Журнал «Международные коммуникации»

Издание факультета Международной журналистики МГИМО МИД России

Архив

Новости МИД России

Error parse RSS

№1(6)

Педагогика

Методика освоения учебной дисциплины «Информационная политика России»

П.В.Меньшиков

Меньшиков Петр Витальевич,
к.ист.н., доцент кафедры связей с общественностью
МГИМО МИД России.
119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
e-mail: menshikov-petr@rambler.ru

Аннотация: В статье анализируется методика формирования целостного представления об информационной политике России как специфической управленческой функции современного российского государства в сфере внутренней и внешней политики на основе освоения базовой дисциплины «Информационная политика России», преподаваемой на первом курсе магистратуры Реклама и связи с общественностью факультета Международной журналистики МГИМО МИД России в рамках магистерской программы «Новые медиа и стратегические коммуникации».

Ключевые слова: информационная политика России, стратегические коммуникации, информационно-коммуникационная сфера, идеология, информационное общество, государство, информационное законодательство, демократия, методика учебной работы.

Преподаваемая в магистратуре Реклама и связи с общественностью факультета Международной журналистики МГИМО МИД России в рамках магистерской программы «Новые медиа и стратегические коммуникации» дисциплина «информационная политика России» имеет своей целью формирование компетенций, базирующихся на овладении в ходе учебного процесса устойчивых навыков комплексного анализа эволюции, актуального состояния и перспектив развития информационной политики России как политико-идеологической управленческой функции современного российского государства. Лекционная часть курса разработана на основе широкого круга зарубежных и российских источников. Отличительной чертой учебной программы является изучение и отработка в ходе практических занятий методики постижения особенностей информационной политики России в контексте осуществляемой в настоящее время внешне и внутриполитической активности Российской Федерации, направленной на защиту ее суверенитета и национальных интересов в т.ч. в информационно-коммуникационной сфере.

Основу курса составляет ряд взаимозависимых и взаимообуславливаемых тезисов, имеющих  принципиальный по своему значению политико-идеологический характер, обуславливаемый приоритетностью задач обеспечения информационной безопасности и информационного суверенитета Российской Федерации в новых внутри- и внешнеполитических условиях, сложившихся после 2014 г.

Государственная информационная политика охватывает все сферы общественной жизни, является составной частью внешней и внутренней политики России и представляет собой совокупность целей, которые отражают национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере, а также действия исполнительной, законодательной и судебных властей по их реализации [2]. Под понятием ГИП подразумевается способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества. В более широком смысле это особая сфера жизнедеятельности, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение взаимного конструктивного диалога [3].

Принципы историзма и следования причинно-следственным взаимосвязям составляют методологическую основу освоения дисциплины «Информационная политика России».

Информационная политика России носит системный, последовательный, правовой и идеологический характер и выполняет функции государственного управления в информационно-коммуникационной сфере. На каждом отдельно взятом этапе становления российского общества и российской государственности с момента распада Союза ССР и обретения Российской Федерацией государственного суверенитета информационная политика соответствовала адекватным потребностям каждого такого исторического этапа требованиям и потребностям общества и государства. Рассмотрение различных периодов формирования и последующего развития информационной политики России во вне исторической закономерности этапов ее эволюции является в принципе неправильным и не отвечающим требованиям исторической объективности.

Построение открытого демократического информационного общества и единого открытого информационного пространства неизменно рассматривалось в качестве приоритетной задачи обеспечения защиты конституционных прав и свобод российских граждан. Реальные возможности ее реализации в практической деятельности государства на каждом отдельно взятом историческом отрезке времени обуславливались существовавшими в стране реальными техническими возможностями и достигнутым уровнем технологического развития отечественной информационно-коммуникационной сферы.

Государственная информационная политика России обретала свои нынешние черты одного из приоритетных направлений комплексной политико-идеологической деятельности всей вертикали российских органов государственной власти и управления по мере и в прямой взаимосвязи с масштабными процессами укрепления всей российской государственности. На различных этапах ее эволюции происходило осознание важности разноплановой активности по решительному отстаиванию национальных интересов страны, в том числе, ее информационного суверенитета и информационной безопасности, адекватной внешним и внутренним условиям развития современной демократической России, уровню и степени внешних и внутренних угроз ее информационному суверенитету и национальной безопасности в целом.

Согласно распространённой на Западе точке зрения, в настоящее время новые рубежи в противоборстве между Западом и Востоком пролегают именно в информационном пространстве. Россия, по емкому определению пресс-секретаря Президента РФ Д.С.Пескова, находится в состоянии информационный войны с законодателями моды в информационном пространстве, прежде всего, с англосаксами, их СМИ [4]. Наращивание усилий по противодействию стереотипно антироссийскому мышлению в США и ряде стран Европы, информационному шельмованию России как целенаправленной официальной пропаганде, призванной обеспечить реализацию соответствующего антироссийского внешнеполитического курса, имеет императивный характер. Усиление русофобского дискурса за рубежом представляет собой реакцию со стороны правящих элит западных стран на объективно наступивший исторический этап российского национального возрождения.

Не исключено, что отстаивание Россией своих национальных интересов приведет к еще более жесткому противостоянию и еще большему усилению россиефобского контента глобальных информационных потоков. В новой политической реальности задача деидеологизации международных отношений становится перспективной целью будущего времени, весьма отдаленного от реальностей сегодняшнего состояния глобальной информационной сферы и основных направлений активности ее акторов.

Изучение доктринальных основ государственной информационной политики России составляет основу овладения требуемым объемом знаний магистрантов, обучающихся по программе данной общественно-политической дисциплины и использующих в учебном процессе официальные государственные документы и материалы, а также заявления официального характера руководства страны. В данном контексте в процессе освоения дисциплины «Информационная политика России» настоятельно рекомендуется внимательно анализировать концептуальные по своему характеру выступления Президента РФ, в которых формулируются различные аспекты видения руководством страны перспектив развития многих проблем, так или иначе связанных с изучаемой дисциплиной. Преимущественно, это выступления В.В. Путина и его ответы на вопросы по ходу дискуссий в рамках Международного дискуссионного клуба «Валдай» и других дискуссионных площадках с участием ведущих российских и мировых политиков, аналитиков, экспертов.

Изучение первоисточников необходимо исключительно на основе их полных оригинальных текстов т.е. стенограмм, а не изложений в публикациях, преимущественно различных интернет-ресурсов, как это повсеместно имеет место в студенческой среде. По профилю дисциплины «Информационная политика России» это официальные сайты Президента (www.kremlin.ru), Правительства (http://government.ru/docs/), Совета Безопасности (http://www.scrf.gov.ru) и МИД РФ (http://www.mid.ru/ru/home), а также официальные публикации полных текстов документов в «Российской газете» (https://rg.ru/doc/). Во всех без исключения остальных случаях изложения официальной точки зрения будет неизбежно иметь место определенное селективное или вне контекстуального цитирования, смещение акцентов и приоритетов, что обуславливается весьма широким набором причин от политической ангажированности комментаторов до просто их недостаточной профессиональной компетенции, недостаточности времени при оперативном выпуске информационных материалов для их всестороннего изучения или всесторонней верификации.

Ознакомление с материалами официального сайта Президента РФ дает помимо прочего возможность без каких-либо купюр или сторонних комментариев знакомиться со стенограммами полными текстами выступлений главы российского государства открытого характера, включая все его реплики, комментарии, замечания, которые, как правило, носят известную эмоциональную окраску и оригинальный смысловой подтекст. Кроме сайта www.kremlin.ru такой контент на постоянной основе и в обязательной форме не предоставляет практически ни один другой информационный ресурс.

Поиск необходимой информации, касающейся деятельности российских органов государственной власти и управления значительно облегчает электронный ресурс http://gosbar.gosuslugi.ru/ru/about/, содержащий каталог государственных сайтов, куда включены официальные информационные интернет-ресурсы, посвященные деятельности российских государственных ведомств. Используемая в каталоге система навигации позволяет быстро найти нужное ведомство и его контактную информацию и перейти на официальный сайт одного из представленных на нем 28-и российских министерств и 60-ти ведомств.

Как правило, немалые общественно-политические дискуссии возникают вокруг некоторых вносимых в Государственную думу законопроектов. За обилием в таких случаях всевозможных комментариев в СМИ теряется суть самих законопроектов. Ознакомиться с ними, как и высказать свое мнение к ним в ходе работы по принятию законов в раках их всенародного обсуждения возможно на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru/Regulation/Materials.

Рекомендуемый подход к работе с официальными документами позволяет студенту ознакомиться с оригинальным не откомментированным третьими лицами первоисточником, составить об изложенной в нем информации собственное, а не невольно или с умыслом сманипулированное со стороны суждение. Помимо прочего, при обращении к первоисточникам студентам удастся избежать распространенной ошибки, когда после ввода в интернет-поисковики словосочетания «информационная политика России», они начинают работать с предлагаемыми сетью в большом количестве ресурсами, датированными актуальной датой, но контент которых касается событий прошлого времени. В итоге, вместо анализа Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы студент, сам того не понимая, на семинарском занятии выступает с презентаций о Концепции государственной информационной политики России 1998 г.

Некорректным является наблюдаемый у части студентов подход освоения дисциплины исключительно на основе заимствования оценок и суждений из специализированных ресурсов Интернета, контент которых состоит из готовых (платных или бесплатных) баз рефератов или шаблонов ответов на вопросы по широкому кругу преподаваемых в вузах страны предметов. Представленный на таких сайтах контент мало информативен, всегда намного отстает от актуального положения дел в рассматриваемых темах, низко профессионален и мало компетентен в силу целевой аудитории таких ресурсов – среднестатистический усредненный студент не специализированного на углубленном изучении общественно-политических дисциплин вуза, весь интерес которого – как можно быстрее и проще сдать экзамен, зачет или курсовую работу. Понятно, что в таком случае речь никоим образом не может идти о требуемом в МГИМО МИД России должном уровне формирования обусловленных преподаванием дисциплины компетенций, привитии навыков самостоятельной аналитической учебной и научной работы. Тем более, что контент таких сайтов практически идентичен и легко распознаваем на слух при контрольных ответах студентов, их презентациях или при даже поверхностной проверке программами выявления антиплагиата текстов предусмотренных курсом дисциплины аналитических справок.

Наглядным примером такого нерационального подхода является часто встречающаяся в рассчитанных на студентов ресурсах Интернета ошибка, связанная с сугубо механическим сопоставлением текстов директивных документов по проблематике информационной политики России. Например, приводятся количественные показатели упоминания интересов граждан и интересов государства в Доктринах информационной безопасности России 2000 и 2016 годов (соответственно 17 и 3 раза). На этом основании делается неверный по своей сути вывод о смещении в государственной информационной политике России основного акцента с прав граждан на их обязанности по соблюдению интересов государства. Действительно, чисто с точки зрения арифметического подсчета, в первом документе превалируют упоминания интересов граждан, во втором – национальные государственные интересы. Однако при этом не принимается в расчет крайне принципиальное по своей значимости положение о том, что национальные интересы России и есть совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства. Бездумное скачивание из Интернета электронных шпаргалок лишает студента главного, что дает ему вуз – подлинных знаний, надлежащих навыков самостоятельного аналитического мышления, готовности к качественному и эффективному выполнению профессиональных функций, связанных с последующей работой в отечественной информационно-коммуникационной сфере.

Полный текст действующих в настоящее время Концепций, Стратегий и Доктрин, в которых затрагиваются принципиальные аспекты государственной информационной политики Российской Федерации содержится на официальном сайте Президента России www.kremlin.ru.

Законы и нормативные акты, составляющие систему действующего российского информационного законодательства, представлены на Официальный интернет-портале правовой информации «Государственная система правовой информации». http://pravo.gov.ru/.

В качестве дополнительной литературы по курсу учебной дисциплины рекомендуется выпущенный Московским государственным университетом учебник для магистров И.А. Василенко «Современная российская политика» (Василенко, И. А. Современная российская политика: учебник для магистров / И. А. Василенко. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 488 с. — Серия: Магистр.М.: Изд-во ЮРАЙТ. 2015 г.).

 Для углубленного изучения вопросов российского информационного законодательства рекомендуется наиболее актуальная ко времени публикация И.Л. Бачило «Информационное право: учебник для академического бакалавриата» — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 419 с. — (Серия: Авторский учебник).

Для изучения проблематики политического PR использовать монографии: Бернейс Э. Пропаганда // Эдвард Бернейс; Пер. с англ. И.Ющенко. –М.: Hippo Publishing, 2010; Блэк, С. Введение в паблик рилейшнз: Пер. с англ./ Блэк Сэм. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 318с.; Блэк, С. Паблик Рилейшнз. Что это такое?: Пер.с англ./ С. Блэк. - М.: Новости:Модино пресс, 1990; Катлип С.М., Центер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Учеб. Пособие. М. 2000.

Не может не возникнуть и вопрос о том, не является ли изложенная в Учебном пособии оценка информационной политики России тенденциозно-позитивной, необъективной, не отвечающим реалиям жизни российского общества и государства. Нет. И вот почему. С одной стороны, безусловно, никто не станет отрицать известных недоработок государства в информационно-коммуникационной сфере. Имеют место факты не всегда и не везде соблюдения в полном объеме информационного законодательства. Всем хорошо известны пропагандистские перегибы государственных СМИ, попытки задействования государственного информационного ресурса в ходе выборных кампаний разного уровня участвующими в них представителями властных структур. Не являются секретом и иные проявления несоблюдения в ряде случаев конституционно декларированных прав российских граждан на свободное получение и распространение информации. Явно запоздалая реакция государства на ставшую в настоящее время жизненно важной с точки зрения обеспечения информационного суверенитета и национальных интересов страны необходимость форсированного импортозамещения IT-технологий и масштабного развития всего комплекса передового технического обеспечения отечественного информационно-коммуникационного комплекса. Все это действительно имеет место.

Но, важно видеть проблему во всей полноте составляющих ее объективных факторов. Американское государство существует с 1776 г. Конституции Соединенных Штатов, традиционно претендующих на роль передового оплота западной демократии, принята 17 сентября 1787 г. Билль о правах, первые десять поправок в основной закон США, одобрены конгрессом и ратифицированы штатами в 1791 г. Последняя до настоящего времени поправка внесена в 1992 г. Английский парламент появился в 1265 г. В 1789 г. происходит Великая французская революция, в 1792 г. во Франции образуется Первая Республика.

Современная Россия как суверенное подлинно демократическое государство существует с 25 декабря 1991 г. Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. Да, с формальной точки зрения российская государственность имеет подлинно многовековую историю, ее истоками является Древнерусское государство и Киевская Русь периода 862 г. - середины XIII века. С провозглашением государственного суверенитета Российской Федерации и прекращением существования коммунистического режима Союза ССР и связанной с этим полной сменой общественно-экономической формации, глубинные демократические преобразования в стране начались практически с нулевой отметки, если не принимать в расчет некоторые преобразования, характерные для инициированного М.С. Горбачевым недолгого периода перестройки и гласности.  В стране не было устоявшихся традиций парламентаризма, развитых демократических институтов, демократических государственных механизмов. Подлинные гражданские свободы, в т.ч. свобода слова и информации, допустимость плюрализма мнений, открытость общества, информационная открытость государства, СМИ разной формы собственности, свободные выборы – как и многие другие демократические преобразования в стране и обществе преимущественно являются завоеваниями 1991 г, а не наследством прошлых исторических периодов.

За исторически крайне короткий период времени, прошедший с 25 декабря 1991 г. общество, государство, страна в целом фактически проделали путь всеобъемлющих демократических преобразований, который занял у других демократических стран мира целые столетия. Мир знает примеры технологических скачков, позволяющих странам перешагивать через определенные исторические периоды технико-экономического развития. Благодаря изобретению сотовой мобильной связи, Африканский континент, минуя этап проводной телефонии, массово входит в эпоху беспроводных коммуникаций. Но нет примеров молниеносной перестройки всей жизни страны и государства от модели коммунистического, во многом закрытого и в крайней степени идеологизированного политической цензурой гегемонии несменяемой десятилетиями однопартийной системы общества к подлинной демократии в сегодняшнем понимании этого понятия.

Действительно, проделанный Россией с 1991 г. путь демократических преобразований вызывает искреннее высокое чувство гордости за совершивший эти преобразования многонациональный многоконфессиональный народ Российской Федерации. По мере этих преобразований происходил процесс формирования единого открытого информационного пространства страны, разрабатывалась и постоянно совершенствовалась информационная политика России. На этом коротком по продолжительности, но громадном по глубине происшедших демократических преобразований пути имеющие место неизбежные негативные проявления в отечественной информационно-коммуникационной среде не могут не иметь места, но не они определяют магистральный путь развития российского общества, государства и страны в целом.

 

THE METHODОLOGY OF STUDYING OF THE EDUCATIONAL DISCIPLINE "INFORMATION POLICY OF RUSSIA"

Dr. Petr W.Menshikov, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Relation, MGIMO MFA Russia.

MGIMO 119454, Moscow Vernadsky Prospekt, 76

Abstract: The article analyzes the methodology of forming a holistic view of the information policy of Russia as a specific managerial function of the modern Russian state in the field of domestic and foreign policy on the basis of mastering the basic discipline "Information Policy of Russia" taught at the first year of the Master's program Advertising and Public Relations of the Faculty of International Journalism MGIMO Russian Ministry of Foreign Affairs within the framework of the master program "New Media and Strategic Communications".

Key words: Information policy of Russia, strategic communications, information and communication sphere, ideology, information society, state, information legislation, democracy, methods of educational work.

Список литературы

  1. См. Меньшиков П.В. Информационная политика России: Учебное пособие / П.В.Меньшиков ; Моск. Гос. Ин-т междунар. Отношений (ун-т) М-ва иностр. Дел Рос. Федерации, каф. Рекламы и связей с общественность. – Москва : МГИМО:-Университет, 2017. – 212, [1] с.
  2. Меньшиков П.В. Коммуникация как управленческая функция современного государства. Право и управление ХХI век. Научно-правовое издание. № 3 (44) 2017. Москва: март 2018. с.81-91.
  3. См.: Информационная политика: Учебник / Под общ. Ред. В.Д. Попова. М.: Изд-во РАГС. 2003. С. 38.
  4. Песков: Россия в состоянии информационной войны с «англосаксами». // BBC Russia. Русская служба. [Электронный ресурс] 2016. 26 март.  URL: http://www.bbc.com/russian/russia/2016/03/160326_peskov_russia_image?ocid=socialflow_facebook (дата обращения: 01.04.2018).