Журнал «Международные коммуникации»

Издание факультета Международной журналистики МГИМО МИД России

Архив

№1

Журналистика

Средства массовой информации в Иране: история, состояние, проблемы

Н.М. Мамедова

Мамедова Нина Михайловна
к.экон.н., доцент кафедры мировой экономики МГИМО,
ведущий научный сотрудник ИВ РАН,
зав. сектором Ирана

 

Аннотация: В статье дается характеристика истории возникновения СМИ в Иране –от шахских времен до сегодняшнего дня. Отмечаются такие особенности функционирования СМИ как наличие жесткой цензуры, соответствие работы исламским принципам, монополизм государства в области радио, телевидения и также в средствах массовой информации.

Ключевые слова: шахский режим, исламский режим, рахбар, пресса, интернет, оппозиционные движения.

 

Пресса. Первые газеты стали издаваться в Иране еще при Насреддин-шахе. Считается, что первая газета «Кагазе ахбар» (газета) была издана в 1837 г. по инициативе Мирза Салехи Ширази [10]. Но вскоре ее издание прекратилось, и начало периодической печати было положено изданием газеты «Вакайи эттефакийа» (происшествия и события»), которая была издана в феврале 1851г. и выходила еженедельно до 1906г. В ней публиковались новости из различных районов Ирана и из-за рубежа. Большую роль в просвещении и в развитии печати сыграло первое светское учебное заведение «Дарольфонун» (Дом науки), основанное в середине Х1Х века (1851г.) по инициативе первого иранского реформатора Мирзы Таги-хана.[3] В этом учебном заведении выпускались такие газеты как «Рузнамее элми» (Научная газета), «Шараф»(Слава), «Рузнамее низами»(Военные новости) и др., а также (в 1896г.) первая ежедневная газета «Халасот-оль хавадис» (Резюме событий). [15] Другой известный иранский реформатор и просветитель Мальком-хан во второй половине ХIХ-начале ХХ века издавал газету «Канун» (Закон), сыгравшей огромную роль в распространении просветительских взглядов, а оппозиционные взгляды, излагаемые в этой газете, во многом способствовали развитию Конституционного движения в Иране.

Массовой периодическая печать стала в годы первой иранской революции, или Конституционного движения, в 1905-1911гг. Многие из газет появились под влиянием России и Турции. Кроме того, на персидском языке издавались газеты, которые выходили в Лондоне, Стамбуле, Калькутте, Каире и в других городах. Большой популярностью пользовались, например, газеты «Хабльольматин», которая издавалась в Калькутте, «Соррайа» (Плеяда) и  «Парвареш» в Каире, «Ахтар» (Звезда) в Стамбуле, в которых говорилось о пагубном влиянии на Иран шахского деспотизма и иностранного капитала, критиковалась религиозная система образования, популяризировались достижения западной культуры и техники.[1] Эти газеты перевозились и распространялись нелегально, были преимущественно демократической направленности и оказывали огромное влияние на формирование общественного мнения. В период революции создавались различного толка партии, которые и начали издавать свои газеты. Газеты издавались в столице, а также в крупных городах страны – в Тебризе, Реште, Мешхеде и др. Только в 1907г. выходило 90 газет, тираж, например, газеты либерального направления «Суре эсрафил» достигал 5,5 тысячи [6,c.420], что делало прессу важным фактором в развитии революционного процесса. Через газеты население узнавало о деятельности  повсеместно создаваемых накануне и в период иранской революции тайных обществ. Например, в Тебризе еще до революции Хасан Таги-заде и Али Кербела с 1903г. издавали  газеты «Ганджейе фонун» и «Аль-хаджийе», распространявшими свободолюбивые взгляды, объяснявшими такие понятия как демократия, парламентаризм, правовое государство[2].  По утверждению некоторых историков Конституционного движения количество газет и листовок, выходивших накануне и в период движения, доходил до 210.[4]

Первый закон о печати был принят в Иране в 1907г., т.е. в разгар революции и был основан на принципах свободы печати. Но уже в Дополнениях от 7 октября 1907г. к первой иранской Конституции, которые  были приняты под давлением духовенства,  в статье 20 говорилось, что «все печатные издания свободны, за исключением тех, которые противоречат исламу»[5].

В 1921г. в закон о печати  были внесены первые ограничительные поправки, закон постепенно стал ужесточаться, особенно в отношении борьбы с изданиями прокоммунистического содержания. Так как северный Иран был исторически под сильным влиянием России, то и создание партий марксистского толка и печати марксистского содержания проходило под влиянием России. Газеты прогрессивного характера выходили в Тегеране, Тебризе, Ширазе и других городах. Коммунистическая партия Ирана  всесторонне поддерживала и помогала возрождению в стране демократической прессы. Коммунистическая партия Ирана в конце 20-х гг. большим тиражом начала выпуск теоретического журнала «Ситарейе сорх» («Красная звезда»), через который пропагандировались  коммунистические идеи. Журнал выпускался сначала в Австрии, а через некоторое время – в Германии.

В годы правления Реза-шаха, когда установилась диктатура, действовала жесткая цензура и многие прогрессивные (левые) газеты и журналы были закрыты. Официальной и самой массовой газетой была «Эттелаат» (Известия), издававшаяся  тиражом 15 тысяч экземпляров.[11]

Второй этап массового издания газет и журналов приходится на период Второй мировой войны, когда в одном только Тегеране выходило более 100 газет и около 30 журналов. Некоторые издания стали выходить даже на национальных языках – азербайджанском и курдском. Созданная после ввода советских войск в Иран в 1941г. Народная партия Ирана (Туде) выпускала ряд газет и журналов.

Но после ликвидации национальных автономий и по мере укрепления власти Мохаммеда Реза Пехлеви, пресса  стала подвергаться строгой цензуре. Подъем национального движения в начале 50-х годов, связанный с движением за национализацию нефти, вызвал новый подъем в издании прогрессивных газет, но после военного переворота 1953г., отстранившего лидера движения М.Мосаддека от власти, цензура в отношении прогрессивной печати вновь ужесточилась.

По закону о печати 1955г. разрешение на издание стало выдавать Министерство внутренних дел, а заявки рассматривались предварительно комиссиями, состоявшими из представителей министерств, соответствующих профилю издания.

До исламской революции 1979г. газеты и журналы издавались государством, частными лицами (почти 200 частных газет и журналов), учебными заведениями и пр. 17 газет издавалось на английском, французском, немецком и других западноевропейских языках. Издавалась газета на армянском языке, на ассирийском и две – на арабском.

Ведущую роль в периодической печати Ирана занимали два крупнейших издательства – «Эттелаат» и «Кейхан». На их долю приходилась более половины всего тиража иранских газет. Издаваемые ими газеты «Эттелаат» (до 24 страниц) и «Кейхан» (20-24 страницы) являлись полуофициозными газетами, и мало отличались друг от друга. На английском языке издавалась «Keyhan International», более сокращенный вариант «Кейхан». Правящей партией «Иране новин» издавалась «Недае Иране новин» (с 1964г.), утренняя газета тиражом более 10 тысяч экземпляров, а официальной оппозиционной партией» Мардом» – газета «Мехре Иран» (с 1942г.) – ежедневная утренняя газета  тиражом до 15 тысячи экземпляров. Также, как и между этими двумя партиями, противоречия между газетами касались различных аспектов претворения в жизнь государственной политики, главным образом, реформ «Белой революции», проводившихся с начала 1960-х годов, которые затрагивали экономическую и социальную структуру иранского общества. Аналитические статьи, касающиеся состояния экономики», публиковались  в Тегеранской газете «Бурс». Большинство газет и журналов в этот период  практически отличались светским характером.

Но издавались и газеты религиозного содержания, например, с 1949г. выходила ежегодная утренняя газета «Сетарее ислам», довольно большим тиражом в 3 тысячи экземпляров. Но эта газета не выступала с критикой режима, а издававшиеся в Куме набиравшим политический авторитет Р.Хомейни газеты, более похожие на листовки, распространялись тайно.

О том, какое значение имели средства массовой печати в период нарастания кризиса шахской власти, говорит реакция населения на статью, опубликованную в 1978г. в газете «Эттелаат» под псевдонимом Ахмада Рашида Мотлага. После нее началось восстание в Куме, шиитском центре Ирана, с призывами к свержению правительства. Оно стало катализатором демонстраций и забастовок, приведших к восстанию  в феврале 1979г., свергшему шахский режим. С 1978 г. цензура в отношении СМИ ужесточилась, число газетных изданий сократилось в январе 1978 г. до 27. Но по мере разворачивающихся по всей стране волнений, число изданий росло, уже в марте выходило 58 газет, а главное, росли их тиражи. Тиражи главных газет «Кейхан» и «Эттелаат» достигли рекордного за все время существования уровня –свыше 1 млн. В январе 1979 г., как только шах покинул страну, «Эттелаат» 17 января вышла с крупным заголовком на первой полосе «Шах сбежал»[7], что фактически означало призыв к действию.

Радиовещание и телевидение. С 1940г. в Иране начинает постоянно работать радиовещание, хотя  еще в 1925 г. в стране с помощью советских специалистов была создана длинноволновая радиостанция. Она вела передачи на Иран, на СССР и Турцию, через Бейрут – на страны Европы.  В 1940 г. в северной части Тегерана была построена крупная радиостанция, вещавшая на разной длины волнах. Особенно интенсивно радиовещание стало развиваться с конца 1940-начала 1950-х годов. Радиостанции были построены во всех крупных городах странах, в городах по периметру границ. С 1961г.  «Радио Ирана» начало работать на зарубежные страны. В соответствии с договором с США в Тегеране работала радиостанция американских вооруженных сил.

С 1958г. в Иране стало работать телевидение. Телевидение создается сначала как частное, первая телевизионная  станция была создана одним из крупнейших предпринимателей Ирана Хабибом Сабетом. Он был тесно связан с американскими компаниями, и оборудование для телестанций было закуплено в США. В 1959г. Х.Сабет построил мощную телестанцию в Абадане. Так же как и в сфере радио, с 1959г. в Тегеране стала действовать телевизионная станция американских вооруженных сил[6,c.434]. В 1966г. была создана государственная Национальная телевизионная компания, ставшая уже к 1967г. самой мощной в стране.[12] В 1969г. в Хамадане была построена телевизионная станция космической связи, которая  через систему искусственных спутников осуществляла связь между Ираном и странами Европы и Америки.

СМИ в Исламской Республике Иран. Пресса. Сразу же после революции пресса получила практически полную свободу. В первый после революции год- в 1979г. издавалось боде 440 газет и журналов. Более половины из них издается различными партиями и политическими группировками. В стране разворачивается широкая дискуссия по выработке текста конституции, постепенно начинает формироваться структура исламской власти, так как на всенародном референдуме 1 апреля 1979г. народ высказался почти единогласно за установление исламской республики. Безусловным лидером являлся имам Хомейни, который фактически сформировал еще во Франции, т.е. до возвращения в Иран и до победы революции, такие органы власти как Временное правительство и Исламский революционный совет (ИРС), ставший на период до выборов меджлиса законодательным органом. И уже в августе 1979 г. ИРС принимает решение о контроле над СМИ. 6 августа он принимает закон о печати, в котором учитывались положения Распоряжения Генерального прокурора от 30 июня 1979г. о том, чтобы издания публиковали на первой  полосе информацию о владельце издания, адресе издания. Закон о печати устанавливал необходимость лицензирования. Закон разрешал критику действий властей, но запрещал высказываться против ислама, против религиозных авторитетов, против государственной политики в целом. В противном случае налагался штраф или тюремное заключение. В ответ 258 журналистов выступили в «Эттелаат» с протестом. В ответ на эти выступления был запрещен ряд газет.

В декабре 1979г. на референдуме была принята Конституция. Согласно статье 24 «печать и пресса свободны в изложении любых вопросов, за исключением случаев, когда она противоречит основам ислама или общественным нормам». Как это похоже на статью 20 Первой иранской Конституции! В 1980г. после  выборов первого меджлиса и формирования нового правительства в стране ужесточилась внутриполитическая борьба, в сентябре 1980г. началась восьмилетняя война с Ираком. Многие из партий были распущены, как и их издания. В 1984г. был принят новый закон о печати, который официально отменил цензуру, но который возложил контроль за соблюдением свободы слова, за изданием любой литературы, в т.ч. газет и журналов, на Министерство культуры и исламской ориентации. Это одно из важнейших министерств в структуре государственной власти ИРИ, выполняющее функции министерства пропаганды. В составе министерства непосредственный контроль за прессой осуществляет Главное управление по делам печати.

После окончания войны и начала либерализации экономического курса  стало заметно и увеличение издательского дела, в т.ч. выпуска периордики. Но так как в результате президентских, парламентских и муниципальных выборов к власти приходят различные политические силы, это не может не сказываться и на количестве выпускаемых периодических изданий, а главное, на их политической направленности.  Так как, несмотря на широкое развитие в последние годы телевидения и интернета, газеты и журналы продолжают играть огромную роль в формировании общественного мнения, государство строго контролирует прессу.

Так, в октябре 1997 г., когда проходили выборы в Совет экспертов (высший орган, выбирающий лидера страны – рахбара), а Наблюдательный Совет заблокировал практически кандидатов реформаторского толка, и это широко освещалось в газетах, был даже образован Специальный суд духовенства Ирана по вопросам прессы. Ранее все иски против газет разбирались в общегражданских судебных инстанциях. В 1998г. были закрыты десятки изданий, были убиты 5 прогрессивно настроенных литераторов и журналистов. Некоторые газеты высказали мнение, что попытку создать независимую Ассоциацию писателей ИРИ. [8] О значимости прессы в политической истории Ирана красноречиво свидетельствуют события, связанные с закрытием в 1999 г. газеты  реформаторского толка «Салам».

6 июля газета опубликовала  секретную докладную записку заместителя министра информации по вопросам безопасности С.Эмами, в которой говорилось о недопустимости чрезмерной свободы прессы.  В ответ 8 июля газета была закрыта. В результате по стране прокатились мощные студенческие демонстрации протеста, которые многими экспертами расценивались как начало новой революции. В 2000 г. в разгар выборной компании в меджлис было совершено покушение на директора-распорядителя реформаторской газеты «Собхе эмруз» С.Ходжариана, который считался главным стратегом избирательной кампании реформаторов.

Последняя вспышка политической активности, связанная с несогласием официальных результатов президентских выборов, произошла в  2009г. Это так называемое «Зеленое движение», самое мощное со времен революции 1979г. оппозиционное движение.  В формировании протестного потенциала в это время, когда пресса находилась под жесткой цензурой,  огромную роль сыграли  не столько оппозиционные газеты «Мошаррекят», «Каргозаран», сколько новейшие формы СМИ- электронные издания и социальные сети.  О его массовости говорит то, что во второй половине 2009г.- начале 2010г. в газетах и интернет источниках вышло несколько десятков газет протестного содержания. Это – многостраничные газеты «Базр» (Семя), «Джаханеновин» (Новый мир), «Сабз»(Зеленый). Возникли многочисленные интернет-сайты.[9]

В настоящее время в Иране публикуется свыше 1500 печатных изданий, 60 из которых являются ежедневными газетами с общим тиражом 2 млн. экземпляров. Совокупный тираж всех изданий — около 60 млн. экземпляров. Газеты и журналы, помимо государственного персидского языка,  выходят, но небольшими тиражами, на азербайджанском, арабском, армянском и английском языках[14].

Исламский режим продолжает достаточно строго контролировать СМИ.  По индексу свободы прессы  Иран находится на одном из самых последних мест в мире. Хотя после выборов про-реформторски настроенного президента Ирана Хасана Роухани в 2013г. и подписания Венского соглашения (о снятии санкций) в июле 2015г. начались сдвиги в либерализации политической жизни, по результатам обследования за 2014-2015г. Иран по индексу свободы прессы оказался на 173 месте из 180 стран с индексом 72,32 (в 2011-12г. был на 175 месте [15].  Иранскую прессу можно условно разделить на три группы, на которые также с большой долей условности делится весь спектр политических сил. Это- реформаторы, консерваторы и прагматики, или центристы. Издание реформаторских газет- «Эттемаде мелли» и «Хамбастеги»  отановлено, как и центристской газеты «Каргозаран». К этому направлению можно отнести ежедневную «Этемад», «Эбтекар».

Газета «Хамшахри» — печатный орган тегеранской мэрии, занимающая в целом позицию, близкую к прагматикам. Выпускается много газет экономической тематики, в т.ч. ежедневная «Financial Tribune» на английском языке, публикующая аналитические статьи по разным проблемам отечественной и мировой экономики. Издаются газеты и журналы, ориентированные на определенные социальные группы и слои «Занан»(«Женщины»), молодежи и студенчества («Джаван»).

В последние годы с учетом расширения рынка мобильной связи, электроники и бытовой техники стали появляться соответствующие специализированные журналы, пользующиеся большим спросом у населения. 80% всей периодики публикуется на персидском языке, 20% — на английском, арабском и других, большинство зданий субсидируется государством. Некоторые журналы : «Караван» (электронный журнал), «Аму-Дарья» – издаются на русском языке, но пока не регулярно.

Некоторые газеты, как указывалось, издаются на языках национальных меньшинств. Наибольший исторический опыт имеет армянская диаспора. В настоящее время издается одна ежедневная вечерняя газета «Алик» («Волна»), первый экземпляр которой вышел в свет в 1931г.[14] Тираж газеты – 3тысячи экземпляров. Газета освещает проблемы жизни армян в Иране, в разных странах,  имеет несколько приложений, в том числе для молодежи «Хачмерук» («Перекресток»).

Радио, Телевидение, Интернет. После исламской революции радио и телевидение вошло в состав одной государственной компании – Иранскую Организацию радио и телевидения ИРИ (IRIB), по конституции подчиняющуюся рахбару. Имеет  5 общенациональных телевизионных каналов, около 30 провинциальных и несколько международных. Около 20 зарубежных персоязычных каналов  через спутники  имеют возможность показывать свои передачи.  В июле 2007 года в рамках организации стал работать международный телеканал «Пресс-ТВ», ведущий вещание на английском языке по всему миру. В  Иране действуют более 30 радиостанций различной направленности, в частности, информационное  радио  «Голос Исламской Республики Иран» (в т.ч. и на русском языке), молодежная «Джаван», культурная «Фарханг», спортивная «Варзеш», религиозная «Коран» и др. Все радиостанции контролируются государством.

Работают 2 спутниковых телеканала. Одним из иранских спутниковых каналов является «Джаме Джам», который вещает 24 часа в сутки и транслируется по всему миру.

Основным информационным агентством ИРИ является «Информационное агентство Исламской Республики Иран» («Хабаргозарийе джомхурийе эсламийе Иран) — ИРНА, работает на фарси и на английском языках. ИРНА имеет представительства в 30 странах мира. ИРНА выпускает также такие газеты как «Иран» (на фарси), «Иран дейли» (на английском языке), «Аль-Вафаг» (на арабском языке), спортивная газета «Иране варзеши» (на фарси).

В последние годы усилилось влияние Студенческого информационного Агентства (ИСНА), ведущего репортажи на фарси, английском и французском языках. Крупными агентствами являются  «Мехр»( mehrnews), «Фарс», «Арья», «Коран». «Коран» было создано в 2003г.  по инициативе  президента М.Хатами, целью его содействовать изучению Корана, обмен религиозными новостями.

Как уже отмечалось выше, все большее значение в политической и общественно-культурной жизни Ирана начинает играть интернет. После Зеленой революции его неоднократно отключали, ограничивали скорость. Тем не менее, этот вид СМИ в условиях жесткой цензуры выходить постепенно на первый план по своему влиянию.  Пользователями интернета по состоянию на середину 2015г. являются 36,1 млн. чел., т.е. более 44% населения. Страна занимает по этому показателю 26 место в мире.[15] При этом надо иметь в виду, что компьютерами в Иране оборудованы даже сельские школы. Возможно, то несмотря на то, что политическая либерализация в Иране, в отличие от экономической, с трудом пробивает себе дорогу, именно этот сегмент СМИ, сыгравший решающую роль в развитии «Зеленого движения» станет фактором постепенного снижения цензурного давления на средства массовой информации.

 

Список литературы:

  1. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905-1911 и 1978-1979гг. М. ИВРАН. 1998.Стр.58.
  2. Кермани Н. Тарихе бидарие ираньян.(История пробуждения иранцев). Тегеран.1910. Стр.288.
  3. Мамедова Н.М. Образовательное законодательство и система управлением образованием в Исламской Республике Иран.- Образовательные системы и образовательное законодательство государств Востока. М.Готика. 2005.Стр.107.
  4. Манучехри, Аббас. Политическая система Ирана.Санкт-Петербург.2007. Стр.8.
  5. Новая история Ирана. Хрестоматия. М.Наука. 1988. Стр.170.
  6. Современный Иран. (Справочник). М.Наука. 1975. Стр.420, 434.
  7. Уразаев Ф. Иранская пресса после исламской революции.- Исламская революция: прошлое, настоящее, будущее( тезисы докладов). М. ИВРАН. 1999. Стр.56.
  8. Филин Н.А. Социально-историческое развитие Исламской Республики Иран (1979-2008). Факторы устойчивости государственной власти. М. РГГУ.2012. Стр.123.
  9. Филин Н.А. Неудавшаяся революция цвета ислама. Причины подъема и упадка Зеленого движения в Иране. М. ЛЕНАНД.2015. Стр.221.
  10. Amin C.A. The Press and Public Diplomacy in Iran, 1820-1940. – Iranian Studies. Vol.48. p.270.
  11. Iran Almanac 1966. Tehran.1967.P.219.
  12. Iran Yearbook 1996.  1996. Bonn. P.281.
  13. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ir.html. Дата обращения 3.11.2016.
  14. https://mulloevsharif.wordpress.com. Дата обращения 3.11.2016.
  15. Worldwide Press Freedom. Index 2014-2015. Reporters without Borders, 2015. URL: http://gtmarket.ru/ratings/worldwide-press-freedom-index/  Дата обращения 4.11.2016.

 

N.M.Mamedova. Associative professor Department of Global Economy MGIMO, chief Researcher Fellow, Head of Iran Deptt., Institute of Oriental Stadiees Russian Academy of Science, Ph. D. Economics.

The media in Iran: history, current state, problems.

Abstract. The article describes the history of the media in Iran-from the Shah's era to the present day. There have been features of the media in Iran. It - strict censorship, conformity to Islamic principles, the state monopoly in the field of radio, television and in the media.

Keywords: the Shah's regime, the Islamic regime, Rahbar, press, internet, opposition movements.