Журнал «Международные коммуникации»

Издание факультета Международной журналистики МГИМО МИД России

Архив

Новости МИД России

Error parse RSS

№2(11)

Молодые исследователи

Периферийная дипломатия как инструмент внешнеполитической коммуникации КНР

Коробкова Дарья Васильевна
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС
119571 Москва, проспект Вернадского, 82, стр.1
E-mail: dar-korobkova@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена изучению проблем медийного обеспечения внешней коммуникации Китая с сопредельными странами. Для оценки их взаимодействия в работе проводится анализ характерных для дипломатии КНР черт, а также особенностей коммуникации между странами в данном регионе. Впоследствии рассматриваются отношения КНР с Вьетнамом, Мьянмой, Лаосом и Индией по отдельности, подробно разбирается политический аспект данных отношений, а также даётся их общая характеристика. В заключительной части работы анализируются основные факторы, определяющие вектор китайской дипломатии в отношении соседних стран, а также выделяются ее основные тенденции на современном этапе.

Ключевые слова: дипломатия, внешняя политика КНР, периферийная дипломатия, Юго-Восточная Азия.

В условиях происходящего сегодня усиления роли и места Китая в системе международных отношений все большее значение для него начинают играть отношения с приграничными странами-соседями, что подталкивает КНР) к выработке определенной стратегии для взаимодействия с ними. Эти связи обусловлены многими факторами, такими как историческая общность, а также наличие экономических и политических взаимосвязей. Однако на пути к успешному выстраиванию отношений со своими соседями КНР сталкивается с целым рядом проблемам. Для их решения лидерами Коммунистической партии Китая (далее – КПК) была выдвинута концепция «периферийной дипломатии», которая описывает позицию Китая и принципы, на которых КНР намерена сотрудничать. Используя политику «добрососедства», Китай успешно продвигает свои национальные интересы, решает территориальные и ресурсные споры, способствует установлению стабильности и порядка в регионе.

В последние годы происходит интенсификация сотрудничества Китая с данными государствами, а также усиление роли стран Южной и Юго-Восточной Азии в мировых политических процессах. Вьетнам примечателен тем, что КНР и Вьетнам являются сторонами конфликта в Южно-Китайском море. Мьянма имеет стратегическое для Китая положение, и от успешного сотрудничества с ней зависят многие проекты КНР. Лаос занимает для Китая стратегически-важное положение, выступая «воротами» для укрепления его влияния в Юго-Восточной Азии. Индия же, являясь вторым крупнейшим государством в Азии, выступает для Пекина ключевым конкурентом за политическое влияние и одновременно все более значимым рынком сбыта китайских товаров. Взаимодействие Пекина со всеми этими странами в последние годы усиливается, они становятся открытыми для выстраивания дружественных отношений.

Основные положения концепции «периферийной дипломатии»

С началом реформ открытости Китай делал упор на внутреннюю политику и развитие экономики, поэтому долгое время в КНР был актуален провозглашенный Дэн Сяопином внешнеполитический курс «Таогуан Яхуэй» («скрывать возможности, держаться в тени»). Подразумевалось, что Китай не будет принимать активное участие во внешней политике и сконцентрируется на решении внутренних вопросов. Данная концепция была весьма успешно реализована в КНР, однако после достижения значительных экономических успехов, она утратила свою актуальность. На данный момент Китай является активным участником международных отношений и не боится проводить более решительную внешнюю политику, в том числе в отношении сопредельных государств. КНР более активно продвигает свою политическую линию, участвует в ресурсных и территориальных спорах, а также проводит активную экономическую политику.

В 1989 году события на площади Тяньаньмэнь привели к ухудшению торгово-экономических связей Китая с западными странами и Пекин оказался перед угрозой международной изоляции и срыва эскпортноориентированной политики. В связи с санкциями и сокращением иностранных инвестиций Китай целенаправленно начал развивать отношения с соседними странами, открытыми для сотрудничества. В начале 1990-х гг. Китай установил дипломатические отношения с Сингапуром, Брунеем, Южной Кореей, Казахстаном, Таджикистаном, Киргизией и многими другими близлежащими странами. Были урегулированы существовавшие разногласие и взят курс на взаимопомощь и сотрудничество. 

В 2002 году на 16-м Всекитайском съезде КПК председатель КНР Цзян Цзэминь заявил в своем докладе: «Мы будем продолжать укреплять дружественные добрососедские отношения с соседними странами. Относясь к ним с прежней доброжелательностью и считая их своими партнерами, усиливать с ними региональное сотрудничество, поднимать на новую высоту обмен и сотрудничество».[1]

Спустя десять лет на XVIII съезде КПК его преемник Ху Цзиньтао подчеркнул необходимость сотрудничества с соседними странами «Мы будем с неизменной доброжелательностью и по-партнерски относиться к сопредельным странам, укрепляя с ними отношения дружбы и добрососедства, углублять взаимовыгодное сотрудничество и старательно добиваться того, чтобы они больше выгадывали от нашего развития».[2]

В октябре следующего 2013 г. в Пекине прошло «Рабочее заседание по вопросам внешней политики в отношении окружающих стран». Было решено, что из-за своего географического положения и взаимозависимых отношений соседние страны имеют для КНР стратегическое значение. Новый председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул, что в вопросах периферийной дипломатии Китай придерживается «трехмерного, многоуровневого сотрудничества вне времени и пространства».[3] Кроме того, Си Цзиньпин отметил, что экономические и торговые связи в регионе усиливаются, в связи с чем необходимо идти в ногу со временем и быть более активными в проведении дипломатической работы. Китай намерен расширять региональное финансовое сотрудничество, а также содействовать решению вопросов безопасности.

В 2014 г. в Пекине состоялось Центральное рабочее совещание по вопросам иностранных дел, на котором Си Цзиньпин выступил с речью, указывая на важность развития отношений с соседними странами для внутреннего роста КНР и достижения более благоприятных условий на международной арене.

На данный момент концепция «добрососедства» (zhoubian waijiao 周边外交)[4] определяет внешнюю политику КНР в отношении граничащих с ней стран. В рамках этой концепции Китай руководствуются пятью принципами мирного сосуществования: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, взаимное невмешательство во внутренние дела, равноправие и взаимная выгода, мирное сосуществование. В отношении соседних стран была выдвинута формула: «дружественное соседство – мирное соседство – богатое соседство» (睦邻-安邻 -富邻),[5] что подчеркивает важность взаимовыгодного сотрудничества в регионе.

Усиление взаимодействия КНР с близлежащими государствами на современном этапе обусловлено рядом причин. Прежде всего, КНР имеет протяженную сухопутную границу, что исключает возможность изоляции от соседних стран. Кроме того, в большинстве государств Юго-Восточной Азии проживает большая доля этнических китайцев (в Сингапуре, Малайзии и Тайланде), многие из которых составляют политическую и бизнес элиты страны. Не стоит забывать, что Азиатские страны, особенно государства Юго-Восточной Азии имеют общее историческое и культурное наследие, некоторые из них, как например Вьетнам, были частью Китая. Помимо вышеперечисленного, очевидна сильная взаимосвязь экономик в регионе, появление интеграционных группировок, направленных на расширение экономического и политического сотрудничества (АСЕАН, ШОС и др.).

Проблемы практической реализации медийного сопровождения концепции «периферийной дипломатии»

Китай уже предпринял целый ряд шагов по практическому осуществлению своей концепции «периферийной дипломатии». Прежде всего, речь идет об экономическом сотрудничестве и процессах региональной интеграции. КНР является активным участником форумов, саммитов и группировок, существующих на Азиатском пространстве.

Начиная с 1990-х гг., Китай развивает сотрудничество с АСЕАН, является членом форумов АСЕАН+Китай, АСЕАН+3, АСЕАН+6. Страны АСЕАН представляют для КНР интерес, как источники сырья (в частности Вьетнам и Мьянма), рынки сбыта, и базы научно-технического и производственного потенциала. Китай для АСЕАН является союзником и поддержкой на международной арене, а также источником инвестиций. Основными сферами сотрудничества являются торговля, инвестиции, банковская сфера, развитие инфраструктуры, туризм и экология.  В 2010 г. была создана зона свободной торговли, что послужило стимулом к экономическому подъему, развитию коммуникаций, транспорта и безопасности. Кроме того, в рамках АСЕАН Китай также развивает двусторонние отношения со странами-членами. Примером такого взаимодействия являются Филиппины и Индонезия.[6] Однако, в отношениях Китая и стран АСЕАН не все так гладко, существуют некоторые проблемы и противоречия. Во-первых, это споры в Южно-китайском море, в которых помимо КНР участвуют еще 5 стран АСЕАН. Во-вторых, Китай и страны АСЕАН в некоторых областях являются конкурентами.

КНР также взаимодействует со странами АСЕАН и ее партнерами (Россия, Австралия, Индия, Китай, Республика Корея, Новая Зеландия, США и Япония) в рамках Восточноазиатского саммита. Совместная работа данных государств ведется по широкому спектру направлений, ключевыми являются финансы, энергетика, экология и безопасность. В настоящее время количество обсуждаемых вопросов постоянно увеличивается, страны ищут новые пути взаимодействия. Например, на десятом саммите ВАС, состоявшемся в Куала-Лумпуре в 2015 г. обсуждались проблемы терроризма, здравоохранения, в т.ч. инфекционных заболеваний и малярии, незаконной миграции.

Китай также является одним из основных участников и основателей Шанхайской организации сотрудничества, что помогает ему во взаимодействии с такими соседними странами, как Россия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. Членство в ШОС дает КНР возможность на институциональном уровне бороться с сепаратистскими движениями внутри страны, способствовать установлению социальной стабильности и безопасности в регионе, развивать экономические связи со странами-участниками ШОС, расширять пограничное сотрудничество. Однако в ШОС существуют некоторые противоречия между странами; к примеру, Китай долгое время выступал против присоединения Индии к организации, которое в итоге состоялось в 2017 году. Кроме того, все государства ШОС находятся на разном уровне экономического развития и имеют разные цели.

Особое значение для КНР в области развития отношений с соседними странами имеет наращивание взаимодействия в банковской сфере. В 2014 г. по инициативе КНР был создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Основными целями АБИИ являются установление финансового сотрудничества в АТР, строительство и развитие инфраструктуры. Кроме того, КНР является членом и одним из крупнейших акционеров Азиатского банка развития.

Осенью 2013 г. во время визитов председателя КНР Си Цзиньпина в страны Азии была анонсирована инициатива Китая «Один пояс и один путь»[7], подразумевающая осуществления проектов «Экономического пояса шелкового пути» и «Морского шелкового пути XXI в.». Инициатива охватывает большинство стран Азии, представляет собой сотрудничество в различных сферах, направлена на углубление экономического взаимодействия, укрепление связей между государствами. Данная инициатива позволит создать огромную инфраструктурную сеть, которая свяжет страны Азии, будет включать в себя множество торговых и инвестиционных проектов, а также превратит Китай и соседние ему страны в «общество с единой судьбой»[8]. Таким образом, инициативу КНР «Один пояс и один путь» можно рассматривать как часть политики добрососедства, направленную на укрепления взаимодействия между странами Азии и продвижение Китаем своих интересов.

Помимо вышеперечисленных интеграционных объединений, КНР является членом множества других группировок и саммитов, а также инвестором международных проектов. Например, были созданы экономические коридоры «Китай-Пакистан» и «Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма», диалог «Китай-Россия-Индия», построены железная дорога между Китаем, Киргизстаном и Узбекистаном, траса «Китай-Пакистан», так называемый, «золотой коридор Китай-АСЕАН», региональные нефтепроводы и газопроводы.

Китай является членом Восточно-Азиатского саммита, АТЭС, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии и многих других группировок, созданных для поддержания регионального сотрудничества.

Несмотря на то, что, в целом, китайская концепция "периферийной дипломатии" оценивается положительно, у КНР нередко возникают проблемы на пути к ее осуществлению.

Западные страны обеспокоены усилением Китая, т.к. он становится доминирующей силой в регионе. Уже сейчас из-за этого вспыхивают противоречия между КНР и США. США боятся потерять свое влияние в регионе, также опасаются, что КНР станет противодействовать им. На данный момент Южно-Китайское море является почвой для конфликта между двумя странами, т.к. через него проходят крупные торговые пути, и оно является важным стратегическим объектом.

Многие соседние государства обеспокоены наращиванием КНР своего присутствия в Азии, они опасаются, что Китай будет навязывать им свои интересы и угрожать их суверенитету. Подобные опасения имеют под собой определенные основания, т.к. в последнее время Китай начал занимать более категоричную позицию по спорам в Южно-Китайском море. КНР же, в свою очередь, заявляет, что его главной целью является построение отношений с соседними странами, основанных на взаимном доверии, уважении государственного суверенитета и поддержании территориальной целостности.

Также построить гармоничные отношения с пограничными государствами Китаю мешают территориальные споры, существующие между странами. КНР имеет протяженную сухопутную и морскую границу, по поводу которой постоянно вспыхивают конфликты. Это и споры в Южно-Китайском море, в которые вовлечены Китай, Вьетнам, Филиппины, Тайвань, Бруней, Индонезия и территориальный конфликт между КНР и Индией по поводу плато Аксайчин, штатов Аруначал-Прадеш и Сикким. Китай официально заявляет, что намерен содействовать установлению безопасности в регионе и мирному решению накопившихся противоречий[9].

Несмотря на подобные опасения, Китай подчеркивает, что его концепция «периферийной дипломатии» направлена исключительно на установление мира, гармоничных и взаимовыгодных отношений с соседними странами и поддержание стабильности в регионе[10]. Нельзя игнорировать тот факт, что КНР является одним из крупнейших инвесторов в Азии, строителем инфраструктуры и связующим звеном в банковской сфере. Мы можем наблюдать, что за ростом Китая следует рост благосостояния и соседних с ним стран, а значит политика «добрососедства» приносит пользу не только КНР, но и всему региону.

Специфика информационного фона отношений Китая с соседними странами в рамках концепции «периферийной дипломатии»

Китай и Вьетнам – это две страны, которые, несмотря на существующие разногласия, имеют много общего. Их объединяет схожесть политического и общественного строев, культурная близость, историческое наследие, также во Вьетнаме проживает множество этнических китайцев. Два государства называют свои отношения братскими, однако одновременно их раздирают противоречия по Южно-Китайскому морю.

При рассмотрении вьетнамо-китайских отношений первое, что можно заметить, это их асимметричность. Китай намного больше Вьетнама по площади и количеству населения, более развит экономически, занимает прочную позицию на международной арене. Многие эксперты полагают, что Вьетнам обречен на «тиранию географии», так как КНР, как более сильное государство, склонно оказывать давление на своего соседа[11]. Из всех государств Китай имеет на Вьетнам наибольшее влияние, а также является его главным торговым партнером и источником инвестиций. В то же время Вьетнам старается сохранить свой суверенитет и предотвратить вмешательство во внутренние дела. Однако подобное соседство для Вьетнама имеет не только отрицательные стороны, но и открывает много возможностей для извлечения выгоды. Например, Китай инвестирует в инфраструктурные проекты Вьетнама, намерен создать «Шелковый путь», таким образом, положительно влияя на его развитие. В целом, можно отметить, что бурный рост КНР влечет за собой рост всего региона.

Что касается культурной и исторической общности, то здесь важен тот факт, что Вьетнам на протяжении тысячи лет с 111 года до н.э. по 938 год н.э был частью Китаю.[12] Китайцы называли Вьетнам «Аннан» (安南), что в переводе означает «тихий юг». По-вьетнамски этот период называется «Когда мы принадлежали Северу». На данный момент в культурном плане, две страны очень близки, многое во вьетнамском языке и культуре было заимствованно у Китая.

В 2011 г. на одиннадцатом съезде Коммунистической партии Вьетнама было решено, что в ближайшие годы особое внимание будет отводиться расширению сотрудничества с мировым сообществом. Однако приоритет во внешней политике все же будет отдаваться развитию отношений с соседними странами и основными стратегическими партнерами, среди которых большинство стран являются членами АСЕАН.  Премьер-министр Вьетнама Нгуен Тан Зунг заявил, что такое взаимодействие будет основано на принципах «стратегического доверия и отвечать интересам мира, сотрудничества и процветания».[13]

За последние 20 лет отношения между Китаем и Вьетнамом заметно улучшились. Страны сумели отделить территориальные споры от экономического и политического сотрудничества. В марте 1999 г. лидерами Китая и Вьетнама была принята так называемая «Директива из 16 золотых иероглифов», которая предусматривала построение «долгосрочных, прочных и ориентированных в будущее добрососедских отношений всестороннего сотрудничества». Также обе страны видели свое взаимодействие в духе «четырех хорошо», что подразумевает «хорошие соседи, хорошие друзья, хорошие товарищи и хорошие партнеры». С 2008 г. Китай и Вьетнам называют свои отношения «всесторонним стратегическим сотрудничеством и партнёрством», это означает, что диалог между двумя странами находится в наилучшем состоянии. Китай и Вьетнам готовы приложить усилия, чтобы углубить взаимодействие во всех областях.[14]

Историческая и культурная близость делают Китай и Вьетнам сильными политическими союзниками. Еще во время первой индокитайской войны 1946 г. Китай оказывал помощь Вьетнаму в борьбе против Франции. После установления коммунизма в КНР в 1949 г. сотрудничество между двумя странами стало еще более глубоким. Также во время американского вторжения во Вьетнам Китай помогал ДРВ и оказывал дипломатическую поддержку.

Однако, несмотря на общность политического режима КНР и Вьетнама, отношения между ними в период с 1979 по 1990 г. складывались неблагоприятным образом. В феврале 1979 г. между двумя странами разразился прямой военный конфликт. Несмотря на то, что уже через месяц он закончился выводом китайских войск из Северного Вьетнама, за исключением некоторых приграничных районов провинций Лангшон и Каобанг, отдельные пограничные столкновения двух стран продолжались еще длительное время. Кроме того, Вьетнам был недоволен поддержкой КНР режима Пол Пота в Камбодже, против которого он воевал. Однако после вывода вьетнамских войск из Камбоджи в 1989-м отношения быстро восстановились и пришли в норму в ноябре 1991 года. На сегодняшний день оба государства продолжают успешное сотрудничество друг с другом.

Говоря о политическом факторе в отношениях Вьетнама и Китая, стоит отметить, что межпартийные связи являются важным каналом взаимодействия. Главным сближающим фактором для Китая и Вьетнама является схожесть политических режимов. Сотрудничество двух партий помогает достичь взаимопонимания между двумя странами и углубить доверие. КНР и Вьетнам регулярно обмениваются визитами на различных уровнях, что являются мощным механизмом сотрудничества. Лидеры и другие члены партий проводят тщательно запланированные встречи, на которых обсуждаются существующие проблемы и вырабатывается программа дальнейшего взаимодействия. Одними из таких наиболее значимых визитов была поездка Си Цзиньпина во Вьетнам в ноябре 2015 г. и визит в Китай генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Вьетнама Нгуен Фу Чона в январе 2017 г. Стоит отметит, что президент КНР посетил Вьетнам несмотря на эскалацию конфликт в Южно-Китайском море и это был первый визит китайского президент во Вьетнам за последние 10 лет. Это был важный для Китая шаг для поддержания стабильности вьетнамо-китайских отношений и их дальнейшего развития.

На сегодняшний день между Китаем и Вьетнамом существует немало каналов коммуникаций. В 2006 г. на уровне вице-премьеров был создан объединенный руководящий комитет по двустороннему сотрудничеству, с помощью которого двум странам удается успешно работать во многих сферах. В 2011 г. была подписана «Программа действий по активизации отношений всеобъемлющего стратегического партнерства и сотрудничества». Немного позже между столицами обеих стран была установлена «горячая телефонная линия»[15]. В 2012 г. правительствами Китая и Вьетнама был принят пятилетний План развития торгово-экономического сотрудничеств.[16] В 2013 г. было принято Совместное заявление, согласно которому было подтверждено, что обе страны намерены продолжить стратегическое партнерство и выполнять все имеющиеся соглашения.

Однако налаживанию вьетнамо-китайских отношения мешают имеющиеся территориальные споры между двумя странами, а именно конфликт в Южно-Китайском море по поводу островов Спратли и Парасельских. Через них проходят важные торговые пути, также на островах находятся запасы нефти и газа. Помимо КНР и Вьетнама на данные острова претендуют также Тайвань, Филиппины, Малайзия и Бруней, однако Пекин и Ханой располагают самыми сильными военными контингентами и контролируют наибольшее число островов. В 1988 г. между Китаем и Вьетнамом произошло военное столкновение. Тем не менее, оба государства научились отделять территориальные споры от политики и экономики и делают все возможное, чтобы данные противоречия не испортили дипломатические отношения.

Отношения между Китаем и Мьянмой строятся главным образом на принципах прагматизма и экономической выгоды. В данном случае Китай строго придерживается принципа невмешательства во внутренние дела своего соседа. Однако за последние годы отношения двух государств ушли намного дальше успешного торгового сотрудничества.

Мьянма – это государство в Юго-Восточной Азии, которое занимает стратегически важное положение. Оно имеет площадь 678 500 км2, что существенно для небольших государств данного региона.[17] Кроме того, Мьянма обладает большими запасами природных ресурсов и полезных ископаемых, такими как природный газ, древесина, нефть, уголь, драгоценные камни и цветные металлы. Китай, в свою очередь, заинтересован в импорте энергоресурсов из соседних стран, поэтому проводит дипломатическую работу по заключению взаимовыгодных договоров. Стоит отметить и важное геополитическое положение Мьянмы: она имеет границу с двумя крупнейшими конкурирующими странами Азии, а именно Индией и Китаем, которые стремятся распространить на нее свое влияние. Также Мьянма на юге омывается водами Андаманского моря и Бенгальского залива, которые КНР пытается сделать «точками входа» в Индийский океан. Одновременно Мьянма является бедной страной Юго-Восточной Азии со слабо развитой экономикой и инфраструктурой, ВВП которой составил 62 миллиарда долларов за 2015 г.[18], что делает ее зависимой от инвестиций Китая и Индии. В общем, можно отметить, что Китай заинтересован в сотрудничестве с Мьянмой как с поставщиком природных ресурсов, также через Мьянму проходят важные для КНР трубопроводы, а Мьянме необходим Китай, как инвестор и основной торговый партнер.

Исторически Мьянма была значимым торговым центром между Индией и Китаем. Через нее проходили важные торговые пути. Позднее Мьянма долгие годы не могла построить успешные отношения с западными странами, что привели к зависимости от КНР. Однако в последнее время Мьянма стремится наладить отношения с западом, в особенности США. Запад одновременно стремится ослабить влияние КНР в Мьянме. После того как Аун Сан Су Чжи стала министром иностранных дел, Запад надеялся на переориентацию внешней политики Мьянмы в свою пользу, однако первой страной за пределами АСЕАН, которую посетила новый лидер, стал Китай. Несмотря на поиск новых партнеров для торговли и инвестиций, Мьянма по-прежнему осторожна с Китаем и пытается показать, что китайские интересы в Мьянме не будут под угрозой. Это говорит о том, что руководство Мьянмы пока не готово отказаться от сотрудничества со своим основным торговым партнером и инвестором – КНР. К тому же, торговый оборот между Китаем и Мьянмой продолжает расти, а количество совместных проектов увеличиваться.

В отношениях Мьянмы с западными странами существует немало проблем, прежде всего, это давление Запада и правозащитные организации. Мьянме придется приложить усилия, чтобы одновременно улучшить отношения и с КНР, и с Западом.

На сегодняшний день Мьянма формирует новый подход к внешней политике, основанный на балансе между Китаем и Западом. Грамотно следуя такому курсу, можно быстро извлечь максимальную выгоду. Однако Китай не готов идти на поводу у Мьянмы и стремится показать, что сам будет предлагать ей проекты сотрудничества.

В обеих странах существуют проблемы сепаратистского движения. В КНР основной задачей является подавление подобных настроений в Тайване, Тибете и Синьцзяне. Мьянма поддерживает принцип «одного Китая» и выражает согласие с китайской позицией по сепаратизму, что вызывает недовольство стран Запада. В тоже время Мьянма – государство, в котором проживает множество этнических групп, требующих автономии и независимости. Самая известная из них – мусульмане рохинджа, против которых мьянманское правительство проводит репрессивную политику, осуждаемую мировым сообществом.

На данный момент отношения между Мьянмой и КНР находятся на уровне «всестороннего стратегического партнерства и сотрудничества». Это означает, что оба государства нацелены на расширение взаимного доверия и всестороннего взаимодействия. Главы государств и члены правительства регулярно обмениваются визитами. В августе 2016 г. государственный советник и министр иностранных дел Мьянмы Аун Сан Су Чжи совершила визит в Китайскую Народную Республику. Странам удалось обсудить проблемы экономического сотрудничества и планы дальнейшего развития двусторонних отношений. В апреле 2017 г. по приглашению Си Цзиньпина в Пекин прибыл президент Мьянмы Тхин Чжо с шестидневным визитом.[19]

Одной из важных составляющих партнерства между Мьянмой и Китаем является военное сотрудничество. Армии обеих стран регулярно проводят совместную подготовку кадров, осуществляют обмен визитами на различных уровнях, поддерживают дружественные контакты. Китай является основным поставщиком военной техники и оборудования для Мьянмы, мьянманские вооруженные силы проходят обучение в Китае. На сегодняшний день Китай рассматривает вопрос расширения военного сотрудничества с Мьянмой.

Лаосская Народно-Демократическая Республика – государство в Юго-восточной Азии площадью 236 800 км² и населением 7,2 млн. чел (2018 г.)[20]. В Лаосе действует однопартийная система, управление страной осуществляет Народно-революционная партия Лаоса (НРПЛ) коммунистического типа, что является одним из важных сближающих факторов в его отношениях с КНР. Граница с китайской провинцией Юньнань проходит на севере. Именно в этой зоне товарооборот между Китаем и Лаосом наиболее развит.

Лаос является одной из беднейших стран в регионе и в мире, росту экономики которой препятствует неразвитость инфраструктуры, коррупция и дефицит квалифицированной рабочей силы. Тем не менее, к 2030 г. Лаос планирует войти в подгруппу стран среднего уровня развития в категории upper-middle income countries,[21] покинув список беднейших стран мира. В этом ему призваны помочь инвестиции международных банков, организаций, а также соседних стран, в частности, Китая.

Не имеющий выхода к морю Лаос долгое время служил географическим буфером между Китаем и остальной частью континентальной Юго-Восточной Азии – регионом, где Пекин в настоящее время стремительно расширяет свое политическое и экономическое влияние. Лаос также называют «воротами в Юго-восточную Азию» для Китая[22]. Именно поэтому, эта маленькая аграрная страна с неразвитой экономикой, слабо развитыми социальными институтами остается привлекательным торгово-экономическим и политическим партнером для Китая. Однако на пути к установлению своего геополитического господства КНР сталкивается с серьезными трудностями, т.к. Лаос является частью территории, за влияние над которой также ведут борьбу США и Вьетнам.

В связи с тем, что Лаос расположен между тремя крупными странами, такими как Вьетнам, Таиланд и Китай, большая часть его внешней политики направлена на балансирование между влиятельными соседями. Именно эти три страны исторически оказывали наибольшее влияние на политику Лаоса. Однако после распада социалистического блока и ослабления поддержки со стороны Вьетнама, Лаос начал проводить более самостоятельную политику. Этот фактор, а также бедность страны вынуждает руководство Лаоса налаживать сотрудничество с международными организациями, а также искать помощи у других стран, чтобы избежать чрезмерного влияния одного из соседей.  Именно поэтому у Лаоса хорошо развиты связи с США, Россией, Японией и Западными странами[23].

Как правило, иностранные государства инвестируют средства в экономику Лаосу, переносят на его территорию свои предприятия, занимаются разработкой ресурсов, развитием промышленности и инфраструктуры. Для китайских компаний особый интерес представляют такие отрасли, как горнодобывающая промышленность, гидроэнергетика и аграрный сектор. Хотя Лаос занимает 154-ое место из 190 (2017 г.)[24] по легкости ведения бизнеса, правительство стремится привлечь иностранные инвестиции, создавая особые экономические зоны (к примеру, китайско-лаосская зона свободной торговли в приграничном районе Ботен-Мохан) и предоставляя налоговые льготы.

Партнерство Лаоса и КНР выгодно для обеих стран: Лаос, как и другие государства Юго-Восточной Азии, пытается использовать связи с Китаем для развития своей экономики, в то время как Пекин рассматривает Вьентьян в качестве ключевого регионального партнера в различных сферах, будь то транснациональные угрозы безопасности или продвижение своих региональных амбиций в регионе. Страны также активно сотрудничают в рамках формата Китай-АСЕАН и инициативы «Один пояс - Один путь», совместно реализуют множество масштабных инфраструктурных проектов. По большей части данные проекты осуществляются на деньги китайских властей и с использованием китайской рабочей силы, что представляет собой скрытую угрозу для Лаоса. Однако другого пути развития социально-экономической сферы в средне- и краткосрочной перспективе у Лаоса нет.

На данный момент правительство Лаоса делает упор на внутреннюю политику, развитие экономики и борьбу с бедностью, и поэтому незаинтересованно в ухудшении отношений с какими-либо странами, а особенно с соседями по региону. Кроме того, правительство работает над улучшением имиджа страны на международной арене, и ему удалось добиться в этом определенных успехов: в 2013 г. Лаос вступил в ВТО, в 2012 г. провел IХ саммит форума АСЕАН-Европа и год туризма[25]. Все это стало возможным благодаря внутриполитической стабильности и правопорядку, а также повышению уровня жизни населения.

Исторически Лаос был наиболее тесно связан с Советским Союзом, Китаем и Вьетнамом. Именно с этими тремя странами Лаос сотрудничал активнее всего после обретения независимости. При этом приоритет всегда отдавался Вьетнаму. Во время китайско-вьетнамской войны 1979 г. Лаос, внешне сохраняя нейтралитет, поддерживал Вьетнам. В дальнейшем это не могло не отразиться на его отношениях с КНР и существенно усложнило их. Лишь только после 1986 г., когда правительство Лаоса начало реализацию политики «Открытых дверей» и привлечения иностранных инвестиций, отношения между странами заметно потеплели. Сразу после этого Китай увеличил размер помощи Лаосу, а китайские бизнесмены стали активнее инвестировать в его экономику.  В 1997 г. был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве, ознаменовавший окончательное потепление в отношениях между странами. С тех пор взаимодействие с Лаосом Китай строит в рамках своей концепции периферийной дипломатии на основе принципов партнерства и добрососедства. Одним из основных сближающих факторов также является то, что обе страны социалистические.

Несмотря на то, что Лаос и КНР установили дипломатические отношения еще в 1953 году, место ключевого внешнеполитического партнера первого длительное время занимал СССР.  Однако после распада советского блока и прекращения советского присутствия Лаос стал объектом борьбы между КНР и Вьетнамом за влияние в регионе. Особенно явно это прослеживалось в таких сферах, как экономика – борьба за возможность продвигать в ней свои интересы, и образование – подготовка иностранными государствами лаосских кадров. Китайская и вьетнамская поддержка Лаоса в сфере образования является одним из инструментов мягкой силы обоих государств и служит, прежде всего, их материальным интересам. Пекин и Ханой стремятся сформировать положительный имидж своих стран за рубежом, а отучившиеся заграницей лаосцы рассматриваются в качестве проводников их интересов в соседнем государстве.

Опасаясь оказаться под чрезмерным влиянием одного из своих соседей, Лаос начал активно диверсифицировать связи с соседними странами. Осознавая всю силу своих соседей, каждый из которых является более развитым экономически и инвестирует крупные суммы в лаосскую экономику, стремясь усилить собственное влияние, Лаос боится потерять с независимость и суверенитет, поэтому также активно развивает контакты с Западом и США. В то же данный момент Лаос не может в полной мере отказаться от иностранных инвестиций со стороны стран-соседей, т.к. это создаст мощные препятствия на пути его дальнейшего экономического развития. Таким образом, в основе внешнеполитического курса Лаоса лежит постоянное маневрирование между тремя внешними силами, пытающимися расширить свое влияние в регионе: Китаем, Вьетнамом и Таиландом. Особняком стоит проблема отношений с США и Россией, которых лаосское руководство традиционно пытается привлечь в качестве балансирующего фактора.

Тем не менее, Лаос стремится к диверсификации связей с иностранными государствами, вступает в международные сообщества, развивает отношения с другими странами региона, в особенности в рамках диалога со странами АСЕАН, однако Китай продолжает играть важную роль в его экономической и политической жизни. Отношения между двумя странами продолжают улучшаться.

Так, в ноябре 2017 г. председатель КНР Си Цзиньпин впервые за 11 лет совершил официальный визит в Лаос, где встретился с лаосским лидером Буннянгом Ворачитом[26]. Во время визита главы двух стран договорились строить отношения на основе стратегического сотрудничества, всесторонне развивать китайско-лаосские отношения. Си Цзиньпин назвал данный визит «полным успехом», а посол Китая в Лаосе Ван Вэньтянь заявил, что отношения между Лаосом и Китаем «вступили в наилучший период своего развития». Этот визит имел большую значимость для отношений между двумя странами. Для Китая остается важным укрепить связи в области безопасности и обороны, поэтому в ходе визита странам также удалось достичь соглашения по дальнейшему «продвижению практических мер по обеспечению безопасности и стабильности границ».

А 30 апреля 2019 г. в рамках сотрудничества «Пояса и Пути» генеральный секретарь Центрального комитета Народно-революционной партии Лаоса, президент Лаоса Буннянг Ворачит совместно с председателем КНР Си Цзиньпином подписали «План действий КПК и НРЛП по формированию китайско-лаосского сообщества с единой судьбой». В течение ближайших 5 лет страны будут выстраивать работу по пяти направлениям: продвигать стратегические контакты и взаимодоверие, практическое сотрудничество и сообщение, политическую безопасность и стабильность, гуманитарные обмены и туризм, а также «зеленое» и устойчивое развитие[27].  Данный документ, получивший широкий отклик в Лаосе, призван открыть новую эпоху в отношениях двух стран.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на имеющиеся проблемы и противоречия КНР и Вьетнам являются дружественными социалистическими соседями, а отношения между ними переживают наилучший период в истории.

Обе страны являются древнейшими цивилизациями, отношения между которыми имеют тысячелетнюю историю. На протяжении этого периода отношения Китая и Индии характеризовались наличием тесных экономических и политических связей, предопределяющих сильное взаимное влияние. Еще в древности по Великому шелковому пути осуществлялась торговля между двумя государствами, позднее этот же маршрут служил путем для проникновения буддизма из Индии в Китай, ставшей одной из самых распространенных его религий.

За всю историю отношений между странами произошло немало конфликтов и войн. Последние значимые из них – конфликт из-за Тибета, закончившийся бегством Далай-ламы в Индию и территориальные споры за индийские штаты Сикким и Аруначал Прадеш. Пограничные споры между государствами остаются нерешенными и по сей день, страны продолжают укреплять военные силы на границе.

Тем не менее, Индия и КНР являются крупнейшими экономическими, стратегическими, торговыми партнерами друг друга. Китайские компании все больше инвестируют в индийскую экономику, что, безусловно, снижает напряженность между странами. На данный момент сотрудничество в экономической сфере, а именно двусторонняя торговля является ведущим фактором в улучшении отношений Китая и Индии.

Страны дали понять всему миру, что ради достижения важных стратегических целей, готовы пойти на компромиссы в политической сфере. Даже вспыхнувший в 2017 г. конфликт из-за строительства китайцами автодороги в Гималаях, вызвавший у Индии опасения, связанные с тем, что Китай будет использовать эту дорогу для перевозки военной технике, не помешал сотрудничеству. В 2017 г. китайско-индийский двусторонний товарооборот составил $84,4 млрд. Это на 20,3% больше, чем годом ранее. К концу прошлого года Китай инвестировал в индийскую экономику более $8 млрд. Индия стала важным рынком для сотрудничества китайских компаний в сфере инфраструктуры и важным направлением для китайских инвестиций[28].

Предметами китайского экспорта являются, в основном, электроника и мобильные устройства, а импорт по большей части представлен продукцией сельского хозяйства[29]. Товарооборот между странами непрерывно растет. Это связано с ростом индийского населения (по прогнозам к 2050 г. население Индии превысит население Китая на 25%[30]) , улучшением качества жизни индийских граждан, а также увеличением их покупательской способности. Китай является основным торговым партнером Индии, которой необходимы китайские инвестиции для развития экономики, в тоже время Индия для Китая – это крупнейший рынок сбыта, где спрос на китайскую продукцию непрерывно растет.

Индия и Китай имеют много общего: обе страны являются самыми густонаселенными, а также их экономики – одни из самых быстроразвивающихся в мире. Их быстрый экономический рост в последние годы, сопровождаемый усилением их влияния на международные процессы не мог не сказаться на отношениях двух стран. За последние годы страны неоднократно предпринимали попытки улучшить двустороннее сотрудничество. В то же время китайско-индийские отношения характеризуются повышенной конкуренцией как в экономической, так и в политической сферах. Это можно объяснить усилением обеих стран, быстрым ростом их экономик и усилением их веса в системе международных отношений. В политической сфере разногласия между ними по большей части обусловлены территориальными спорами, имеющих долгую историю, а также конкуренцией за сферы влияния. Тем не менее, на сегодняшний день страны стараются не акцентировать внимание не историческом наследии их взаимоотношений, а на выгодах, которые сулит успешное сотрудничество.

Китай и Индия установили дипломатические отношения в 1950 г. Индия была одной из первых стран, признавших коммунистическое правительство КНР законным правительством материковой части Китая.

Уже в 1954 г. после конфликта из-за Тибета, закончившегося бегством Далай Ламы в Индию, Индия и КНР подписали соглашение о «Пяти принципах мирного существования», в котором говорится об уважении территориальной целостности и суверенитета, ненападении, невмешательстве во внутренние дела, равенстве и взаимной выгоде, мирном сосуществовании. Однако перемирие между странами продлилось недолго: в 1962 г. между странами вновь вспыхнул конфликт в высокогорном районе за плато Аксайчин и индийский штат Аруначал-Прадеш. И хотя КНР в итоге объявила об одностороннем прекращении огня, отношения между странами долго оставались напряженными, а территориальные споры нерешенными. Все это вылилось в новый конфликт в 1967 г., когда индийский пограничный пост, располагавшийся на спорной территории королевства Сикким, был атакован китайскими вооруженными силами. Данный конфликт закончился победой Индии, и последующим вхождением Сиккима в состав страны в качестве одного из ее штатов.

В 2003 г. Китай и Индия подписали декларацию о принципах отношений и всестороннем сотрудничестве, в которой помимо плана расширения всеобъемлющего партнерства между странами, Индия признавала Тибетский автономной район частью КНР. Позднее в 2004 г. КНР признала Сикким индийским штатом, а уже в 2005 г. Индия и Китая, сделали совместное заявление, провозгласив курс на построение «отношений стратегического партнерства и сотрудничества во имя мира и процветания». Одновременно с этим Индия признала Тайвань неотъемлимой частью Китая. Таким образом, именно в начале 2000-х отношения Индии и КНР значительно потеплели и начали стремительно развиваться. С тех пор развитие двухсторонних отношений является одним их приоритетных направлений во внешней политике двух стран.

Для установления мира и поддержания стабильности на границе между Индией и Китаем в 2012 г. было подписано соглашение о создании консультативно-координационного механизма по делам пограничных территорий. Данный канал стал удобной переговорной платформой между дипломатами обеих стран, и оказал существенную поддержку в решении возникавших споров.

В 2013 г. премьер Госсовета КНР Ли Кэцян встретился с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом, в ходе которой стороны подтвердили намерение способствовать установлению мира и стабильности в регионе, а также развитию торговых и дипломатических связей между странами[31]. В ходе переговоров было подписано множество документов о сотрудничестве. Также страны обсудили китайскую инициативу «Один пояс, один путь», в рамках которой запланировано строительство экономического коридора «Индия-Бангладеш-Мьянма-Китай». Это была первая встреча глав правительств с 1954 г.

В современной дипломатии саммиты и встречи на высшем уровне являются важнейшим инструментом построения и развития отношения между странами. Индия и Китая также активно используют этот метод для наращивания сотрудничества. За последние 10 лет встречи представителей двух государств приобрели регулярный характер, увеличилось количество площадок для ведения переговоров. Страны являются членами БРИКС, ШОС, а также взаимодействуют в рамках диалога АСЕАН, «Группы 20», что позволяет им проводить регулярные встречи, пусть и не на уровне первых лиц. На встречах страны обсуждают широкий круг вопросов, начиная от безопасности на границе и заканчивая реализацией совместных инфраструктурных проектов.  Кроме того, начиная с 2007 г. Индия и Китая регулярно проводят совместные военные учения, получившее название «Рука к руке».

В сентябре 2014 г. после визита председателя КНР в Индию между странами начался новый этап в отношениях. Результатом встречи стало подписание трех меморандумов о взаимопонимании и двенадцать соглашений в сфере торговли и инвестиций, промышленного и инфраструктурного развития, науки и технологий, а также экологии. В развитие данных сфер Китай уже вложил значительные финансовые ресурсы, направленные на укрепление позиций Пекина на индийском рынке, а также получение Индией средств, необходимых для модернизации страны. В основе такого сближения, в первую очередь, лежит прагматичный расчет. Страны стремятся обеспечить безопасность в пограничных районах, а также достичь экономического процветания.

Несмотря на значительные успехи в развитии сотрудничества Индия и КНР в 2017 г. страны оказались на гране вооруженного столкновения из-за начавшегося пограничного конфликта. В июне 2017 г. китайская сторона в районе плато Доклам приступила к строительству автомобильной дороги из столицы Тибета Лхасы. Данная территория является важной стратегической областью, т.к. находится на границе трех государств: Китая, Индии и Бутана. И хотя плато является территорией Бутана, Индийское правительство поспешило ввести войска в регион, чтобы препятствовать КНР в строительстве дороги, по которой, в случае конфликта с Индией, Китай сможет быстро доставить вооружения. Однако корни конфликта лежат намного глубже, чем территориальные споры. Эксперты полагают, что Китай таким образом пытается оказать давлению на Индию, а также демонстрирует свое недовольство отказом Индии от участия в саммите Шелкового пути, имевшего большое значение для КНР[32]. Тем не менее военные столкновения между странами так и не были начаты, однако конфликт нанес серьезный ущерб взаимному доверию между ними.

В 2018 г. перестрелки и столкновения на границе продолжились, но так и не вылились в крупный конфликт. В апреле 2018 г. лидеры двух стран провели неформальную встречу в Ухане, на которой выразили намерение решить возникший кризис, а также обсудили планы по дальнейшему развитию двусторонних отношений. После этой встречи государства вновь взяли курс на сближение и расширение взаимодействия. Очевидно, что на сегодняшний день взаимодействие Индии и КНР имеет настолько высокую значимость для обоих государств, что вооруженные столкновения им не выгодны.

На данный момент основой индийско-китайского сотрудничества выступает прагматичный расчет. Лидеры обеих стран осознают важность обеспечения национальной безопасности, в особенности в пограничных районах, а также признают значимость экономического сотрудничества для обеих стран. Одной из главных точек соприкосновения интересов Индии и КНР является поддержание мира и стабильности в Афганистане. Уже сейчас именно Индия и Китай выступают одними ключевых экономических игроков в среднеазиатском государстве, ожидается, что в будущем их сотрудничество будет расширяться.

И хотя Индией и КНР уже был заложен прочный фундамент для выстраивания успешных отношений в ближайшем будущем, многие спорные вопросы продолжают оставаться нерешенными. На сегодняшний день главными вызовами в индийско-китайских отношениях остаются территориальные конфликты (практически вся границы между Индией и Китаем является спорной), соперничество в Африке, противостояние за зоны влияния в регионе Индийского океана, тибетская проблема и Далай Лама, взаимные озабоченности по поводу коалиций и отношений с другими государствами, экономические вопросы, борьба за ресурсные рынки. Но самым главным вопросом продолжает оставаться борьба за лидерство в азиатском регионе, на которое обе страны имеют претензии. Таким образом, на сегодняшний день Индия и Китая продолжают оставаться скорее конкурентами, чем союзниками.

Заключение

Основные проблемы, с которыми сталкивается КНР на пути осуществления своей концепции «Периферийной дипломатии» на примере отношений с Вьетнамом, Лаосом, Мьянмой и Индией обусловлены спецификой индивидуального подхода Пекина к каждой стране, а также неоднородностью степени его влияния на соседей. Если какому-то государству КНР может открыто диктовать свои условия, то с другими Китаю приходится искать компромисс. Однако даже те государства, которые не находятся в сильной зависимости от Китая, стремятся избегать конфронтации с ним и активно налаживают партнерские отношения.  Сотрудничество является выгодным для обеих сторон, т.к. оно способствует установлению безопасности и экономическому росту. Кроме того, очевидно, что главным двигателем сближения государств является экономическое взаимодействие, т.к. Китаю необходимы рынки сбыта своей продукции, источники ресурсов, а соседние страны заинтересованы в инвестициях и строительстве инфраструктуры.

Немаловажную роль в рамках концепции «периферийной дипломатии» играет инициативы КНР «Один пояс – один путь» и «Морской Шелковый путь XXI века».  Она включает в себя сотрудничество Китая с соседними странами, строительство инфраструктурных объектов, транспортной системы и инвестиционное сотрудничество. Китай старается избегать политического давления и нацелен на заключение взаимовыгодных договоров.

С Вьетнамом, Лаосом, Индией и Мьянмой КНР связывают отношения «всестороннего стратегического партнерства и сотрудничества», а это означает, что государства нацелены на взаимное доверие и дальнейшее развитие отношений. Китай придерживается активной позиции, открыт как к экономическому, так и политическому взаимодействию с соседними странами.

Китайско-вьетнамские отношения характеризуются тесным экономическим и политическим сотрудничеством. Китай и Вьетнам имеют режимы схожей идеологической ориентацией. Китай является важным торговым партнером Вьетнама, однако системному развитию вьетнамо-китайских отношений мешают имеющиеся территориальные споры между двумя странами, а именно конфликт в Южно-Китайском море по поводу островов Спратли и Парасельских.

Отношения между Мьянмой и КНР, отмечены стремлением КНР в последние годы нарастить свое присутствие в Мьянме, вкладывая деньги в инфраструктуру и добычу полезных ископаемых, реализовывая там свои проекты. Однако здесь ему приходится сталкиваться с конкуренцией со стороны западных стран, которые также стремятся распространить свое влияние на Мьянму, занимающую стратегически-важное географическое положение.

Лаос заинтересован в иностранных инвестициях в собственную экономику, без которых невозможна реализация масштабных проектов. Китай, в свою очередь, стремится нарастить влияние в стране. Учитывая небольшой размер экономики Лаоса, Пекин имеет возможность проводить такую политику, задействуя несущественные, по китайским меркам, экономические ресурсы.

Индия является единственной страной в Азии, которая может составить стратегическую конкуренцию КНР. В тоже время экономики двух стран дополняют друг друга: Китай экспортирует электронику, а Индия поставляет в КНР продукцию сельского хозяйства. Кроме того, Индия является рынком сбыта для китайских товаров, а КНР одним из крупнейших инвесторов в китайскую экономику. Тем не менее, отношения двух стран отягощены территориальными конфликтами.

Таким образом, отношения КНР с Индией, Лаосом, Мьянмой и Вьетнамом характеризуются рядом общих черт. Китай является одним из крупнейших торговых партнеров, а также важным источником инвестиций, при этом его роль и в той, и в другой области усиливается.  По своей государственной мощи Китай значительно опережает данные страны. Тем не менее, у всех стран есть риск оказаться в зависимости от Китая, в случае если они будут чрезмерно полагаться на КНР и не стремиться диверсифицировать свои экономические связи и инвестиционных партнеров.

The role of peripheral diplomacy in contemporary PRC's foreign policy communication

Daria Korobkova, Institute of business studies Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation (RANEPA)
119571, Moscow, Vernadsky Prospekt, 82, p. 1
E-mail: dar-korobkova@yandex.ru

Annotation: The article "The role of peripheral diplomacy in contemporary PRC's foreign policy communication" is aimed to examine the issues related to the Chinese foreign policy communication towards neighboring countries. In order to assess the impact of their interaction on the regional processes, the common patterns of the PRC foreign policy in the region are analyzed along with the key features of regional conflicts. Afterwards, the political aspect of bilateral relations of China with Vietnam, Myanmar, Laos and India are examined in details in order to identify their comprehensive characteristics. In the final part of the paper, the common features of Chinese diplomacy towards neighboring countries and its main trends at the present stage are analyzed.

Key words: diplomacy, Chinese foreign policy, peripheral diplomacy, South East Asia

Список литературы:

  1. Андреев В. А., Сайнявонг Ампхаван/ В.А.Андреев // Социально-экономическое развитие Лаосской Народно-Демократической Республики на современном этапе: специфика, противоречия и перспективы. – 2018.
  2. В Китае рассматривают расширение военного сотрудничества с Мьянмой. [Электронный ресурс] - 10.09.2016. - Режим доступа – URL: http://newvz.ru/info/83554.html (Дата обращения: 26.05.2019).
  3. Воронин А. C. Вьетнам: внешняя политика на службе модернизации / А.С.Воронин // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. – 2013. - №21. – с.3
  4. В первом квартале 2018 года внешнеторговый оборот Китая и Индии вырос на 15,4 проц. [Электронный ресурс] – 26.04.2018. - Режим доступа – URL: https://finance.rambler.ru/realty/39718790-v-pervom-kvartale-2018-goda-vneshnetorgovyy-oborot-kitaya-i-indii-vyros-na-15-4-prots/ (Дата обращения: 26.05.2019).
  5. Географическое описание Мьянмы. [Электронный ресурс] - Режим доступа – URL: http://www.world-globe.ru/countries/myanmar/geography/ (Дата обращения: 26.05.2019).
  6. Денисов И.Е. Внешняя политика Китая при Си Цзиньпине: преемственность и новаторство/ И.Е.Денисов // Outlines of global transformations. – 2017.- №10
  7. Завершился «исторический» визит Си Цзиньпина в Лаос. [Электронный ресурс] – 15.11.2017. - Режим доступа – URL: https://regnum.ru/news/2345235.html (Дата обращения: 26.05.2019).
  8. Иванько А.И. Некоторые аспекты пограничной политики Китая в отношении Индии/ А.И. Иванько // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». – 2006. - №1
  9. Индия вновь бойкотирует форум «Один пояс — один путь» в КНР. [Электронный ресурс] – 21.03.2019. - Режим доступа – URL:   https://regnum.ru/news/2596034.html (Дата обращения: 26.05.2019).
  10. Индия. Общая характеристика // Россия – Азиатско-Тихоокеанский регион. [Электронный ресурс] – 01.12.2016. - Режим доступа – URL: http://asiavector.ru/countries/india/ (Дата обращения: 26.05.2019).
  11. Кавасима С. Формирование современной китайской дипломатии . -  университет Нагои.-  2003.- С. 352
  12.  Китай и Вьетнам готовы углублять дружественные отношения. [Электронный ресурс] -  25.04.2008. - Режим доступа – URL: http://russian.people.com.cn/31520/6398736.html (Дата обращения: 26.05.2019).
  13. Китай и Лаос подписали План действий по формированию китайско-лаосского сообщества с единой судьбой. [Электронный ресурс] – 1.05.2019. - Режим доступа – URL: http://russian.people.com.cn/n3/2019/0501/c31521-9574548.html (Дата обращения: 26.05.2019).
  14. Китай и Мьянма подчеркнули важность взаимоуважительного сотрудничества для продвижения отношений. [Электронный ресурс] - 11.04.2017. - Режим доступа – URL: http://russian.news.cn/2017-04/11/c_136197713.html (Дата обращения: 26.05.2019).
  15. Китай увеличивает инвестиции во Вьетнам. [Электронный ресурс] – 23.03.2016. - Режим доступа – URL: http://asia-vietnam.ru/business-category/kitay-investiruet-milliardyi-vo-vetnam/ (Дата обращения: 26.05.2019).
  16. Лаос. Общая характеристика // Россия – Азиатско-Тихоокеанский регион. [Электронный ресурс] – 01.12.2016. - Режим доступа – URL: http://asiavector.ru/countries/laos/ (Дата обращения: 26.05.2019).
  17. Ли Кэцян и премьер-министр Индии М. Сингх встретились с журналистами. [Электронный ресурс] – 21.05.2013. - Режим доступа – URL: http://kz.chineseembassy.org/rus/gyzg/t1042110.htm (Дата обращения: 26.05.2019).
  18. Локшин Г.М. Вьетнамо-китайские отношения: тирания географии и здравый смысл [Электронный ресурс] /Г.М. Локшин // Общерегиональные проблемы развития. – 2013. - №21. -  с. 77. - Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vietnamo-kitayskie-otnosheniya-tiraniya-geografii-i-zdravyy-smysl (Дата обращения: 26.05.2019).
  19. Матвеева Д. В. Отношения между Китаем и Мьянмой в контексте энергетической дипломатии КНР / Д.В. Матвеева// Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 356. — С. 76
  20. Международные отношения, трансграничное сотрудничество, региональная безопасность в АТР, учебное пособие. Под ред. Л.Н. Гарусова. Н.В. Котляр. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС
  21. Меньшиков П.В. Информационная политика России. М.: Издательство «МГИМО-Университет», 2017 г. – 214 стр.
  22. Морев Л. Н. Лаос: в кругу друзей / Л.Н. Морев // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. — 2010. — Т. 14.
  23. Москалев П.Э. «Зарубежные китайцы» в историческом развитии Лаоса , / П.Э. Москалев // Юго-Восточная Азия: актуальны проблемы развития. – 2017. - №36
  24. Мьянма. Общая характеристика // Россия – Азиатско-Тихоокеанский регион. [Электронный ресурс] – 01.12.2016. - Режим доступа – URL: http://asiavector.ru/countries/myanmar/ (Дата обращения: 26.05.2019).
  25. Песцов С.К. Регионализм и новая периферийная политика Китая / С.К Петров // Мировая политика. – 2017. – № 3. – С. 103
  26. Петрунина Ж. В. Экономическое взаимодействие Китая и стран АСЕАН в 21в / Ж.В. Петрунина// Теория и практика общественного развития. – 2014. -  №2
  27. Рейтинг стран по версии Fitch. – [Электронный ресурс] - Режим доступа – URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/fitch-rating (Дата обращения: 26.05.2019).
  28. Сенгпхакхан Ватханувонг. Лаос на пути обновления/ Сенгпхакхан Ватханувонг // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития – 2013- с.233
  29. Си Цзиньпин. Доклад на XIV Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая. [Электронный ресурс] – 11.03.2017. - Режим доступа – URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm (Дата обращения: 26.05.2019).
  30. Симония А. А. Роль Китая в общенациональном мирном процессе Мьянмы/ Симония А.А. // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. – 2017. - №34
  31. Современные международные отношения и моровая политика: Учебник / А.В. Торкунов, И.Г. Тюлин, А.Ю. Мельвиль и др.; Отв. ред. А.В. Торкунов. – М.: Просвещение: МГИМО, 2004. – 991 с.
  32. Сотрудничество между Индией и Китаем: Индийский слон и китайский дракон – титаны объединяются. [Электронный ресурс] – 17.12.2018. - Режим доступа – URL: https://realist.online/article/indijskij-slon-i-kitajskij-drakon-titany-obedinyayutsya (Дата обращения: 26.05.2019).
  33. Сухадольская Л. Л., Китайская мечта и новая дипломатия Китая. - [Электронный ресурс] - 2016. - Режим доступа – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskaya-mechta-i-novaya-diplomatiya-kitaya (Дата обращения: 26.05.2019).
  34. Ху Цзиньтао. Доклад на XVIII Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая. 11.2012
  35. Цветков А. Все сложно. Любовь и ненависть в отношениях Вьетнама и Китая. [Электронный ресурс] – 15.08.2016. - Режим доступа – URL: https://lenta.ru/articles/2016/08/15/com plicated_relations свободный, - Проверено 28.05.2019г.
  36. Цзян Цзэминь. Доклад на XVI Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая. [Электронный ресурс] – 22.05.2004. - Режим доступа – URL: http://www.chinaconsulate.khb.ru/rus/zgzt/sldzt/t118053.htm (Дата обращения: 26.05.2019).
  37. Чжао Хунвей. Китайская Дипломатия в контексте процессов взаимовлияния и соперничества в Восточной Азии / Чжао Хунвей  // Научно-координационный совет по международным исследованиям МГИМО МИД России «Аналитические записки». – 2007. - №1. – с.7
  38. Ян Чжунмэй. Ху Цзиньтао – правитель Китая в двадцать первом веке. – Эн-Эйч- Кей, 2003
  39. 《中国制造2025》, «Сделано в Китае 2025»  [Электронный ресурс]: Центральное Народное Правительство, 2016 - Режим доступа – URL:  http://www.gov.cn/zhuanti/2016/MadeinChina2025-plan/index.htm (Дата обращения: 26.05.2019).
  40. «51岁的东盟与中国的关系实现质的飞跃», Отношения КНР и АСЕАН [Электронный ресурс] - Режим доступа – URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1608207840600054721&wfr=spider&for=pc (Дата обращения: 26.05.2019).
  41. «一带一路», О выдвижении Китаем инициативы «Один пояс, один путь» [Электронный ресурс] - Режим доступа – URL: https://www.yidaiyilu.gov.cn/wap/wap.htm (Дата обращения: 26.05.2019).
  42. «中国东盟中心», Центр «Китай-Асеан» [Электронный ресурс] - Режим доступа – URL:  http://www.asean-china-center.org/ (Дата обращения: 26.05.2019).
  43. «习近平向印度总理莫迪致贺电», Си Цзиньпин поздравил Моди с победой на выборах [Электронный ресурс] 24.05.2019. - Режим доступа – URL: https://www.fmprc.gov.cn/web/zyxw/t1666264.shtml (Дата обращения: 26.05.2019).
  44. «新时期中国周边外交开新局», Периферийная дипломатия КНР на современном этапе [Электронный ресурс] - Режим доступа – URL:  http://baijiahao.baidu.com/s?id=1600513771479324099&wfr=spider&for=pc – (Дата обращения: 26.05.2019).
  45. Asian Development Bank: Poverty in India. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.adb.org/countries/india/poverty (Дата обращения: 26.05.2019).
  46. Bhaskar Roy. Myanmar - Aung San Suu Kyi and China: - Options // South Asia Analysis Group. [Электронный ресурс] – 11.03.2016. - Режим доступа – URL: http://www.southasiaanalysis.org/node/1957 (Дата обращения: 26.05.2019).
  47. Central Intelligence Agency. [Электронный ресурс] - Режим доступа – URL: https://www.cia.gov/-library/publications/the-world-factbook/ (Дата обращения: 26.05.2019).
  48. Chinese plug into local power. [Электронный ресурс]– 21.06.2013. - Режим доступа – URL: https://indochinapower.wordpress.com/2013/06/21/chinese-plug-into-local-power/14 (Дата обращения: 26.05.2019).
  49. Dennis C. McCornac. Vietnam’s Relations with China: A Delicate Balancing Act  // China Research Center. – [Электронный ресурс] 01.09.2011. - Режим доступа – URL: http://www.chinacenter.net/2011/china_currents/10-2/vietnams-relations-with-china-a-delicate-balancing-act/#fnref-86-2 (Дата обращения: 26.05.2019).
  50. Michael D. Swaine. Chinese Views and Commentary on Periphery Diplomacy // China Leadership Monitor. - №44
  51. Neil Thomas. Is China’s Periphery Becoming the Core of Its International Relations? // The Dimplomat. – [Электронный ресурс] 29.01. 2015. - Режим доступа – URL: http://thediplomat.com/2015/01/is-chinas-periphery-becoming-the-core-of-its-international-relations/ (Дата обращения: 26.05.2019).
 

[1] Цзян Цзэминь. Доклад на XVI Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая. [Электронный ресурс]– 22.05.2004. Режим доступа: http://www.chinaconsulate.khb.ru/rus/zgzt/sldzt/t118053.htm свободный, - Проверено 28.05.2019г.

[2] Ху Цзиньтао. Доклад на XVIII Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая. 11.2012

[3] Песцов С.К. — Регионализм и новая периферийная политика Китая // Мировая политика. – 2017. – № 3. – С. 103

[4] «新时期中国周边外交开新局», Периферийная дипломатия КНР на современном этапе, [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://baijiahao.baidu.com/s?id=1600513771479324099&wfr=spider&for=pc – Проверено 28.05.2019

[5] Гарусов Л.Н. Международные отношения, трансграничное сотрудничество, региональная безопасность в АТР. / Н.В. Котляр. – Владивосток: ВГУЭС. - с. 50

[6] Петрунина Ж. В. Экономическое взаимодействие Китая и стран АСЕАН в 21в // Теория и практика общественного развития. – 2014. -  №2

[7]«一带一路», О выдвижении Китаем инициативы «Один пояс, один путь» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.yidaiyilu.gov.cn/wap/wap.htm, свободный. – Проверено 28.05.2019

[8] Neil Thomas. Is China’s Periphery Becoming the Core of Its International Relations? // The Dimplomat. - January 29, 2015

[9] Си Цзиньпин. Доклад на XIV Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm, свободный. – Проверено 28.05.2019

[10] Там же.

[11] Локшин Г.М. Вьетнамо-китайские отношения: тирания географии и здравый смысл // Общерегиональные проблемы развития. – 2013. - №21. -  с. 77.

[12] Цветков А. Все сложно. Любовь и ненависть в отношениях Вьетнама и Китая. [Электронный ресурс] – 15.08.2016. Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2016/08/15/com plicated_relations свободный, - Проверено 28.05.2019г.

[13] Воронин А. C. Вьетнам: внешняя политика на службе модернизации // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. – 2013. - №21. – с.3.

[14]Китай и Вьетнам готовы углублять дружественные отношения. [Электронный ресурс] -  25.04.2008. Режим доступа:  http://russian.people.com.cn/31520/6398736.html свободный, - Проверено 28.05.2019г.

[15] Воронин А. C. Вьетнам: внешняя политика на службе модернизации // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. – 2013. - №21. – с.3.

[16] Локшин Г.М. Вьетнамо-китайские отношения: тирания географии и здравый смысл // Общерегиональные проблемы развития. – 2013. - №21. -  с. 77.

[17] Географическое описание Мьянмы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.world-globe.ru/countries/myanmar/geography/ свободный, - Проверено 28.05.2019г.

[18] Всемирный банк. [Электронный ресурс] -  Режим доступа: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=M свободный, - Проверено 28.05.2019г.

[19] Китай и Мьянма подчеркнули важность взаимоуважительного сотрудничества для продвижения отношений. [Электронный ресурс]- 11.04.2017. http://russian.news.cn/2017-04/11/c_136197713.html свободный, - Проверено 28.05.2019г.

[20] Central Intelligence Agency. [Электронный ресурс]- https://www.cia.gov/-library/publications/the-world-factbook/ свободный, - Проверено 28.05.2019г.

[21] Географическое описание Лаоса. [Электронный ресурс] http://www.world-globe.ru/countries/laos/geography/ свободный, - Проверено 28.05.2019г.

[22] Морев Л. Н. Лаос: в кругу друзей // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития.— 2010.— Т. 14.

[23] Географическое описание Лаоса. [Электронный ресурс]- http://www.world-globe.ru/countries/laos/geography/ свободный, - Проверено 28.05.2019г.

[24] Ease of Doing Business in Laos. [Электронный ресурс]- https://tradingeconomics.com/laos/ease-of-doing-business свободный, - Проверено 28.05.2019г.

[25] Сенгпхакхан Ватханувонг. Лаос на пути обновления//Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития – 2013- с.233

[26] Завершился «исторический» визит Си Цзиньпина в Лаос. [Электронный ресурс] – 15.11.2017 https://regnum.ru/news/2345235.html свободный, - Проверено 28.05.2019г.

[27] Китай и Лаос подписали План действий по формированию китайско-лаосского сообщества с единой судьбой. [Электронный ресурс] – 1.05.2019 http://russian.people.com.cn/n3/2019/0501/c31521-9574548.html свободный, - Проверено 28.05.2019г.

[28] Расширились торговля между Китаем и Индией. –[Электронный ресурс] 14.05.2018 https://aftershock.news/?q=node/645606&full свободный, - Проверено 28.05.2019г.

[29] Сотрудничество между Индией и Китаем: Индийский слон и китайский дракон – титаны объединяются. – 17.12.2018 - [Электронный ресурс] - https://realist.online/article/indijskij-slon-i-kitajskij-drakon-titany-obedinyayutsya свободный, - Проверено 28.05.2019г.

[30] Там же.

[31] Ли Кэцян и премьер-министр Индии М. Сингх встретились с журналистами. [Электронный ресурс] – 21.05.2013 -http://kz.chineseembassy.org/rus/gyzg/t1042110.htm свободный, - Проверено 28.05.2019г.

[32] Индия вновь бойкотирует форум «Один пояс — один путь» в КНР. [Электронный ресурс] – 21.03.2019 https://regnum.ru/news/2596034.html свободный, - Проверено 28.05.2019г.