Журнал «Международные коммуникации»

Издание факультета Международной журналистики МГИМО МИД России

Архив

Новости МИД России

Error parse RSS

№2(11)

Образование

Влияние информационного общества на содержание высшего профессионального образования по направлению «Журналистика» и пути его развития (на примере включения стратегии РКМЧП в учебный процесс)

Панич Наталья Владимировна,
МГИМО МИД России,
E-mail: n.v.panich@mail.ru

Симаков Николай Юрьевич,
к.биол.н., МГИМО МИД России
E-mail: nik.simakov@inbox.ru

Аннотация: Актуальность данной теоретической статьи обусловлена потребностью в изучении влияния информационного пространства, преобразовывающегося под воздействием новых технологий, на требования образовательных программ в отношении развиваемых компетенций будущих журналистов и, соответственно, на содержание образовательного процесса по направлению подготовки «Журналистика», в частности при обучении работе с текстами. Своей целью авторы статьи видят анализ текущей ситуации в медиапространстве и вызовов для системы образования, рассмотрение возможных путей совершенствования содержания образования на примере применения стратегии РКМЧП в развитии критического мышления.

Ключевые слова: компетенции журналиста, информационное общество, обучение чтению, развитие критического мышления, модернизация образования, РКМЧП.

Введение

В 60-е и 70-е годы прошлого века многие научные достижения, копившиеся десятилетиями, «вышли на поверхность», вылившись в бурные технологические успехи. Научное сообщество получило серьезный импульс развития и вновь обратилось к «футурологии». Идеи, высказанные в дебютной работе Э.Тоффлера «Шок будущего» (1970) во многом предвосхитили те противоречия, которым предстояло стать достоянием позднейшей истории: «Когда степень дезорганизованности поступающей информации высока, […] точность построения наших мысленных образов вынужденно снижена. Наше представление о реальности искажено.» «В образовании, политике, […] международных отношениях новые образы […] разрушают [..] мысленную модель реальности. Результат […] новое глубокое ощущение непостоянства, недолговечности самого знания.» [1] Последующие десятилетия действительно ознаменовались скачкообразным прогрессом в науке, что обусловило формирование информационного общества с его характеристиками, касающимися производства, хранения, переработки и реализации информации. Учитывая, что журналистика как раз и является деятельностью по сбору, обработке и распространению общественно-значимой информации, вполне очевидно, что новые процессы коснулись эту область в первую очередь.

В статье «Будущее журналистики: сетевая журналистика» М. Кастельс, М. Паркс и Б.Хаак указывают на необходимость переосмыслить подход к журналистике в информационную эпоху. «Ускоряющиеся перемены в современном обществе, обусловленные развитием технологий, подвергают журналистику трансформации во всех возможных направлениях — производства, распространения и использования продуктов труда журналиста. […]» (Кастельс, Паркс, Хаак, 2016: 268). [2] Необходимо отметить два наиболее значительных фактора, качественно меняющих сегодня отношения в информационной сфере, и, таким образом оказывающих влияние на работу журналиста и подготовку специалистов в этой области. Во-первых, это способность практически всех без исключения пользователей оцифровывать документы, явления, факты и т.п. Благодаря этой способности каждое событие получает свое документальное подтверждение, как правило, затем так или иначе становящееся всеобщим достоянием. Второй фактор – интерактивная природа взаимодействий в глобальной сети интернет. Помимо этого, существует еще такой практический аспект, как разнообразие форм передачи информации (аудио-, видео-, фотоинформация, текстовые сообщения, геоданные), что также необходимо учитывать при подборе учебных материалов.

Все вышеизложенное может создать впечатление, что в современных условиях с их высокой степенью информатизации процессов и масштабом и скоростью интерактивности возрастает уровень достоверности информации, а оперирование множеством доступных фактов облегчает критическое осмысление событий и дает глубину и многофакторность понимания. Однако эти ожидания, если они и присутствуют, как правило, не оправдываются. Во-первых, не утратили своего значения все характерные и для доинтернетной эпохи факторы, например, такие приемы ложной аргументации, как необоснованный аргумент к авторитету, аргумент от ошибочности основания и.т.п. Кроме этого, интерактивная природа информационного обмена в сети интернет порождает ряд принципиально новых форм: фейковые новости, дипфейк (имитационный видеоролик из огромного количества изображений с высокой степенью реалистичности происходящего). Эти вызовы в сфере передачи и распространения информации рождают особенную потребность в умении критически воспринимать и обрабатывать информацию и работать с широким спектром разных форм данных (текст, динамический или статический визуальный ряд, аудиоряд), что оказывает существенное влияние на программы и содержание образовательного процессе будущих работников журналистского цеха.

Для начала рассмотрим потребности со стороны заказчика журналистского образования (будущего работодателя) и субъекта образования (студента факультета журналистики). В опросе, проведенном среди студентов направления «Журналистика» и преподавателей Южно-Уральского государственного университета, а также работодателей (около 400 человек обозначили свое видение основных задач журналистского образования) преобладала заинтересованность и работодателей, и студентов в развитии функциональной грамотности (владение профессиональными навыками и наличие достаточно высокого общего уровня культуры). [3] Поясним, что авторы указанного исследования определяют «функциональную грамотность» как «часть интегрального процесса образования, включающую знакомство, владение обучающихся обязательными профессиональными навыками и общим уровнем культуры». Применительно к рассматриваемой нами проблеме развития критического мышления журналистов в информационную эпоху функциональная грамотность предполагает развитые навыки и умения чтения и письма для корректного (т.е. критического) осмысления текстовой и затекстовой информации и ее дальнейшего использования для решения широкого диапазона задач. Получается, что в фокусе внимания универсальные, а не узкоспециальные журналистские умения, что также подтверждается данными, полученными исследователями Южно-Уральского государственного университета.

В выводах к своей статье «Будущее журналистики» В.Гатов также обозначает, что важнейшим профессиональным навыком является «работа с текстом для пишущих журналистов, работа с изображением для визуальных журналистов и работа с текстовым и визуальным монтажом для телевизионных журналистов» [4], т.е. также фиксирует потребность в развитии способностей, касающихся качественной обработки информационного потока и самостоятельного продуцирования качественного контента.

Обратившись к федеральным стандартам высшего образования (уровни «Бакалавриат» и «Магистратура») по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика», можно отметить, что со стороны государства на законодательном уровне поддержано стремление развивать такую универсальную компетенцию, как системное и критическое мышление [5,6].

Обучение студентов-журналистов стратегиям работы с текстом, облегчающей принятие взвешенных решений на основе получаемой информации  и работу с большими объемами информации, позволят им эффективнее конкурировать в современном обществе. Умение анализировать и синтезировать информацию и оценивать ее качество, умение находить корреляцию и точки расхождения между информацией из разных источников и оценить надежность этих источников, умение оперативно получать актуальную информацию и отделять ее от второстепенной или фейковой – все это требует развитого критического мышления.

Рассмотрим, каким образом возможно в ходе аудиторных занятий развивать критическое мышление у будущих журналистов с опорой на чтение и письмо.

В качестве инструмента рассматривается технология («Технология РКМЧП»), которую предложили американские исследователи Л.Стил, К.К.Мередит, Ч.Темпл и С.Уолтер [7]. С ее помощью развиваются умения самостоятельно ставить вопросы и структурировать поиск нужной информации, выбирать данные в рамках поставленной цели, сводить воедино сведения из разных источников, аргументировано и ответственно представлять свою позицию в отношении прочитанного. На последнем этапе работы также тренируются умения выстроить последовательное устное или письменное высказывание, умение в ходе конструктивной командной работы принимать совместное решение и т.д.

Стратегия может применяться независимо от изучаемой темы и даже аспекта, так как носит надпредметный характер. Она поддерживает активный интерес обучающихся, потому что включает использование интернет-технологий, рассматривает студентов в качестве субъектов обучения (так как предполагает их значительную самостоятельность), позволяет сочетать работу с текстовой информацией и взаимодействие по поводу текста и комплексно развивать рецептивные и продуктивные речевые умения.

Практическая работа с данной технологией может быть организована следующим образом. Первый этап – этап вызова для актуализации знаний по теме и постановки целей и задач (joint goal-setting stage). Изначальный импульс можно придать в ходе аудиторного занятия при выполнении, в частности, задания «Мозговой штурм» (совместное «набрасывание» связных с темой идей, совместная постановка возможных вопросов по теме), задания на группировку идей по принципу «ключевая» – «частная» или предположения относительно смысловых связей между явлениями, задания на основе стратегии KWL (know-want to know-learn), анализа инфографики с минимальным текстовым содержанием или иной графической формы презентации информации и т.д.

Конкретными примерами таких заданий для студентов направления «Журналистика» могут стать:

  1.  Look at the Investigative Journalism infographic (https://landofmaps.com/2016/04/05/investigative-journalism-a-global-impact-gijn-infographic/) and pinpoint a) benefits investigative journalism for society at large; b) dangers investigative journalists are faced with; c) examples showing the historical footprint of investigative journalism; d) the country where investigative journalism has proved to be most effective in tackling corruption.
  2. Fill in the KWL chart – what you know about AFP, what they want to know about it. Share your ideas with the partners and decide which aspects each will focus on.

На следующем этапе авторы предлагают стимулировать автономию студентов за счет предоставления им выбора текста для изучения, но при этом помочь студентам сделать этот процесс осознанным и управляемым (self-directed stage). В качестве домашнего задания студентам предлагается в рамках означенной темы самостоятельно подобрать и разобрать по указанному ниже плану статью объемом порядка 800-1000 слов, которая, по их мнению, поможет им и их коллегам углубить понимание означенной проблематики. Предварять поиск необходимо четкой постановкой темы и определением критериев поиска, которые письменно фиксируются в соответствующей таблице:

  1. Какова общая тема и подтема, в рамках которой я планирую поиск? Какой аспект темы мне интереснее всего?
  2. Какого рода источники (научные, научно-популярные, публицистика) или каких авторов необходимо задействовать как наиболее релевантные?
  3. Как мне организовать поиск (библиотека, сайты информационных агентств, сайты научных журналов, специальные базы данных и т.п.)?

Следующий этап работы – осмысление – предполагает два подэтапа. Непосредственно выбор статьи необходимо сопровождать фиксацией ответов на второй блок вопросов:

  1. Какова проблематика выбранной мной статьи и насколько она соотносится с рассматриваемой темой?
  2. Насколько актуален данный аспект проблемы?
  3. Насколько многоаспектна данная статья? Какие представлены в ней точки зрения помимо авторской?
  4. Какова степень надежности источника (репутация издания и автора, охват аудитории, сенсационный характер информации, совпадение информации с официальными сообщениями, документальные свидетельства, степень личной заинтересованности автора в теме)?

Второй подэтап касается непосредственно работы с содержанием текста (активное чтение), когда студент самостоятельно осмысляет информацию, сопоставляет ее с установленными фактами, фиксируя с помощью соответствующих визуальных пометок степень своего знакомства и понимания получаемой информации, а также разбивая идеи на смысловые блоки или ведя записи в стиле «бортового журнала» [8].

Наконец, на третьем этапе (individual and joint reflection) в ходе самостоятельной работы студент «препарирует» содержание графически (составляя таблицы, диаграммы Венна, классификаторы, концепт-карты). Результаты работы также фиксируются. На этапе совместной работы в ходе аудиторных занятий происходит обобщение информации для ее презентации другим. Сначала студент должен в 2-3 фразах обосновать свой выбор статьи (с опорой на данные стадии 2.1), а коллеги указать на сильные и слабые места выбора. Далее можно попросить его изложить содержание с опорой на графическое представление идей (с опорой на данные стадии 2.2) и предложить как самому студенту, так и группе сформулировать и выразить свою позицию по отношению к прочитанному или услышанному.

Итоговым выходом с дальнейшим внесением в портфолио может стать творческая работа (эссе-рассуждение, письмо-рекомендация, ответ автору и т.п.) по мотивам прочитанной статьи, причем определение формата и проблемы должно происходить совместными усилиями студента, группы и, по необходимости, преподавателя.

Постепенный переход от этапа к этапу с достижением целей каждого не только содействуют формированию критического мышления, но и обогащают учебный процесс новыми формами работы с текстом, а также переводят получаемые навыки в практическую плоскость, способствуя их закреплению и вероятности их актуализации при решении рабочих задач, что и предполагает функциональная грамотность.

Итак, особенность работы журналиста предполагает способность критически воспринимать информацию, четко и логически мыслить, последовательно обрабатывать значительные информационные объемы. «Все подвергай сомнению», – эта цитата из К.Маркса органично вписывается в контекст информационного общества и задач, стоящих сейчас перед журналистом. Помимо этого, открытое информационное общество предъявляет высокие требования к качеству информации, в части обоснованности и аргументированности текста, что также требует от автора развитого критического мышления.

В статье предложен адаптированный вариант стратегии РКМЧП для развития критического мышления студентов направления подготовки «Журналистика», которое обучает их подходить к восприятию и порождению текстов с рационально-критических позиций. Он является одним из ответов образовательной системы на вызовы информационной эпохи.

Список литературы:

  1. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. —557, [3] с. — (Philosophy). ISBN 5-17-010706-4
  2. Кастельс М., Паркс М., Хаак Б. Будущее журналистики: cетевая журналистика // Как новые медиа изменили журналистику. http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/budushhee-zhurnalistiki-setevaya-zhurnalistika/ (дата обращения: 07.06.2019).
  3. Шестеркина Л.П., Бевз А.А. Новые границы профессиональной журналистики, или Чему учить студентов-журналистов // Медиаскоп. 2018. Вып. 1. DOI: 10.30547/mediascope.1.2018.11 (дата обращения: 07.06.2019).
  4. Гатов В. Будущее журналистики // Как новые медиа изменили журналистику. 2012−2016 / под. ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2016. http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/budushhee-zhurnalistiki/ (дата обращения: 07.06.2019).
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2017 г. № 524 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика» https://rg.ru/2017/07/03/minobr-prikaz524-site-dok.html (дата обращения: 08.06.2019).
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2017 г. № 529 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика» https://rg.ru/2017/07/03/minobr-prikaz529-site-dok.html (дата обращения: 08.06.2019).
  7. D. Wallace, Elise & Jefferson, Renee. (2013). Developing Critical Thinking Skills For Information Seeking Success. New Review of Academic Librarianship. 19. 10.1080/13614533.2013.802702. https://www.researchgate.net/publication/263482050_Developing_Critical_Thinking_Skills_For_Information_Seeking_Success (дата обращения: 01.06.2019).
  8. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с. — (Работаем по новым стандартам).

Impact of Information Society on BA/MA Curriculum in Journalism and Ways of Developing Content: Using RWCT Strategy to Develop Critical Thinking in Class

Panich Natalia Vladimirovna, MGIMO-University (Moscow, Russia), E-mail: n.v.panich@mail.ru

Simakov Nikolay Yurievich, PhD, MGIMO-University (Moscow, Russia), E-mail: nik.simakov@inbox.ru

Abstract: The article stresses the need to study how the advance of the information society, which has been undergoing technology-driven transformation, impacts on curriculum requirements in the matter of future journalists’ competencies and, accordingly, on the educational content of BA/MA Programme in Journalism. The article aims to analyze the current situation in the media space and the challenges it poses to the system of higher education and consider possible ways of improving the content through the application of the RWCT strategy to develop critical thinking.

Keywords: journalist’s competencies, information society, teaching reading, developing critical thinking, modernization of education, RWCT strategy.