в Эрец-Исраэль. — Тель-Авив: Карни, 1992. — 186 с.
  5. Конвенция о статусе беженцев (1951 г.) // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml, свободный (дата обращения 27.04.2018 г.).
  6. Маркус Д. Саудовский принц признал право израильтян на землю. Чего ждать дальше? 04.04.2018 г. // URL: https://www.bbc.com/russian/features-43639425, свободный (дата обращения: 08.04.2018 г.).
  7. Нелл И. США урезают финансовою помощь палестинцам. Чем это грозит? 30.01.2018 г., // URL: https://www.bbc.com/russian/features-42874474/, свободный (дата обращения: 08.04.2018 г.).
  8. Нетаньяху призвал ликвидировать агентство ООН для помощи палестинским беженцам. 07.01.2018 г. // URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4859977, свободный (дата обращения: 07.04.2018 г.).
  9. ООН призывает расследовать кровопролитие в секторе Газа. 31.03.2018 г. // URL: https://www.bbc.com/russian/features-43599396, свободный (дата обращения: 08.04.2018 г.).
  10. Опрос беженцев в лагерях Ливана: большинство выступает против выборов под оккупацией. 05.01.2005. // URL: http://saidacity.net/news/131/, свободный (дата обращения: 12.04.2018 г.).
  11. Помощь палестинским беженцам: Резолюция ГА ООН A/RES/302 (IV) от 8 декабря 1949 г. // URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/052/97/IMG/NR005297.pdf, свободный (дата обращения: 11.04.2018 г).
  12. РБК, ЧЭЗ: Ближневосточный узел. Позиция Израиля в решении сирийского конфликта. 04.04.2018 г. // URL: http://tv.rbc.ru/archive/chez/5ac50a989a794725c8f1b3d7, свободный (дата обращения: 08.04.2018 г.).
  13. Резолюции 30-й сессии ГА ОOН, 1975 г. // URL: http://www.un.org/ru/ga/30/docs/30res.shtml, свободный (дата обращения: 03.04.2018 г.).
  14. Резолюции 46-й сессии ГА ООН, 1991 г. - 1992 г., // URL: http://www.un.org/ru/ga/46/docs/46res.shtml, свободный (дата обращения: 03.04.2018 г.).
  15. Трестман Г. Большая история маленькой страны, 3-е изд., перераб. и доп. – Кфар-Саба: Издательство: Книга-Сефер, 2012. - 480 с.
  16. ЦСБ: население Израиля растет очень быстро - новые данные. 16.04.2017. // URL: https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-4949689,00.html, свободный (дата обращения 11.04.2018 г.).
  17. Штереншис М. История государства Израиль. - Герцлия: ISRADON, 2003. - 832 с.
  18. Эпштейн А. Израиль и проблема палестинских беженцев: история и политика. – М.: Издательство: Ин-т Ближнего Востока, 2005. - 213 с.
  19. Эпштейн В.А., Булатова С.В. «Проблема палестинских беженцев в арабо-израильском конфликте» Iсторiчнi мiдрашi Пiвнiчного Причорномор’я, матерiали VII мiжнародноi науково-практичноi конференцii / Голов. ред. М.М. Шитюк. – Випуск VII. – Том II. – Миколаiв: Типографiя Шамрай, 2018 – 378 с.
  20. Abdul Ghafour P.K. Expatriates Can Apply for Saudi Citizenship in Two-to-Three Months. 14.02.2005. // URL: http://www.arabnews.com/node/262342, свободный (дата обращения: 06.04.2018 г.).
  21. Blaisdell B. Great Speeches of the 20th Century. - Dover Publications, 2011, 256 p.
  22. Canada looking at UN agency over Palestinian connection.03.10.2004. // URL: http://www.cbc.ca/news/world/canada-looking-at-un-agency-over-palestinian-connection-1.506576, свободный (дата обращения: 14.04.2018 г.).
  23. Hawwash К. What better offer does Israel have than the Arab Peace Initiative? 20.08.2017. // URL: https://thearabweekly.com/what-better-offer-does-israel-have-arab-peace-initiative , свободный (дата обращения: 05.04.2018 г.).
  24. Law No. 6 of 1954 on Nationality (last amended 1987) 1 January 1954 // URL: http://www.refworld.org/docid/3ae6b4ea13.html, свободный (дата обращения: 08.04.2018 г.).
  25. Lindsay James G. Fixing UNRWA Repairing the UN’s Troubled System of Aid to Palestinian Refugees. Policy Focus #91, January 2009 // URL: file:///C:/Users/Sveta/Downloads/james%20lindsay%20report.pdf, свободный (дата обращения: 14.04.2018 г.).
  26. Morton A. ZOA Endorses John Bolton to Continue As Us Ambassador To The UN, July 27, 2006. // URL: https://zoa.org/2006/07/101632-zoa-endorses-john-bolton-to-continue-as-us-ambassador-to-the-un/, свободный (дата обращения: 05.04.2018 г.).
  27. Migdalovitz C. Israeli-Arab Negotiations: Background, Conflicts, and U.S. Policy, June 9, 2009. // URL: http://www.au.af.mil/au/awc/awcgate/crs/rl33530.pdf, свободный (дата обращения: 01.04.2018 г.).
  28. Ravid B. Lieberman: Right of Return Makes Arab Plan Unacceptable. 22.04.2009. // URL: https://www.haaretz.com/1.5041235, свободный (дата обращения: 01.04.2018 г.).
  29. Subsidiary organs of the General Assembly // URL: http://www.un.org/en/ga/about/subsidiary/committees.shtml, свободный (дата обращения: 09.04.2018 г.).
  30. UN Committee on the Exercise of the Inalienable Rights of the Palestinian People // URL: https://www.un.org/unispal/committee/, свободный (дата обращения: 02.04.2018 г.).
  31. UNHCR: DONORS // URL: http://www.unhcr.org/donors.html, свободный (дата обращения: 10.04.2018 г.).
  32. UNRWA: OUR PARTNERS // URL https://www.unrwa.org/how-you-can help/government-partners/funding-trends, свободный (дата обращения: 07.04.2018 г.).
  33. UNRWA: Were we work // URL: www.unrwa.org/where-we-work, свободный (дата обращения: 01.04.2018).
  34. Vick K. The Palestinian «Right of Return»: Abbas Wades into the Morass. 06.11.2012. // URL: http://world.time.com/2012/11/06/the-palestinian-right-of-return-abbas-wades-into-the-morass/, свободный (дата обращения: 11.04.2018 г.).

   

Palestinian refugees - Specificity of the definition of the concept and complexity of solving the problem under conditions of info glut

Dr. Vitaly A. Epstein, Сandidate of Sociological Sciences, Associate Professor at department of world economy and international relations of international relations faculty (Institute of Business and Business Administration). IBS RANEPA, 119606, Moscow, Vernadsky Prospekt, 84.

Svetlana V. Bulatova, International relations faculty, master program student. IBS RANEPA, 119606, Moscow, Vernadsky Prospekt, 84.

Abstract: The problem of Palestinian refugees, which is raised at this article, is considering the determination of refugees’ status which was introduced into practice by UNRWA agency, according to which there is the law of transition by right of succession, which has never been applied to any other category of refugees. The authors notice this discrepancy in the determination of refugees status comparing with that determination which was formulated by Convention of refugees’ statues, adopted on 28 July, 1951 by The Conference of Plenipotentiaries on the Status of Refugees and Stateless Persons continues to effect process of settling the Arab-Israeli conflict and every year increases the number of people in the status of “Palestinian refugee” (from 1948 number of refugees were from 420 000 to 850 000, at the present moment there are around 5 261 930 people). Media, communication and integrated campaigns of Arab countries and representatives of radical organizations of the Middle East are almost always of a pronounced political nature and their criticism directed against Israel government is based on stereotypes that can explain any socio-economic and political problems through Zionist aggression.

Keywords: Palestine refugees, Jewish refugees, UN, resolution, Palestine, the State of Israel, Saudi Arabia, Transjordan, Gaza Strip, West Bank, UNRWA, Universal Declaration of Human Rights, European Court of Justice, compensation.

 

[i] Британский мандат в Палестине — официально утверждён Советом Лиги Наций 24 июля 1922 г., вступил в силу 29 сентября 1923 г., завершил свое существование в ночь с 14 на 15 мая 1948 г. В течение этого времени на части территории бывшей Османской империи на Ближнем Востоке (территории современных Иордании, Израиля, Западного берега реки Иордан и сектор Газа) был установлен режим управления Великобритании.

[ii] «Государство в пути», термин, который первоначально применялся к этапу формирования еврейского государства на территории Палестины, когда параллельно английским административным органам начали действовать еврейские административные структуры (1920-1948 гг.).

[iii] Иргун Цваи Леуми (Национальная военная организация), сокращенно ЭЦЕЛЬ - еврейская подпольная организация, действовавшая на территории Палестины с 1931 г. по 1948 г.

[iv] Лохамей Херут Исраэль («Борцы за свободу Израиля»), сокращенно ЛЕХИ - еврейская подпольная организация, действовавшая против Британского мандата в Палестине с 1940 г. по 1948 г.

[v] Принята 28 июля 1951 г. Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) ГА ООН от 14 декабря 1950 г.

[vi] Таблица составлена авторами согласно статистическим данным UNRWA/БАПОР. Данные актуальны на 1 марта 2018 г.

[vii] ХАМАС (Исламское движение сопротивления) – организация, созданная на территории сектора Газа шейхом Ахмедом Исмалом Ясином в 1987 г. Признан террористической организацией в Израиле, Канаде, США, Японии, Европейском Союзе, запрещён в Иордании и Египте. В Российской Федерации ХАМАС не включен в список террористических организаций.

[viii] Биньямин Нетаньяху премьер-министр Израиля с 1996 г. по 1999 г., с 2009 г. действующий премьер-министр.

[ix] Таблица составлена авторами согласно статистическим данным БАПОР и УВКБ ООН, представленных на официальных сайтах структур.  Данные актуальны на 31 декабря 2017 г.

[x] UN Committee on the Exercise of the Inalienable Rights of the Palestinian People-CEIRPP.

[xi] Резолюция ГА ООН 3306 «Вопрос о Палестине» от 10.11.2018 г.

[xii] 29 ноября 1947 г. была принята резолюции ГА ООН181 (II) «Будущее правительство Палестины».

[xiii] Кофи Атта Аннан - 7-й Генеральный секретарь ООН с 1997 г. по 2006 г.

[xiv] Джон Роберт Болтон II - посол США в ООН с 2005 г. по 2006 г. 18.04.2018 должен вступить в должность советника президента США по национальной безопасности.

[xv] Хаим Герцог (17.09.1918-17.04.1997) посол Израиля в ООН с 1975 г. по 1978 г. С 1983 г. по 1993 г. был президентом Израиля.

[xvi] UN Division for Palestinian Rights-UNDPR.

[xvii] UN Information System on the Question of Palestine - UNISPAL.

[xviii] Резолюция ГА ООН «Уважение и осуществление прав человека на оккупированных территориях» от 19.12.1968 г.

[xix] Резолюция 194 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 11.12.1948 г.: «Право на возвращение».