Журнал «Международные коммуникации»

Издание Факультета международной журналистики МГИМО МИД России

Архив

№3(12)

Образование

Преодоление сложностей восприятия информации в образовательных процессах

Гольцов Дмитрий Дмитриевич
старший преподаватель кафедры английского языка №3
и кафедры международной журналистики МГИМО МИД России
e-mail: goltsov_dd@mail.ru
Адрес: 119454, Москва, проспект Вернадского, 76

Аннотация: Автор анализирует сложные моменты коммуникаций, возникающие в образовательном процессе у студентов и преподавателей  высшей школы, важность знаний о модальностях восприятия информации, как в образовательной сфере, так и в плоскости профессиональных компетенций будущих специалистов международников

Ключевые слова: модальности восприятия, профессиональные коммуникации, методика преподавания, коммуникации в образовательных процессах, спецкурс «Теория и практика профессионального общения»

Расхожая школьная фраза, что в учебном процессе важно три «У»: ученик – учитель – учебник, в университете отражаются двумя П и одной С: преподаватель – студент – предмет. Все предельно просто и предельно сложно. Просто, потому что данная проблема на поверхности, сложно, потому что за простыми постоянными, например, преподаватель – студент стоит бесконечное множество комбинаций взаимоотношений живых индивидуальностей, которые меняются в процессе жизни, в процессе взаимоотношений, в процессе получения и обрабатывания информации. Можно с уверенностью сказать, что у нас есть лишь одна константа – это постоянные перемены.

В век информатики ценность актуальной информации растет в геометрической прогрессии, вызывая естественный вопрос, как донести этот бит информации вовремя и при этом не исказить его. Принимая во внимание бесконечное множество индивидуальных интерпретаций, упомянутых выше, такая задача выглядит практически невыполнимой.

Авторский спецкурс Гольцова Д.Д. «Теория и практика профессионального общения» на 2 курсе факультета Международной журналистики во многом нацелен на осознание студентами сложности составляющих коммуникационных процессов при их видимой легкости и однородности. В ходе занятий студенты приобретают практические навыки алгоритма работы с информацией, сокращающего информационные искажения и потери индивидуального восприятия.

Программа курса состоит из 4 блоков [2], один из которых «Основы грамотной коммуникации» посвящен формированию коммуникативных навыков, способствующих будущему специалисту-международнику (журналисту-международнику, социологу, специалисту по связям с общественностью) эффективно воспринимать, обрабатывать и передавать информацию, используя знания о сенсорных модальностях или модальностях восприятия.

Под модальностью мы будем понимать форму отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной и т.д.) [5]. Титова С.С. выделяет три ведущие модальности восприятии – визуальную, аудиальную и кинестетическую [3].

Понимание особенностей восприятия информации по этим трем каналам дает нам возможность грамотно простроить свою речь, с большой долей вероятности прогнозируя минимальные потери при передаче информации.

Рассмотрим это на примерах. Как отмечает Авдеев В.В. [1], людей с ярко выраженной визуальной модальностью (далее визуалисты) характеризует употребление большого количество глаголов, отражающих зрительный процесс. Это такие глаголы, как «посмотрите» (особенно в начале речи, когда визуалист хочет привлечь внимание собеседника и сконцентрировать его на предмете своей речи), «я вижу, что вы...» (в значении я понимаю), «видимо, этот вопрос придется еще раз обсудить» (неосознанный выбор визуалиста из ряда других синонимов – пожалуй, вероятно и т.д.). Список можно дополнить рядом других распространенных слов и словосочетаний: «ясно, что», «давайте рассмотрим», «покажите на примере», «обрисуйте ситуацию» и другие. Говорящий явно апеллирует к визуальной модальности собеседника, пытаясь вызвать у него некий зрительный образ, призванный ускорить, облегчить  восприятие информации или убедить собеседника в правильности своей точки зрения. Всем нам на практике знакома поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», и, наверняка, каждый лектор подтвердит эффективность наглядных пособий в виде слайдов, схем и табличек в процессе объяснения нового материала. Если у студента создался зрительный образ, то на него легко накладывается другая информация.

Но что, если перед лектором, активно использующим визуальный ряд, оказалась группа студентов с преобладающим аудиальным восприятием (далее аудилисты), для которых как раз лучше «один (или два) раза услышать, чем десять раз увидеть»? Для них ключевыми словами включения внимания будут «послушайте» и соответствующий ряд глаголов «слушания»[3]. Атрибуты будут характеризовать звук, например: звонкий, глухой, беззвучный, громкий, тихий и другие. Аудитория аудиалистов естественным образом будет настроена на подобные слова, будет лучше воспринимать и ожидать «аудиальный» образ в подаче новой информации.

Темп речи аудиалиста и визуалиста тоже отличается, как скорость звука и скорость света. Таким же образом отличается и скорость восприятия информации. У визуалистов она быстрее (так как нужно быстро создать запоминающийся видеоряд), чем у аудиалистов (ее ведь нужно услышать и обработать для того, чтобы запомнить).

У людей с преобладающей кинестетической модальностью (далее кинестетики) она еще медленнее, так как им для запоминания нужно пропустить их через свои ощущения. Их ключевые слова обработки информации «я чувствую/ощущаю» и все соответствующие слова и выражения, описывающие ощущения говорящего или слушающего, – «вы коснулись болезненной темы», «не давите на меня», «давайте затронем», «тяжело», «легко» и т.д.

Получается три модели обработки информации:

визуалист – «увидел – запомнил»;

аудиалист – «услышал – проговорил – запомнил»;

кинестетик – «прочувствовал – запомнил».

Вернемся к нашему лектору-визуалисту и адитории аудиалистов, хотя в жизни чаще случается наоборот. В какой-то момент восприятие аудитории начнет отставать от быстрой подачи информации лектора. А к окончанию лекции этот разрыв в восприятии будет увеличиваться. Восприятие кинестетиков будет страдать с самого начала и, скорее всего, они перестанут стараться поспевать за мыслью лектора к 15-ой или 20-ой минуте лекции. Если же представить, что лектор – кинестетик, а его слушатели – аудиалисты и визуалисты, то можно спрогнозировать, что он введет своих слушателей в гипнотический сон где-нибудь к середине лекции.

К счастью, в жизни стопроцентные визуалисты, стопроцентные аудиалисты или стопроцентные кинестетики не встречаются. У нас у всех развиты в большей или меньшей степени все три модальности восприятия, и мы можем говорить только о ведущих модальностях[1], то есть предпочтительных каналах восприятия человека. Эти предпочтения глубоко индивидуальны, могут меняться в зависимости от сложившихся жизненных обстоятельств, от сезона, от увлечений (занятия музыкой или танцами) и других обстоятельств. Как правило, у человека ярко выражены две модальности, одна из которых чаще всего ведущая, и оставшаяся третья в угнетенном состоянии.

Очевидно, что универсальным методом для нас будет использование ключевых слов всех трех модальностей для охвата разнообразной аудитории и создание некоего динамичного 3D образа предмета, использование разной скорости и ритма в подаче материала, использование других знаний об особенностях слушателей различных типов модальностей восприятия.

Понимание специфики восприятия человека, дает нам, преподавателям, эффективные инструменты донесения информации нашим слушателям-студентам. Будущим специалистам-социологам это дает навыки подстройки в проведении социологических опросов, специалистам по связям с общественностью – грамотный инструмент формирования месседжа для целевой аудитории, у специалистов-журналистов вырабатывает универсальный стиль «3D» письменной и устной формы подачи новостей.

Список литературы:

  1. Авдеев В.В. Методика наблюдений ведущей модальности [Электронный ресурс]: режим доступа: http://shkolnie.ru/pshologiya/1400/index.html?page=7 (дата обращения: 26.07.2019).
  2. Гольцов Д.Д. Психологические аспекты профессионального общения (Журналистика) [Электронный ресурс]: режим доступа: https://mgimo.ru/about/structure/faculty/journalism/kmzh/courses/psikhologicheskie-aspekty-professionalnogo-obshcheniya-zhurnalistika/
  3. Ефремцева С. Методика ведущий канал восприятия [Электронный ресурс]: режим доступа: http://psycabi.net/testy/289-test-audial-vizual-kinestetik-diagnostika-dominiruyushchej-pertseptivnoj-modalnosti-s-efremtseva (дата обращения: 26.07.2019)
  4.  Титова С.С. К обзору диагностических методик определения модальностей восприятия // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 50-53. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11227/ (дата обращения: 26.07.2019).
  5. Национальная Психологическая Энциклопедия. [Электронный ресурс]: режим доступа: https://vocabulary.ru/termin/modalnost.html (дата обращения: 26.07.2019)

Dealing with Complexity of Information Perception in Higher School Educational Processes

About the author: Goltsov Dmitrii Dmitrievich; Senior Lecturer, English Language Department No.3
MGIMO 119454, Moscow Vernadsky Prospekt, 76
E-mail: goltsov_dd@mail.ru

Abstract: The author examines communication complexities in higher school educational process with a focus at sensory modalities in perceiving and processing information

Key words: sensory modalities, communication complexities in professional and educational processes, methods of teaching